Найти тему
Человек-метро

Закрытая навсегда станция метро в Ленинграде. Почему это случилось с "Дачным" и чем она запомнилась ленинградцам?

Оглавление

Метрополитен, как самый скоростной вид городского транспорта, есть в большом числе крупных и не очень городов мира. В России городов с метро семь (Москва, Петербург, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск, Екатеринбург и Казань) и каждая подземка, несмотря на обилие похожих черт, всё равно в мелочах различается.

Это неудивительно - каждый регион богат своей историей. В отделке станций нередко старались использовать местные материалы, привлекали своих архитекторов, в убранстве отражали мотивы, связанные с локальной топонимикой, героями края, достижениями в области науки и техники.

В разных источниках нередко можно встретить тезис об "особом пути" при создании советских метрополитенов, который выражается в возведении подземных дворцов, внутри которых человек труда, совершая ежедневную поездку, ещё и обогащается духовно, наблюдая красоту и испытывая восторг за свою родину.

В определенной степени в этом есть доля правды, но справедливо будет отметить, что помпезные дворцы строились ограниченное время и станции, скажем, периода 1960-1970-х годов уже не всегда можно назвать шедеврами архитектурной мысли. Тем не менее на фоне зарубежных подземных братьев наши подземки все равно по сей день отличаются и имеют свой неповторимый стиль, как в убранстве, так и в целом в планировке и организации.

Стройка на время, метро - на века?

Сегодня мы с вами на примере одной удивительной станции из прошлого раскроем ещё одну особенность советских метрополитенов - строительство временных станций метро.

Платформа станции "Дачное" - утраченной станции ленинградской подземки
Платформа станции "Дачное" - утраченной станции ленинградской подземки

В прошлом материале канала мы с вами познакомились с удивительными примерами, когда по какой-то конкретной причине закрывались станции метро. Основная масса примеров была представлена из-за рубежа, преимущественно из Нью-Йорка и Лондона, однако мы узнали и о факте закрытия станций в Советском Союзе.

Таких закрытых станций нашлось не так уж и много - всего три за всю историю отечественных подземок! Две в Москве и одна в Ленинграде. Рассказав подробно про станции "Первомайская" и "Калужская" московского метрополитена, я буквально обмолвился о третьей станции - "Дачное", которая работала в городе на Неве, но подробности оставил для отдельного материала. И вот это время пришло, тем более сегодня (на момент публикации) исполнилось 44 года с того дня, как станции не стало.

Вперёд к новостройкам!

В качестве вступления к нашему рассказу предлагаю переместиться немного в прошлое - в #Ленинград середины 1960-х годов. Этот город разительно отличался от привычного сейчас Петербурга и в первую очередь, конечно, застройкой.

Давайте взглянем на спутниковый снимок города-героя. Да, да, друзья, уже тогда такая технология была доступна. Почему было не взять просто карту города? А всё просто - подробных карт в те годы для гражданского населения не делалось по стратегическим соображениям, а других у меня нет.

Несмотря на то, что орбитальный аппарат, который бороздил просторы космоса, сделал фотоснимки под углом - ценность снимков это не убавило
Несмотря на то, что орбитальный аппарат, который бороздил просторы космоса, сделал фотоснимки под углом - ценность снимков это не убавило

Конечно, классические, можно сказать хрестоматийные городские объекты все на месте - вот, скажем, хорошо заметен Заячий остров с Петропавловской крепостью, стройной стрелой виднеется Невский проспект. Однако, как мне кажется, наиболее интересным будет конкретно сейчас оглядеть окраины. Возьмём тот же юго-запад, о котором далее и пойдет речь.

В 1960-е годы здесь, на Юго-Западе Ленинграда развернулось массовое жилищное строительство. На приведенном выше космическом снимке хорошо видно, насколько активно началась застройка в районе нынешних Ленинского проспекта (тогда он назывался проспектом Героев), улицы Зины Портновой, начального участка проспекта Ветеранов.

И на этом согласно генеральному плану развития Ленинграда останавливаться не собирались. А почему бы и нет? На юге грунты оказались заметно лучше, чего бы не строиться!?

Город наступает! Именно здесь потом появится станция метро "Проспект Ветеранов".
Город наступает! Именно здесь потом появится станция метро "Проспект Ветеранов".

Однако, живя и работая в крупном советском городе, градостроители уже тогда имели представление - без грамотно развитого транспортного сообщения труд будет сизифов. Дома можно понастроить пачками, но жителям нужно будет выбираться "в город" и наземный транспорт не во всех случаях сможет быть эффективным.

Конечно, тут я деликатно подвожу к метрополитену, но насколько хорошо он был развит в 1960-е? Честно говоря, подземка Ленинграда была еще совсем юной. Долго возводимая и открытая в 1955-м году, спустя десять лет она насчитывала всего 18 станций!

Вот и всё метро, собственно говоря."Окрестности Ленинграда", ГУГК, Москва, 1966 г. Спасибо Мише Крайнову и его замечательной коллекции: https://podzemka.spb.ru/
Вот и всё метро, собственно говоря."Окрестности Ленинграда", ГУГК, Москва, 1966 г. Спасибо Мише Крайнову и его замечательной коллекции: https://podzemka.spb.ru/

Восемнадцать станций это тоже неплохо, в 5-ти из 7-ми метрополитенов Российской Федерации и сейчас столько не найдётся ни в одном, но для развивающегося Ленинграда с 3,5 миллионами жителей, конечно, этого было недостаточно.

Строительство подземки всегда было невероятно затратным мероприятием (можно почитать на досуге еще один материал канала, в котором я пытаюсь объяснить откуда появляются такие многомиллиардные ценники), поэтому в кратчайшие сроки, к сожалению, направить новые линии к местам массовой застройки было не так-то и просто.

Схема первой очереди Ленинградского метро
Схема первой очереди Ленинградского метро

То, что подземка рано или поздно придёт на Юго-Запад знали едва ли не в 1930-е годы. Формально конечная (а вернее начальная) станция Автово, с которой отправились в 1955-м году первые поезда ленинградского метро, так или иначе находилась на юго-западной окраине города.

Так-то в принципе можно было бы сразу после пуска задуматься о продлении линии дальше на юг, но специалисты в области планирования давали себе справедливый отчет в том, что город сиюминутно нуждается в подземке в других районах. Ленинграду был необходим контур из нескольких пересекающихся линий, что в принципе было сделано достаточно оперативно - уже к 1967 году в городе на Неве функционировало три линии метро.

Но вернёмся к юго-западной окраине, неспроста я упомянул станцию Автово. Пути этого без преувеличения метродворца не заканчивались тупиками, а вели на улицу, где на большой площадке было размещено электродепо для вагонов и множество других подразделений подземки.

Схематично на карте города
Схематично на карте города
Вид в сторону станции "Автово". Впереди виден тот самый портал - место, где пути уходят под землю.
Вид в сторону станции "Автово". Впереди виден тот самый портал - место, где пути уходят под землю.

И что же получается? По сути уже имелся почти 800-метровый тоннель от станции "Автово", выводящий пути на улицу, и непосредственно наземный участок, направляющий поезда в нефы (ангары) депо.

Логистически было важно то, что метро, хоть и в виде служебного на тот момент участка, проходило под железнодорожным полотном оживленной ветви в порт - ежедневно железнодорожники проклинались "добрыми" словами из-за перекрытого переезда. В утренние часы пик нередки были случаи, когда общественный транспорт вставал в пробке перед проходящими грузовыми поездами.

Вид на переезд Проспекта Стачек через железнодорожные пути портовой ветви. Набор открыток “Ленинград”, “Государственное издательство изобразительного искусства”, 1959 год.
Вид на переезд Проспекта Стачек через железнодорожные пути портовой ветви. Набор открыток “Ленинград”, “Государственное издательство изобразительного искусства”, 1959 год.

Просто, временно, но со вкусом

В духе времени городским специалистам в области транспортного планирования пришла светлая идея - почему бы не возвести наземную станцию в непосредственной близости от электродепо?

В отличие от прокладки привычного, подземного метро, такой вариант экономически выглядел достаточно привлекательным - "кинуть" два дополнительных пути, возвести незамысловатую платформу и устроить небольшое помещение для касс и турникетов.

С прокладкой новых путей к станции сложностей больших не возникло - местность была незастроенной. Потребовалось уложить два пути протяженностью около 500 метров и переустроить стрелочные переводы вблизи портала - места выхода путей метрополитена на поверхность из тоннеля. Стрелки установили таким образом, чтобы поезда имели возможность следовать в прямом направлении без необходимости снижения скорости.

Схема путей станции "Дачное" и электродепо "Автово". На схеме видно, что в депо "Автово" всего 32 канавы (сейчас больше) и не построено ремонтное депо "Дачное" - соответственно, изображение актуально на период 1966-1970 гг.
Схема путей станции "Дачное" и электродепо "Автово". На схеме видно, что в депо "Автово" всего 32 канавы (сейчас больше) и не построено ремонтное депо "Дачное" - соответственно, изображение актуально на период 1966-1970 гг.

Станцию "Дачное", спроектированную и построенную в предельно сжатые сроки, открыли для горожан первым летним днём 1966 года. Почему так назвали необычно? А это устоявшийся топоним местности - еще в XIX веке в юго-западном пригородном направлении Петербурга любили селиться известные аристократические семьи, возводившие свои имения - попросту дачи. Уже в 1904 году в конкретной точке появляется посёлок "Дачное", название которого, несмотря на явно непролетарское название, всё равно смогло сохраниться. Не без временного переименования, но всё же. Сейчас на карте Санкт-Петербурга по-прежнему можно найти Дачный проспект и остановочный пункт пригородных поездов "Дачное".

Пресса о "Дачном"
Пресса о "Дачном"

С пассажирской платформой проектировщики сильно не мудрили - для реализации был выбран типовой проект наземной станции метро, который уже ранее был использован, например, в Москве на станции "Измайловская".

Станция "Измайловская" Московского метрополитена
Станция "Измайловская" Московского метрополитена

Тем не менее при разработке "парадного входа" - вестибюля станции #Дачное - архитекторы Ленгипрометротранса (организации, спроектировавшей практически все станции подземки в городе на Неве) не стали использовать готовые решения и, несмотря на временный характер здания, вложили, возможно, весь свой потенциал и душу. Иными словами - видно, что проектировали вестибюль с любовью и со вкусом.

Авторский рисунок от Человека-метро на основе материалов Игната Черняева
Авторский рисунок от Человека-метро на основе материалов Игната Черняева

Небольшой вестибюль, выходящий на Трамвайный проспект, получился очень светлым благодаря витражному остеклению. По своим четким, лаконичным формам он однозначно был подлинным образцом советского архитектурного модернизма (одного из трёх главенствующих архитектурных стилей-эпох в #СССР).

Вестибюль отличался от многих остальных необычной планировкой, связанной с наземным размещением посадочных платформ. Очевидно, что в "Дачном" не было потребности в эскалаторах, а лестничные подъемы были совсем незначительные.

Планировочная схема вестибюля станции "Дачное" на основе материалов Игната Черняева
Планировочная схема вестибюля станции "Дачное" на основе материалов Игната Черняева

При этом любопытно, что выход на улицу пассажиров, прибывших в "Дачное" на поезде, не был каким-либо образом ограничен. С платформы просто вела лестница на уровень проезжей части Трамвайного проспекта. Всё держалось на доверии - никаких турникетов не было. Была только лаконичная и взывающая к совести табличка - "НЕТ ВХОДА".

Конечно, я совсем не исключаю, что находились особо просвещенные личности, которые этим пользовались для бесплатного прохода в метро, но по воспоминаниям очевидцев это не носило массовый характер - большинство пассажиров проходило культурно через турникеты в уютном вестибюле.

Друзья, вы можете поделиться своим опытом использования станции "Дачное" в комментариях к этой публикации - я и другие читатели будем вам очень признательны!

Давайте немного посмотрим на вестибюль внутри. Здесь ничего лишнего - три окошечка кассы и монеторазменные аппараты, которые разменивали 10-ти, 15-ти и 20-ти копеечные монеты на "пятачки". Представьте себе, друзья (особенно, кто помоложе), цена проезда в метро не менялась на протяжении 30 лет(!) и составляла всего 5 копеек.

Оплатив проезд и поднявшись по лестнице пассажир практически мгновенно оказывался на платформе. Продуваемая всеми ветрами, она, конечно, не была эталоном комфортности, но от дождя, снегопада и в иной раз от жаркого солнца спасти пассажира всё же могла.

Как я уже выше сказал, платформа "Дачного" не была уникальной - ранее подобный проект уже был использован в Москве, однако в мелочах, конечно, отличия имеются.

Схематическое изображение станции "Дачное" на основе материалов Игната Черняева
Схематическое изображение станции "Дачное" на основе материалов Игната Черняева

Помимо разной организации проходов пассажиров на платформу в "Дачном" по-иному был решён глухой торец платформы. Это место никто толком не фотографировал, однако в собственной метрополитеновской многотиражке один снимок мне посчастливилось обнаружить:

Торец станции "Дачное"
Торец станции "Дачное"

Видим стильные часы, модные остеклённые двери в помещение дежурной по станции и кирпичная рустовка. Казалось бы, зачем заморачиваться, станция-то временная? Нет же, старались сделать симпатично даже при относительно скудных возможностях.

Служебные помещения, включающее рабочее место дежурной по станции, были интегрированы в небольшую двухэтажную кирпичную пристройку, которая завершало станцию и создавало иллюзию своеобразного капитанского мостика.

Фирменная схема специально для читателей этого канала. Спасибо за основу Игнату Черняеву
Фирменная схема специально для читателей этого канала. Спасибо за основу Игнату Черняеву

Есть возможность показать вам и совсем изнаночную сторону - вид на пристройку со стороны, которую могли наблюдать машинисты по прибытии на станцию:

Фотография относительно современная и отчасти раскрывает интригу, но об этом поговорим дальше
Фотография относительно современная и отчасти раскрывает интригу, но об этом поговорим дальше

Поездная эстафета

По станции мы с вами быстренько пробежались, а теперь я хочу рассказать о том, как было организовано движение поездов. Всё-таки ничего подобного в Ленинграде и Петербурге не было ни до ни после "Дачного".

В чём же дело? "Дачное" - была конечной станцией, соответственно здесь возникала потребность поезда оборачивать - то есть направлять в противоположную прибытию сторону.

"Дачное"
"Дачное"

В подавляющей массе станций метро СССР и РФ за станциями предусматривают оборотные тупики со стрелками. Вы наверняка обращали внимание когда-нибудь на конечных станциях метро как вас просят освободить состав, а он уезжает куда-то дальше в тоннель. Там в этих загадочных недрах переводятся стрелки и машинисты выкатывают этот же поезд уже на соседний путь, где его уже ожидает новый отряд страждущих пассажиров.

Головной вагон типа Е №3227- достаточно редкий кадр, чтобы "ешка" была в голове. Я уже такого не застал
Головной вагон типа Е №3227- достаточно редкий кадр, чтобы "ешка" была в голове. Я уже такого не застал

В "Дачном" платформа упиралась практически в проезжую часть Трамвайного проспекта, по южной стороне которого уже были выстроены пятиэтажные многоквартирные дома ("Хрущевки", так сказать) - соответственно оборотные пути строить было негде.

-26

Но эта рядовая неурядица не испугала проектировщиков - было принято решение сделать стрелки не "за", а "перед" станцией. Конечно, в эксплуатационном плане такая схема была не очень привлекательной - высокой парности или, по-человечески выражаясь, коротких интервалов при ней не добиться, но изначально знали - решение временное.

Чтобы вы смогли лучше разобраться в схеме организации оборота поездов, я подготовил для вас небольшой анимационный ролик:

Схема оборота поездов по станции "Дачное"
Схема оборота поездов по станции "Дачное"

Можно найти в сети и две единственные фотографии, на которых можно заметить те самые четыре стрелочных перевода и поочередно прибывающие поезда.

Машинисты, которые останавливали состав в "Дачном", высаживали пассажиров, приводили свою кабину в нерабочее состояние и выходили из неё на платформу.

Далее их ожидала неспешная прогулка к хвостовой кабине, которая, соответственно, после коротких манипуляций превращалась в головную. По окончании посадки пассажиров машинист объявлял коронное: "Осторожно двери закрываются! Следующая станция "Автово"" и поезд уезжал в сторону портала.

Машинисты и их помощники идут по платформе станции "Дачное"
Машинисты и их помощники идут по платформе станции "Дачное"

Метро на улице

Станция "Дачное" действительно стояла особняком среди других метроостановок Ленинграда. Судите сами - в городе, где каждый житель без труда различает до пятидесяти оттенков серого цвета из-за довольно капризной погоды и где метро очень глубокое, выезд на поверхность был сродни маленькому чуду.

Я очень хорошо помню свои детские впечатления от первого посещения станции "Девяткино", где поезда степенно выкатывались на залитый солнцем перрон, а их машинисты невольно жмурились от светового удара по глазам. И это при том, что станция фактически находится внутри остеклённого здания!

В случае же с "Дачным" пассажир, следовавший с "Автово" внутри поезда, в определенный миг внезапно и резко оказывался на улице, что было весьма непривычным.

Следование поезда по наземному перегону между станциями "Дачное" и "Автово"
Следование поезда по наземному перегону между станциями "Дачное" и "Автово"

Сразу представились глаза пассажиров, которые начинали разглядывать промышленные пейзажи за окном - смотреть толком было не на что, в отличие от тех же живописных наземных участков, скажем, в Москве или Киеве, но в ленинградском случае это было лучше, чем постоянно мелькающий в темноте тоннеля кабель.

Раскрасил редкую фотографию. Источник: metromen@livejournal.com
Раскрасил редкую фотографию. Источник: metromen@livejournal.com

Особенность выезда на поверхность при движении к станции "Дачное", кстати, весьма здорово показана в кинофильме "Шаг навстречу", снятом Ленфильмом в 1975 году.

Станция - киногерой

В принципе, о станции "Дачное", используемой в качестве фона для эпизодов фильмов, я уже рассказывал в подробном материале, посвященном кинолентам, которые снимались в ленинградском-петербургском метро, но не повториться просто невозможно. Когда еще о "Дачном" поговорим?

Несмотря на скоротечность своего бытия - всего 11 лет, "Дачное" снимали в кино аж 4 раза! Едва ли не больше, чем все другие станции ленинградской подземки.

В "Шаге навстречу" действительно очень ярко показали выезд на поверхность и выход героев из поезда, спешащих в толпе к выходу на Трамвайный проспект.

В фантастической комедии 1967 года "Его звали Роберт" "Дачное" показывают эпизодом, но в нём можно получить представление о том, как выглядела лестница выхода в город и каким материалом была отделана стенка выходного портала:

Буквально недавно я с радостью обнаружил, что "Дачное" можно еще увидеть и в очень коротеньком эпизоде фильма "Происшествие, которого никто не заметил" с прекрасной Жанной Прохоренко. Там буквально 3 секунды показывают станцию:

Кадр из к/ф "Происшествие, которое никто не заметил", Ленфильм, 1967 год.
Кадр из к/ф "Происшествие, которое никто не заметил", Ленфильм, 1967 год.

И, наконец, полноценный бенефис у "Дачного" был в киноленте "Цвет белого снега". Главная героиня фильма работает контролером на самой станции, поэтому интересных ракурсов в этом кино предостаточно. Жаль только, что лента черно-белая:

В одном из эпизодов можно увидеть отправление поезда и небольшой фрагмент следования его по пути в сторону портала:

Вид из кабины машиниста
Вид из кабины машиниста

...а также процесс уборки путей от снега. Бытует мнение, что как раз из-за климатических особенностей Ленинграда и опыта эксплуатации "Дачного", платформа которой была открыта и практически не защищала пути от атмосферных осадков, все последующие наземные станции метро в Северной столице строились уже закрытыми и с боковыми платформами.

На этом скриншоте можно разглядеть необычную снегоуборочную технику - самодельный аппарат с кабиной от грузовика ЗИС-151.
На этом скриншоте можно разглядеть необычную снегоуборочную технику - самодельный аппарат с кабиной от грузовика ЗИС-151.

Прощание со станцией

Когда нашу станцию-"времянку" еще только строили, специалисты уже приступали к проектированию нового участка Кировско-Выборгской линии, одна из двух станций которого была призвана заменить "Дачное". Речь идёт о станции "Ленинский проспект", ближайший лестничный сход которой расположен буквально в 250 метрах от вестибюля станции "Дачное":

Схематично и наглядно. Основа: сервис Яндекс.Карты
Схематично и наглядно. Основа: сервис Яндекс.Карты

Соответственно, каждый из вас может увидеть - расстояние между двумя станциями несущественное, поэтому сохранять "Дачное" не было никакого смысла - удаленная от крупной городской магистрали с развитым движением общественного транспорта она была бы явно невостребованной.

Более того, друзья, платформа "Дачного" была достаточно короткой - всего 117 метров и не могла вместить полностью даже шестивагонный состав. Напомню, что все станции первой линии Ленинградского метро строились сразу из расчета приёма восьмивагонных поездов.

Очевидцы рассказывают, что когда в 1970-м году удлинили составы (было 5 вагонов - стало 6), в "Дачном" последняя дверь хвостового вагона открывалась буквально в "пропасть" - выйти из неё безопасно было невозможно. Так-что шансов выжить у "Дачного" не было.

Достаточно известная фотография, которая иллюстрирует один из последних дней работы станции. Источник: http://dachnoe.nm.ru
Достаточно известная фотография, которая иллюстрирует один из последних дней работы станции. Источник: http://dachnoe.nm.ru

Станция "Дачное" была закрыта 5 октября 1977 года - в один день с открытием нового участка Кировско-Выборгской линии от станции "Автово" до станции "Проспект Ветеранов".

Демонтаж платформы станции "Дачное"
Демонтаж платформы станции "Дачное"

К разбору платформы приступили не сразу, да и вестибюль на Трамвайном проспекте долгое время не трогали. Есть предположение, что какое-то время рассматривалась возможность приспособления здания под другие нужды. Большие витражные стекла перекрыли фанерой, а двери заколотили.

Здание вестибюля станции "Дачное"
Здание вестибюля станции "Дачное"
Здесь вестибюль уже обнесён "фирменным" строительным забором с "ромбиками"
Здесь вестибюль уже обнесён "фирменным" строительным забором с "ромбиками"

По всей видимости, ни одно хозяйство бывший вестибюль не заинтересовал, поэтому спустя около семи лет он вместе с платформой был разобран, однако кое-что всё-таки сохранилось...

Вторая жизнь "Дачного"

Удивительно, но по сей день есть возможность увидеть кусочек той самой первой наземной платформы ленинградского метро. А конкретнее - двадцатиметрового фрагмента платформы и примыкающего к нему помещения, в котором располагался так называемый "блок-пост" - место работы дежурного по станции и дежурного по приему и отправлению поездов.

Снимок сделан до 2006 года - очертания платформы хорошо просматриваются
Снимок сделан до 2006 года - очертания платформы хорошо просматриваются

То, что было когда-то пассажирской платформой, оконтурили по периметру кирпичной кладкой и вставили окна - таким образом получились дополнительные служебные помещения, которые заняли...сотрудники ГосАвтоИнспекции (#ГАИ).

Современное состояние здания
Современное состояние здания

В 2006-м ведомство сделало косметический ремонт и зашило стены здания "невероятно привлекательным" сайдингом. Вполне в духе того времени - модно было. Фасады обновили, но вместе с тем были скрыты характерные элементы кладки, которые выдавали в МРЭО остатки станции "Дачное". Если не знаешь - так и никогда не догадаешься о необычном метропроисхождении.

По сей день ОП МРЭО #ГИБДД № 5 ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (так это место правильно именуется) размещается и работает во фрагменте станции "Дачное". Здесь выдают государственные регистрационные знаки на автомобили, регистрируют транспортные средств и предоставляют ряд других услуг.

Чтобы помнили

В заключении мне хочется рассказать о небольшом личном вкладе в сохранении истории станции "Дачное".

Как известно, с 2005 года в Петербургском метрополитене была заведена славная традиция выпуска сувенирных жетонов, приуроченных к юбилеям станций, открытиям новых участков и важным памятным датам и событиям, прямо или косвенно связанных с метрополитеном. Таким образом, стали появляться жетончики, которыми подземка праздновала 50-летия станций.

Будучи в определенный период идейным вдохновителем человека, который курировал выпуск юбилейных жетонов в метро, мне посчастливилось обосновать необходимость выпуска жетона в память о станции "Дачное"...

...В июне 2016 года в кассы метрополитена поступил соответствующий юбилейный жетон. Спасибо бывшему начальнику метро - Владимиру Александровичу Гарюгину за то, что он поддержал идею и позволил жетону появиться на свет.

Открытка с жетоном, посвященная 50-летию станции "Дачное". 2016 год, Санкт-Петербургский монетный двор, тираж 10 тыс. шт.
Открытка с жетоном, посвященная 50-летию станции "Дачное". 2016 год, Санкт-Петербургский монетный двор, тираж 10 тыс. шт.

Фотографий станции, как мы с вами убедились, сохранилось достаточно, но, тем не менее, в конце этого рассказа мне хочется обратиться к вам, дорогие читатели и друзья. Быть может в ваших домашних семейных архивах имеются какие-либо фотографии этой удивительно станции метро? Автор канала был бы очень признателен вам за возможность увидеть "Дачное" с новых точек и ракурсов.

Однажды, листая семейные альбомы в семье близких друзей, я был ошарашен, обнаружив фотографию вестибюля станции, на фоне которого был запечатлен друг моего отца.

Пушняков Игорь Валентинович и станция "Дачное". Год примерно 1968-1969.
Пушняков Игорь Валентинович и станция "Дачное". Год примерно 1968-1969.

Возможно и в вашей коллекции может найтись уникальная наземная станция метро "Дачное".

На этом, друзья, пришла пора прощаться. Спасибо, что ждёте и поддерживаете. С уважением к вам, Человек-метро!

-48

До скорых встреч!

Подписка на канал крайне приветствуется.

#метро #заброшенное #санкт-петербург #история