Восстания в Римском государстве были не такой уж большой редкостью. Самое широко известное восстание рабов стало выступление Спартака, который возглавил горстку гладиаторов из Капуи. Но, до Спартака и Крикса были и другие волнения отчаявшихся людей. Одним из таких выступлений стало восстание на Сицилии, когда рабы смогли создать свое собственное государство.
Сицилия – «остров-амбар» Римской Республики, основной поток хлеба, который шел в Вечный город имел сицилийское происхождение. А чтобы его производить требовалось много рабочих рук. Рабских рабочих рук.
Уже в середине II века до нашей эры на территории острова образовалось большое количество крупных сельскохозяйственных «предприятий», основанных на тяжелом рабском труде. Как следствие – концентрация рабов на Сицилии достигла огромных масштабов. По римскому законодательству (да и остальным правилам древнего мира), раб это собственность хозяина, не человек, а инструмент. Потому обеспечивать и проявлять заботу о достатке пищи и одежды не входило в планы хозяев. Множество отчаявшихся рабов, по ночам, добывали себе необходимые припасы.
Ночная Сицилия стала местом разбоя и грабежа, о которых римская власть прекрасно знала. Отлавливать разбойников и наказывать их, местная администрация не могла - порча чужого имущества (раба) вызывала протесты хозяев. А конфликтовать с крупными землевладельцами местная администрация не хотела. Закрывая глаза на происходящее, управленцы давали рабам "наглеть", то есть чувствовать безнаказанность их действий. А это чревато последствиями.
Еще одним фактором, послужившим началом восстания стал этнический состав занятых в сельском труде рабов. Сирийцы составляли большинство из «инвентаря» на Сицилии. С соплеменниками проще договориться, главное нашелся бы тот, кто сможет вселить надежды в сердца собратьев. Такой и нашелся.
В 135 году до нашей эры, почти в самом сердце Сицилии, в городе Энна, некий раб-сириец Евн устал терпеть нечеловеческую жизнь. Собрав единомышленников, Евн начал подговаривать остальных рабов, что не составило особого труда, так как все они принадлежали крайне жестокому Дамофилу – крупному землевладельцу из центральной Сицилии. Восстание началось за городом, когда рабы вместо полевых работ собрались на общее жертвоприношение. Они принесли клятвы и решили идти до конца, лучше смерть, чем такая жизнь. Общее количество заговорщиков уже на первом этапе составило 400 рабов.
Совершив обряд и взяв свои сельскохозяйственные инструменты, камни и массивные палки, рабы под предводительством Евна ворвались в Энны. Как только "рабская" масса бросилась убивать всех свободных граждан в городе, местные рабы (из Энны) с большим удовольствием присоединились к сему время провождению.
По итогу все свободные граждане, кроме самых порядочных (т.е. которые хорошо обращались со своими рабами) граждан, да и оружейников были убиты. Окровавленная толпа скандировала имя своего избавителя. Под одобрительные крики рабы провозгласили Евна царем, а его жену царицей. Так Евн стал Антиохом - царем Сицилии. Как только слухи расползлись по острову, сицилийские рабы начали бунтовать по всей его территории. Второй крупный очаг восстания образовался в Агригенте, на юге Сицилии. Там, бывший киликийский пират Клеон подчинил себе город, располагая отрядов в 5 000 человек. Местная администрация и крупные землевладельцы решили не действовать молниеносно, надеясь, что Евн-Антиох и Клеон сойдутся в схватке за право называться единственным правителем острова.
Логичное решение, борьба за власть - дело, так сказать святое. Но тут все пошло не по стандартному сценарию. Скорее всего, Клеон рассудил здраво: Евн-Антиох лучше справится со своими соплеменниками сирийцами. Как итог, Евн стал лидером восстания, а Клеон его первым полководцем. Теперь уже римляне начали действовать, хоть и довольно поздно. Против рабов выступил претор Луций Гипсей с 8 000 солдатами.
Недооценив своего противника, претор делает слишком поспешные ходы, из-за чего и терпит поражение. Разгром римского отряда послужил хорошую службу в рекламе «Восстание от Евна, лучшие туры по Сицилии». Число восставших стремительно выросло до 100 000 человек. Почти все крупные города восточной и центральной Сицилии оказались в руках Евна-Антиоха. Рабы контролировали Мессану, Тавромений, Катану, Агригент и, конечно же Энну.
Другого претора Луция Кальпурния Пизона Фруги (автора исторического труда «Анналы») восставшие «гоняли» почти по всему острову. Избегая лобового столкновения, Пизон пытался разбить мелкие группы рабов, но успехов в этом особо не имел. Ведя кампанию настолько неудачно, что однажды допустил захват своего лагеря восставшими. Как итог - Пизон был отозван с Сицилии.
«Рабское» государство
Контролируя огромную территорию, рабы по факту образовали свое государство во главе с Евном-Антиохом, который на манер всех правителей, начал чеканить собственную монету. Стоит отдать должное, хаоса новые управленцы из рабов старались не допускать. По возможности сохранялась производственная мощность территорий, мелкие землевладельцы продолжали заниматься своим делом, но вот крупные землевладельцы – "жестокие деспоты", были все разгромлены, а их земли приходили в негодность. В дальнейшем это сыграет не в пользу нового «рабского» царства.
В 134 году до нашей эры Гай Фульвий Флакк стал консулом совместно с Корнелием Спиционом Эмилианом. В том же году Флакка направляют на Сицилию, для усмирения восставших рабов. Действуя довольно успешно вначале, все же до конца своего консульства Флакк не смог добиться подавления восстания. А в 133 году до нашей эры римские сенаторы отправляют на остров нового консула Луция Кальпурия Пизона Фруги, так сказать для реабилитации после первой неудачной кампании. Но, что первая кампания, что вторая для Пизона закончилась ничем, хотя его армия смогла подойти к Энне, т.е. смогла пройти довольно большой путь по вражеской территории.
В 132 году до нашей эры, консул Публий Рупилий осаждает Тавромений, город ближе всего располагающийся к «итальянскому носку». Хоть и рабы упорно сопротивлялись, но уже к 132 году начался сказываться разгром крупных сельскохозяйственных владельцев. На территории царства Евна-Антиоха начинается голод. А среди обороняющихся нашелся предатель, который за горячий обед продал потайные пути римлянам в Тавромений. Город пал. Римляне устремились к центру восстания – в Энну.
Киликиец Клеон пытался всеми способами разбить Рупилия, и в одной из вылазок из города бывший пират был убит, что сильно сказалось на моральном духе рабов. После этого, главный город «рабского» государства пал. За столицей последовали и остальные города, самого же царя Евна-Антиоха римляне смогли схватить живьем.
Евн был заточен в тюрьме, где в скором времени и умер. На этом сицилийское восстание рабов было подавлено. Рим вздохнул облегченно, правда уже через 30 лет на Сицилии вспыхнет очередной рабский бунт, продлившейся целый 10 лет. А спустя еще 30 лет, некий гладиатор Спартак занесет свой меч над римской головой, став настоящей легендой при жизни.
Но это уже совсем другая история…
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!
#история #римская республика #античность #восстание рабов #восстание спартака #римский легион