Церковь и советская власть после революции: их отношения не были безоблачными
Было и изъятие церковных ценностей в 1922 году, расстрелы и аресты священников, которые выступали на стороне белого движения во время гражданской войны.
Однако противоречия между церковью, властью и простыми людьми, которые до революции автоматически считались православными, нарастали уже во время правления династии Романовых.
Нерешенные проблемы привели к тому, что церковные власти поддержали отречение Николая II и создание временного правительства. И когда советская власть объявила о свободе совести, когда стало понятно, что религиозным человеком больше быть не обязательно, многие бывшие прихожане решительно порвали с церковью.
Но эта неприязнь носила, скорее, давний характер. Советская власть только узаконила эти настроеня.
Гонения на церковь возникли на местах
Поэтому нельзя однозначно утверждать, что именно в Кремле поддерживали и культивировали антицерковные настроения. Такие настроения, скорее, возникали в городах и деревнях, поскольку к духовенству у простых граждан накопилось много вопросов.
Что касается советского правительства, то с самого начала Кремль пытался придерживаться нейтралитета по вопросам отношения к религии. Для этого приходилось даже сдерживать активность масс на местах.
Об это говорит, в частности, секретное Циркулярное письмо ЦК РКП №30 от 16 августа 1923 года, подписанное Сталиным. Письмо носило подзаголовок «Об отношении к религиозным организациям». Его разослали «всем Губкомам, Обкомам, краевым комитетам, национальным ЦК и бюро ЦК».
От имени ЦК РКП И.В. Сталин писал:
ЦК предлагает всем организациям партии обратить самое серьезное внимание на ряд серьезных нарушений, допущенных некоторыми организациями в области антирелигиозной пропаганды и, вообще, в области отношений к верующим и к их культам.
Кстати, далее из письма становится ясно, что понятие «чувства верующих» присутствовало уже в партийной программе тех лет:
Партийная программа говорит: «необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма». Резолюция ХІІ-го Партсъезда по вопросам антирелигиозной агитации и пропаганды подтверждает, что «нарочито грубые приемы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательство над предметами веры и культа, взамен серьезного анализа и объяснения — не ускоряют, а затрудняют освобождение трудящихся масс от религиозных предрассудков».
В каких регионах выступали против церкви?
Если продолжить цитировать исторический документ, то можно увидеть, что центральное руководство обеспокоено тем, что «некоторые из наших местных организаций систематически нарушают эти ясные и определенные директивы партийной программы и партийного съезда».
Сталин дотошно перечисляет нарушения в Иркутске, Орле и Орловской губернии, Тверской губернии, Владимирской губернии, в Грузии, Минске, целом ряде украинских населенных пунктов, а также в Крыму.
Желающие могут самостоятельно ознакомиться с подробным списком городов.
«Воспретить аресты "религиозного характера"...»
Как видим, центральная власть с самого начала сдерживала те или иные бесчинства по отношению к церкви на местах. И.В. Сталин так мотивировал эти действия:
Эти и подобные им многочисленные примеры с достаточной яркостью свидетельствуют о том, как неосторожно, не серьезно, легкомысленно относятся некоторые местные организации Партии и местные органы власти к такому важному вопросу, как вопрос о свободе религиозных убеждений. Эти организации и органы власти, видимо, не понимают, что своими грубыми, безтактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, они наносят неисчислимый вред советской власти, грозят сорвать достижения партии в области разложения церкви и рискуют сыграть на руку контрреволюции.
Обращает на себя внимание список мер, которые Сталин предлагает реализовать в Циркулярном письме. Все они носят воспретительный характер. И запреты касаются вовсе не церкви:
Исходя из сказанного, ЦК постановляет:
1) воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений и синагог по мотивам неисполнения административных распоряжений о регистрации, а где таковое закрытие имело место — отменить немедля;
2) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и проч. путем голосования на собраниях с участием неверующих или посторонних той группе верующих, которая заключила договор на помещение или здание;
3) воспретить ликвидацию молитвенных помещений, зданий и пр. за невзнос налогов, поскольку такая ликвидация допущена не в строгом соответствии с инструкцией НКЮ 1918 г. п. 1153;
4) воспретить аресты «религиозного характера», поскольку они не связаны с явно контр-революционными деяниями «служителей церкви» и верующих;
5) при сдаче помещений религиозным обществам и определении ставок строжайше соблюдать постановление ВЦИК-а от 29/III-23 г.54;
6) разъяснить членам партии, что наш успех в деле разложения церкви и искоренения религиозных предрассудков зависит не от гонений на верующих — гонения только укрепляют религиозные предрассудки,— а от тактичного отношения к верующим при терпеливой и вдумчивой критике религиозных предрассудков, при серьезном историческом освещении6* идеи бога, культа и религии и1 пр.1;
7) ответственность за проведение в жизнь данной директивы возложить на секретарей губкомов, обкомов, облбюро, национальных ЦК и крайкомов лично.
ЦК вместе с тем предостерегает, что такое отношение к церкви и верующим не должно, однако, ни в какой мере ослабить бдительность наших организаций в смысле тщательного наблюдения за тем, чтобы церковь и религиозные общества не обратили религию в орудие контр-революции.
Секретарь ЦК И. Сталин.
16/ѴІІІ 23 г.
Таким образом, исходя из анализа этого конкретного документа, можно сказать, что политика большевиков по отношению к церкви сразу после образования СССР была нейтральной. Отдельные эксцессы на местах, которых было немало осуждались центральной властью.