Найти тему
былО/естЬ/будеТ

Марина Цветаева: путь наибольшего сопротивления

При изучении биографии Марины Цветаевой возникает ощущение, что Цветаева подсознательно или сознательно шла ТОЛЬКО по трагическому пути.

С юности Цветаева впитала в себя некую трагедию своего рода по матери. С матерью как то было совсем все печально. Скорее всего, мать Марины страдала тяжёлой депрессией и именно такой образ жизни и мысли прививала детям. Особенно это отразилось на старшей дочери Марине, которая уже в 16 лет имела попытку суицида. И далее постоянно в её стихах мелькают подобные желания.

Игра со своей судьбой — зачем Цветаева так жила?

Возможно это подсознательное желание осуществить то, что не получилось в 16 лет.

 Марина Цветаева, Сергей Эфрон, Мур, Ариадна
Марина Цветаева, Сергей Эфрон, Мур, Ариадна

Дети

1. Аля

Судя по дневникам Цветаевой, по письмам, по событиям жизни Ариадны Эфрон именно у неё присутствовал хороший инстинкт самосохранения. Но какой ценой? Ценой жизни сестры Ирины и ценой жизни отца (но это не нам судить). Девочке, для того чтобы существовать нормально с матерью поэтессой, приходилось ломать себя и играть по правилам взбалмошной мамы. Чтобы угодить маме приходилось НЕ ЛЮБИТЬ младшую сестру Ирину, считая ее недоразвитой. А после ареста НКВД и жестких побоев, чтобы выжить, пришлось сдать отца — Сергея Эфрона (хотя во многом он сам и виноват в такой развязке событий) .

2. Ирина

У Ирины напрочь отсутствовал инстинкт самосохранения. Девочка даже в своём железном и стойком характере переплюнула свою собственную мать. Ирина — это очень трагический персонаж в жизни Цветаевой. Всё последствие своей нелюбви к ребенку (и дальнейшей гибелью её в приюте) , я думаю, что Цветаева осознала. Оправдать нелюбовь к собственному ребенку невозможно. Но Марина и сама была таким больным ребёнком рядом с больной матерью. Ирина до последнего проявляла стойкость, не плакала, не просила, не ждала. Вот так стойко и умерла в приюте от голода и болезней, в то время как Цветаева спасала Алю, которая закатывала истерики, писала пронзительные письма из приюта чтобы мать забрала ЕЁ (о Ирине ни слова).

3. Мур

Мур был копией Цветаевой, только более "усовершенствованной". Родственники Марины ( дочь, сестра), друзья, если таковые были, многие писатели приближенные к Цветаевой, да и даже друзья Мура обвинили его в холодности, безэмоциональности и равнодушии. Анастасия Цветаева прямо, без экивоков обвинила племянника в смерти своей сестры. Об этом она напишет в своей книге "Воспоминания". Цветаеведы оправдывают мальчика по факту его гибели. Думаю, что если б его судьба сложилась более удачно, то оправданий было бы меньше. Мур, судя по его дневниковым записям и письмам сестре из штрафбата, шёл по пути наибольшего сопротивления, как и Марина. Не ныл, не жаловался, не плакал. В своей статье Н. Громова (библиограф М.Цветаевой) пишет, что Мур имел возможность по переезду в Москву отсрочить службу или даже вообще не пойти на фронт, но он предпочел пойти. Дневниковые записи Мура скупы на эмоции. Как на самом деле себя ощущал подросток в этом одиноком мире мы не узнаем никогда.

Убийство или самоубийство?

Наталья Громова в статье "Жизнь и гибель Георгия Эфрона"проводит анализ последних дней жизни Цветаевой и её сына Мура в Елабуге. Она описывает со слов тех, кто видел Цветаеву в последние дни. Воспоминания свидетелей говорят нам, что Марина Ц. была в совершенном упадке психологических сил и духа. Безденежье, безнадега, безработица, напряженные отношения с сыном — все это накладывало свой тяжелый отпечаток на психику Цветаевой. Если раньше она спасалась влюбленностями и стихами, и это уводило её из реальности в её придуманный волшебный мир, то теперь ни влюбленностей, ни стихов. Мало любить самой. Она всегда хотела хоть какого то отклика, хоть какого то понимания и внимания от объектов своей любви.. но сейчас, увы.. ни отклика, ни слова. Она была в полной изоляции. Седая, стареющая женщина.

-2

И здесь она идет по пути наибольшего сопротивления. Она не прогибается, не умаляет, не кланяется, не просит. Вопрос с работой не решается, последние запасы денег иссякают. Нет ни воли, ни сил на борьбу.

Н. Громова выдвигает свою версию гибели Цветаевой... — она потеряла желание на борьбу и надежду на какой то просвет в данной ситуации. Постоянные скандалы с сыном, который упрекал мать за переезд в Елабугу из Москвы. Мур хотел учиться. Ситуация безденежья его мало волновала, всю вину за неприспособленность, неустройство жизни он сваливал на мать. Стоял вопрос переезда в Чистополь из Елабуги, где по мнению Мура он мог бы пойти учиться в школу. Мать металась в поиске работы и перспектив, но их не было.. Сын совершенно не вникал в ситуацию, в которой оказались он и мать.

И здесь библиографы расходятся во мнениях: кто то считает, что на поэта оказывалось давление властей и даже предполагают убийство Цветаевой, а кто то говорит о том, что ради сына и из за сложившихся обстоятельств Марина решила уйти из жизни, ради того, что бы сын мог жить, учиться, в надежде что писатели и друзья помогут ему.

По сути, все непросто в данной ситуации. Скорее всего тяжелая депрессия без проблеска надежды на лучшее загнала Марину в тупик, из которого она не видела выхода, кроме того тот, каким она и "пошла".

Весна 1939 год
Весна 1939 год

Еще Париж..1939 год. Очень информативное стихотворение. В нем обозначено сразу несколько проблем. Во первых, проблема отношений с Творцом. Во вторых, проблема отношений с людьми. Билет Творцу #Цветаева отдала в 1939 году. С этого момента начался ее трагический финал и уход. И я думаю, что смысл не в той ситуации, что происходила тогда в мире (начало второй мировой войны), а смысл в том, что Цветаева завершает свой спор с Творцом, который длился долгий период ее жизни. Она завершает этот спор. Смириться, покаяться и просить помощи ..да хоть у Бога — это не ее стезя.

Трагедия? Да, трагедия. Безверие, надежда только на себя и на людей, непонимание сына и непринятия её образа жизни и мышления... Через четыре года скитаний и голода сын погибнет на фронте. Муж будет убит в застенках НКВД. И вот стечение трагических обстоятельств — нет ни одной могилы (ни у Марины, ни у Мура, ни у Сергей), кроме Ариадны Эфрон. Дерево срублено под корень.