Атомные подводные лодки проекта 885 и 885М типа «Ясень» по ряду характеристик считаются лучшими в своём классе, хотя определить к какому именно она относится порой бывает проблематично. Однако не только за характеристики эту подлодку стоит выделять – похоже она станет первой по-настоящему массовой АПЛ нашего флота.
Приветствую на канале!
Подлодки проекта 885/885М начали прорабатывать ещё в конце 70-х – тогда появилась идея создать универсальный боевой корабль 4-го поколения, который сможет одинаково успешно решать задачи, возложенные на такие подлодки, как «Щука-Б» и «Антей». Напомним, что первая является классическим охотником, имея на борту лишь торпедные аппараты и в основном торпеды, а вот вторая – это очень большая подлодка, рассчитанная на борьбу с авианосными соединениями противника благодаря 24 тяжёлым противокорабельным ракетам. Изначально планировалась, что примерно 30 таких подлодок смогут заменить все перечисленные атомоходы, но 90-е сыграли свою роль. Первую АПЛ проекта заложили ещё в 1993, но вялотекущее строительство привело к тому, что она вышла на испытания только в 2011, а передача флоту состоялась в 2014. Срок, мягко говоря, приличный, однако серию решили продолжить, но гораздо более скромную – всего 6 кораблей, из которых головной построен по классическому 885, а оставшиеся 5 уже по обновлённому «М»-проекту.
Но на флоте прекрасно понимают, что 6 кораблей, пусть и очень удачных, не справятся с задачами стратегического сдерживания – нужно больше, хотя бы два десятка. И в 2019 году ситуация переменилась – заключён контракт ещё на 2 подлодки, общее число которых выросло уже до 9. Слов мало – нужно дело, и в 2020 эти два атомохода были оперативно заложены. И вот недавно стало известно, что флот будет заказывать больше подлодок этого типа, контракт на которые, вероятно, будет подписан уже в следующем году – информацию подтвердил сам Юрий Борисов. Но тут возникает вопрос – а почему же решили отложить «Хаски»? Ведь изначально хотели построить с десяток «Ясеней», а затем начать строить новые АПЛ? И хорошо, что перенесли. Во-первых, флот может получить реально крупную серию атомоходов, сравнимую с временами СССР – тогда среди многоцелевых и ПЛАРК рекордсменами были классические «Щуки» (26 кораблей) и 675 проект (29 кораблей). В среднем строили по 7-10, а затем переходили к новому проекту, что совсем не дёшево и не всегда эффективно. Ну а во-вторых, флот завязан на 885М проекте по ряду причин, главной из которых является его успешность – это тот редкий случай, когда универсальность получилась, как в случае с корветами проекта 20380.
«Ясень» успешно может работать как по суше, так и по надводным и подводным целям – эффективность достаточно высока. Путём комбинирования вооружения можно решать совершенно любые подходящие задачи – количество ячеек под ракеты от 32 до 40. Нужно остановить АУГ противника? Легко, 32 «Циркона» в этом помогут. Нанести удар в тылу противника крылатыми ракетами? Тоже можно, 40 «Калибров» с этой задачей справятся. Есть мнение, что для АПЛ готовят Х-101 и другие перспективные боеприпасы. Но есть подозрения, что не только КР могут быть на борту – 7-ой представитель серии, «Ульяновск», строится по немного изменённому проекту и, вероятно, это первый атомоход проекта 09853, что намекает на «Посейдон». По сути это носитель ядерных торпед, но со всеми преимуществами классического 885М – скрытность, автономность, мощный ГАК и 10 ТА. Если это действительно так, то желание флота продолжить серию и получить крайне удачную подлодку легко объясняется. К тому же её цена относительно не высока – 41 млрд рублей для серийного корабля. Головной стоил около 50, «Казань» - 47. Показатель сравним с фрегатами проекта 22350, которые аналогично под 40 млрд, но при этом они не атомные.
Как итог отметим, что лодка имеет ещё и высокий модернизационный потенциал, о чём не раз говорили её разработчики - билет в долгую жизнь. В целом, решение сдвинуть «Хаски» понятно, и оно логично – лучше построить сильный флот здесь и сейчас, чем бесконечно переходить к новым проектам.