С.А. Шапковская
Сегодня мы расскажем об этимологии названий некоторых цветов, а также об их символическом смысле, отраженном в мифах и преданиях. В качестве иллюстраций будут использованы произведения живописи и декоративно-прикладного искусства из собрания музея-усадьбы "Кусково".
Фиалка - ранний весенний цветок, который издавна считался символом скромности, чистоты и верности в любви.
В XVI веке фиалку начали разводить в садах и со временем создали множество новых сортов, в том числе анютины глазки, которые по богатству палитры уже трудно назвать скромными.
Мак, согласно одному из древнегреческих мифов, впервые вырос там, где упали на землю слёзы богини Афродиты, потерявшей своего возлюбленного – охотника Адониса. В античные времена мак был атрибутом бога сна Гипноса и его сына – бога сновидений Морфея. Это связано с усыпляющими свойствами мака, которые были известны древним грекам еще в V веке до нашей эры.
Множество зёрен, созревающих в каждой маковой коробочке, сделали мак символом плодовитости, он стал атрибутом супруги Зевса, покровительницы семьи и брака Геры. В Западной Европе у некоторых народов вплоть до начала XX века существовал обычай сыпать в башмаки новобрачной маковые зёрна, тем самым желая молодожёнам много детей.
Незабудку сама римская богиня Флора (покровительница растений и цветов) наделила волшебным свойством: напоминать нам о близких, о былых чувствах, о родных местах.
Одна из древнегреческих легенд повествует, что слезы Эгле, невесты пастушка Ликаса, вызвали к жизни голубые незабудки. Ликас и Эгле были самой красивой парой из всех пастухов и пастушек Аркадии. Они были неразлучны, но однажды Ликас получил приказание отца немедленно вернуться домой и вступить в наследство, оставленное ему дядей. Тогда у бедной Эгле зародилось сомнение: как бы Ликас, разбогатев, не изменил ей и, увлекшись какой-нибудь городской красавицей, не бросил ее? Но она не решилась открыть ему свое опасение , так как боялась своей недоверчивостью обидеть его. Между тем сердце ее разрывалось от горя на части...
Когда настала минута разлуки, Ликас нежно обнял возлюбленную, и взволнованная до глубины души девушка не смогла сдержать своих слез! Капли слез чудных, светло-синих глаз Эгле упали на траву, и о чудо! Каждая из этих слез превратилась в такой же голубой, как и глаза девушки чудесный цветок. Это и были первые незабудки. Эгле сорвала нежные цветы и молча протянула возлюбленному. «Не забудь меня»!», - говорил ее взгляд и Ликас понял то, что она не решалась сказать ему.
Ирис, в переводе с греческого языка название этого цветка переводится как «радуга».
Этому прекрасному цветку, цветовая гамма которого выдержана в разнообразных оттенках от белоснежного до черного, посвящено много легенд. Имя этому растению, в честь древнегреческой богини Ириды, дал сам Гиппократ. Легенда гласит, что когда Прометей украл у олимпийских богов небесный огонь и отнес его людям, землю сразу озарила семицветная радуга, символизировавшая радость живых существ, которые получили огонь. Радуга не гасла, даря людям надежду, уже село солнце, а она все также светилась. Но вот настало утро — солнце снова осветило землю, а на том месте, где люди увидели радугу, цвели ирисы.
Венерин башмачок называют еще северная орхидея. Редко кому удаётся увидеть этот цветок, произрастающий в естественных условиях. Необыкновенная красота цветка издавна волновала воображение людей, и они сложили множество историй и легенд.
В древнегреческой мифологии существует легенда о туфельках Венеры, превратившихся в прекрасный цветок. Во время охоты Венеру и Адониса застала гроза и они спрятались от дождя в укромном месте. Мимо проходил человек, который не заметил богиню и ее возлюбленного, зато увидел брошенный на земле золотой башмачок Венеры. Как только смертный протянул руку, чтобы поднять башмачок, тот превратился в цветок, напоминающий туфельку.
С некоторыми музейными предметами связаны загадки. В этой публикации мы попробуем разгадать одну из них. На фотографии вы видите вазу-уникат из собрания музея-усадьбы Кусково.
Ваза была выполнена в 1904 году на Королевской фарфоровой мануфактуре в Копенгагене (автор формы – Арнольд Крог, автор росписи – Стефан Уссинг). На копенгагенской мануфактуре существовала специальная студия, где ведущие художники выполняли так называемые «уникаты» — роспись на вазах, блюдах и посуде в единственном экземпляре. На таких произведениях авторы ставили свою подпись или монограмму на обороте, а зачастую еще и на лицевой поверхности. Запрет на их повторение действует и сегодня.
В каталоге Королевской фарфоровой мануфактуры цветок изображенный на вазе значится, как дельфиниум. По одной из версий, имя растения происходит от названия греческого города Дельфы, в окрестностях которого росло множество этих цветов. Город был расположен на склоне горы Парнас, а в городе находился знамениты храм Аполлона и дельфийский оракул. Возможно, название растения дословно можно перевести как цветок Аполлона дельфийского. Вот как выглядят цветы дельфиниума.
Даже поверхностное сравнение двух изображений, позволяет высказать сомнение: точно ли художник Стефан Уссинг украсил вазу-уникат цветами дельфиниума? Не нужно быть ботаником, чтобы заметить сходство флорального мотива на вазе с растением аконит.
Латинское название рода Aconitum (Аконит) произошло от греческого греч. Aconae — «скала, утёс» или Acontion — «стрелы». Растение было известно под тем же названием ещё в древности. Одна из легенд о происхождении аконита связана с мифологическим героем Древней Греции — Гераклом. Совершая один из двенадцати подвигов, герой пленил и вывел из царства Аида трёхголового стража преисподней Цербера. Оказавшееся на поверхности чудовище, ослеплённое ярким солнечным светом, стало бешено вырываться. При этом из его пастей потекла ядовитая слюна, залившая землю и траву вокруг, и там, куда она попадала, поднимались высокие, стройные ядовитые растения. А поскольку произошло всё это якобы вблизи города Акони, то цветок назвали «аконит».
Нам интересно узнать ваше мнение, относительно этой «ботанической» загадки!