В Калужской области, недалеко от города Малоярославец, находится санаторий Воробьёво. На его территории стоит красивейший особняк в стиле модерн - главный дом усадьбы Воробьёво. Из плюсов - к нему можно подойти свободно, несмотря на санаторий, из минусов - особняк заброшен, медленно разрушается, внутри царит беспорядок.
С 18 века эти места принадлежали нескольким фамилиям подряд, а на рубеже 19-20 столетий здесь начал обустраивать поместье лейб-медик Императорского двора, потомственный хирург, автор многочисленных медицинских трудов и "отец русской урологии" Сергей Петрович Фёдоров.
Некоторые специалисты называют автором проекта дома знаменитого архитектора, гения модерна, Льва Кекушева, а шведского инженера-строителя Гуннара Свенсона - лишь руководителем строительства.
Общие черты с другими постройками Кекушева и правда имеются. Сравните хотя бы усадьбу в Воробьево с особняком Анны Кекушевой на Остоженке в Москве, который архитектор выстроил для своей семьи.
Сходство прослеживается в формах, общей конструкции и даже в некоторых деталях.
Сергей Петрович Фёдоров был одним из талантливейших врачей своего времени. Он - автор новых методов диагностики и операций, а также хирургических инструментов. Многие зарубежные технологии он вывозил из Европы и внедрял в России. Кроме урологии, внёс огромный вклад в развитие брюшной хирургии, нейрохирургии и анестезиологии в нашей стране.
Не удивительно, что такой человек не смог остаться без внимания при дворе.
Фёдоров сопровождал Николая II в многочисленных поездках, был при нём во время Первой мировой, когда царь и наследник выезжали на фронт, лечил цесаревича Алексея. С Фёдоровым Николай II советовался и перед отречением, обсуждая перспективы здоровья и состояния Алексея. Лишь после того, как врач подтвердил, что наследник неизлечимо болен, император отрёкся и за себя, и за сына.
Из-за методов лечения наследника Сергей Петрович был вынужден конфликтовать с Григорием Распутиным. Рассказывают даже, что после одной из ссор, "старец" так рассердился на хирурга, что испачкал нечистотами все его инструменты.
После революции Фёдоров отказался уехать из России, несмотря на просьбы и предложения знакомых и друзей. Он продолжил работать на благо уже советской медицины, решив, что его специальность и труды будут востребованы при любом режиме. Так и стало.
Сергей Петрович был удостоен почётного звания Заслуженный деятель науки РСФСР, возглавил Институт хирургической невропатологии (сейчас Российский нейрохирургический институт им. А.Л. Поленова) и даже первым из хирургов был награждён орденом Ленина.
Казалось бы всё так прекрасно, но..
Казалось бы человека нужно высоко ценить, однако (как видим на фото выше) даже музей Фёдорова в его же усадьбе заброшен и никому не нужен. Он открылся в нулевых, немного поработал и зачах.
Не лучше дела и у особняка. У входа следы вандалов, надписи, разбитые окна.
Через одно окно я заглянул вовнутрь. Вот такая картина:
Как можно так относиться к памяти этого великого человека, я не понимаю. Вроде бы подобный Фёдорову должен быть национальным героем и на него должны бы ориентироваться будущие поколения, но в Воробьёво же пока разрушается его усадьба, а часть экспонатов музея валяется как мусор.
Неужели потомки и страна предали человека, который в своё время не предал, рискуя собственной жизнью, эту же страну?
Я уже молчу про то, что дом не только уникален, но и просто красив и прекрасен внешне.
Неужели, имя и память выдающегося медика пачкают тем же, чем испачкал Распутин его инструменты? К величайшему даже не сожалению, а позору! И подобных случаев, увы, много.
А домом можно любоваться долго! Одна башенка чего стоит! Её шляпа напоминает шляпу сказочного волшебника или гнома.
Наверное, на этом балконе Сергей Фёдоров любил по вечерам пить чай из самовара и любоваться окрестностями и усадебным парком. Ныне он также запущен, я даже не стал его снимать.
Надо сказать спасибо, что хотя бы мемориальную доску не сдали в металлолом.
Скорее всего необычный вид усадьбы - это желание Фёдорова угодить вкусу и предпочтениям своей супруги, Евгении Николаевны Коншиной. Она происходила из семьи текстильных фабрикантов, училась рисовать в Париже, имела собственный художественный салон. Такой человек просто не мог оставаться в стороне от популярных и модных тогда архитектурных и культурных явлений, каким и считался модерн.
Каких только окон здесь нет! Не налюбоваться!.
А с этого ракурса особняк похож как пузатый самовар.
Постройка усадьбы закончилась в 1904 году. Думали тогдашние хозяева этих мест не только о себе - Сергей Фёдоров на свои деньги выстроил больницу и школу для местных.
Школа работает и сегодня, а вот на дом спустя чуть более 100 лет без слёз не взглянуть. И ведь находится он не в глуши, а на территории действующего санатория. Как так можно?
Неужели через какое-то время и особняк в Воробьёво пополнит списки утраченных памятников прошлого России?
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!