Советское государство, конечно, подарило простому народу сносную жизнь – сытую, одетую, относительно безопасную. Но формирование СССР и его идеологии было лишь началом коммунистического плана. Задача состояла в том, чтобы создать нового человека, который был бы идеален с точки зрения марксизма-ленинизма – он отдавал бы свои интересы обществу, то есть был бы приверженцем коллективизма, придерживался атеистических воззрений, работал много и эффективно, страшно ненавидел бы «буржуев», пардон, капиталистов с их ценностями. С какой-то точки зрения задумка может и неплохая, вот только реализовать ее быстро и не воздействуя на людские массы невозможно. В дело вступила знаменитая советская пропаганда.
Как она работала
Основа коммунистической пропаганды следующая:
- выделяются вожди, которым создается культ личности;
- народу максимально подробно рассказывается о некоторых выдающихся событиях и их участниках, которые становятся примерами (разумеется, с искажениями реальности, чтобы все выглядело идеально);
- создается враг (в нашем случае – капитализм как таковой и некоторые западные страны);
- расписываются перспективы следования заветам того же Ленина.
Все, стратегия готова, осталось донести информацию до народа. С одной стороны, ничего сложного – в руках у советской власти сконцентрированы средства массовой информации, искусство и прочие методы воздействия на массы. Но, с другой стороны, делать это нужно системно и последовательно.
Началось все с создания культа личности Сталина. Именно Иосиф Виссарионович должен был стать тем вождем, ради которого народ хоть в огонь, хоть в воду, хоть на верную смерть.
Образ его начал транслироваться везде, где только возможно:
- картины;
- скульптуры;
- СМИ;
- политические беседы с профессиональными пропагандистами.
На фоне этого начали создаваться героические образы, которые, якобы, возникли именно благодаря Сталину и его окружению, а также деятельности Партии как таковой. Разумеется, возможным это стало с точки зрения советской пропаганды только с помощью учения Ленина, Маркса и Бог его еще знает кого еще. Пример – Алексей Стаханов, Челюскинцы, Валерий Чкалов и пр. Конечно, никто не хочет принизить заслуги этих людей, но советским гражданам их образы вдалбливались в голову изо дня в день, они превращались в символы, народ вынуждали следовать примеру своих героев, отказываясь от старых ценностей и приобщаясь к новым.
Кто занимался пропагандой
Поначалу это было делом сугубо государственным. В первую очередь, пропаганда пошла на предприятиях – чиновники, прибывающие с визитами на заводы, начинали «задвигать» трудовому народу нужную информацию, то есть рассказывали о тех же подвигах, ставя в пример новоявленных героев, отмечали роль вождей в этом деле и так изо дня в день. Аналогичную работу проводили руководители этих предприятий, а подкреплялось все газетами, радио, предметами искусства, а, начиная с 50-х гг., еще и телевидением.
Постепенно к делу подключались простые люди, не имеющие как такового отношения к государственному аппарату:
- рядовые рабочие и крестьяне;
- молодежь, особенно, школьники, впитавшие в себя идеи коммунизма, словно губка;
- деятели искусства и научные работники.
Они не ставили перед собой задачу скорректировать мышление других граждан. В этом случае срабатывал фактор, характерный для последователей любых тоталитарных идей – они говорят о своей идеологии 80% времени, думают в основном о ней, следовательно, высмеивают тех, кто отказывается придерживаться их воззрений.
Теперь представьте, что большая часть общества на протяжении 2-3 поколений поглощена коммунистическими идеями. Волей или не волей, все люди, которые ей противятся, будут постепенно втягиваться в этот «мир» посредством государственной и народной пропаганды. Тем более дети, которые родились в этой среде, с самых юных лет будут впитывать в себя ценности этого общества. Советская пропаганда – идеальная машина, но и она в какой-то момент дала сбой. Может, она оказалась слишком «навязчивой»?