Какая победа более ценная: личная или командная? У каждого спортсмена свой ответ на этот вопрос. И конечно, независимо от занятой позиции, каждый будет прав. С точки зрения зрителя в памяти остаются имена тех, кто побеждал самостоятельно, но зачастую именно командные победы, где все должны работать на одно общее дело, вызывают такую бурю эмоций, которая может не утихать много лет. Никто не даст соврать, что тот же знаменитый баскетбольный финал Мюнхена-1972 или волейбольное противостояние за золото Лондона-2012 до сих пор с огромной любовью и трепетом вспоминаются болельщиками. А чего стоит победа гимнастов месяц назад в Токио-2020?
Олимпийские Игры в Монреале 1976 года по части командных побед стоят особняком для сборной СССР - именно там были завоеваны первые в истории золотые женские медали в баскетболе и гандболе (гандбол вообще отметился победным дублем!). Но это не все. В самом начале Игр советские спортсмены выиграли еще один командный вид, о котором сейчас вспоминают не так часто. И в данной статье речь пойдет именно о той самой первой медали, завоеванной в велоспорте, в командной шоссейной гонке.
Шоссейный велоспорт — одна из дисциплин велоспорта, состоящая из гонкок по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Командная гонка с раздельным стартом - это соревнование, где стартует группа спортсменов из одной команды, и финиш фиксируется по последнему представителю своей команды. Так, на Олимпиаде в Монреале-1976 по правилам должно было стартовать четыре велогонщика, а закончить гонку не менее трех человек после прохождения 100 км. Сама же суть соревнования состояла в том, что четвёрка гонщиков едет в одну линию, сменяя ведущего через определенные интервалы времени. На лидера ложилась тяжелая задача - мало того, что надо было не рвать и не тормозить, а держать ровную скорость, так еще и принимать на себя встречный ветер и все другие погодные условия. Отдохнуть можно было лишь тогда, когда следующий спортсмен занимал место в голове команды, и надо было отправляться в "хвост". Само собой, что исхд гонки зависел от слаженности действий всех участников, которым надо было быть единым четким механизмом, работающим как часы.
Сборная СССР после прихода на тренерский пост прославленного Виктора Капитонова, чемпиона Олимпиады в Риме 1960 года (о том, как он дважды финишировал в одной гонке, читайте здесь), хорошо смотрелась в командной шоссейной гонке. Именно советские спортсмены выиграли аналогичный вид на Олимпиаде в Мюнхене 1972 года, а последующие три года подряд становились серебряными призерами чемпионатов мира.
И когда время неумолимо двигалось к Играм 1976 года, первым сложным шагом стал именно отбор в сборную СССР, где на каждое из четырех мест в одной гонке претендовало сразу несколько спортсменов. И выбор осложняло еще и то, что в правильно подобранной команде велосипедисты должны были подходить друг другу по антропометрическим параметрам. Именно поэтому уже слаженный коллектив серебряных призеров Чемпионата мира 1975 года было решено разделить. Все дело в том, что Геннадий Комнатов был ростом чуть ниже остальных своих коллег - Валерия Чаплыгина, Ааво Пиккууса и Владимира Каминского. Для достижения наилучшего результата Виктор Капитонов создал две команды - поменьше во главе с Комнатовым и повыше, где и была вся тройка, упомянутая выше, плюс Анатолий Чуканов - чемпион СССР в индивидуальной гонке.
На главном отборе судьба Олимпийской путевки как раз и решалась между двумя новообразованными коллективами. Удивительным образом команда высоких спортсменов с новобранцем работали так, как будто долгие годы тренировались вместе. Они настолько уверенно вошли в гонку, работали слаженно и четко, что у "маленьких" просто не было шанса. Плюс, удача явно была не на стороне Комнатова. И когда Чаплыгин, Каминский, Пиккуус и Чуканов привезли на финише остальным без малого две минуты, вопрос с участниками главного старта четырехлетия был полностью решен.
Олимпийские Игры в Монреале 1976 года
Уникальная команда из СССР стартовала летом 1976 года на шоссе Транс-Канада. Это были четыре совершенно разных мужчины, отличающиеся характером, темпераментом и представляющие разные республики большого Советского Союза.
Наше государство многонационально. Только в нашей команде из четырёх человек представители четырёх республик большой страны — Толя Чуканов из украинского Ворошиловграда, Валера Чаплыгин из исконно российского Курска, Ааво Пиккуус представляет Эстонию, сам я живу в Минске. (из воспоминаний Владимира Каминского)
Однако какое значение имеют все перечисленные выше различия, когда надо сделать одно общее дело?
Основными соперниками советских спортсменов были представители ГДР, Швеции, Чехословакии, Дании и Польши. Удачной была стартовая позиция велогонщиков из СССР - после всех конкурентов за исключением поляков - победителей последнего чемпионата мира. Это позволяло ориентироваться по ходу дистанции, но не давало расслабиться в случае преимущества.
На первой контрольной отсечке (25 км) лидерство захватили представители Советского Союза, а команды ГДР и Польши отставали на 45 и 50 секунд соответственно. Ко второму контролю времени преимущество увеличилось до 1 минуты 9 секунд, а поляки перешли на вторую строчку. К тому моменту череда неприятностей настигла немцев - несколько поломок и проколов у одного из них привели к тому, что спортсменов осталось всего трое, а следовательно, претендовать на награды они уже не могли, так как уставали сильнее остальных соперников.
И хотя конкурентов у команды СССР стало меньше, интригу гонки это не отменяло. Опережая представителей Польши более чем на полторы минуты за 25 км до финиша, советские спортсмены начали сдавать. Резвое начало вкупе с жарой и ветром дали о себе знать, и темп велогонщиков из Советского Союза начал падать. А вот поляки, используя совершенно другую раскладку на 100 км, стали уверенно прибавлять - километр за километром они отыгрывали секунды отставания, которые сложились в минуту и более.
Преимущество надо было удержать! И за дело взялся Пиккуус, который встал во главу колонны и протащил своих товарищей на себе дольше, чем на протяжении всей предыдущей дистанции. Он выложился настолько, что после передачи лидерства сбросил темп и отправил команду финишировать уже без него. Секундомер останавливался на третьем спортсмене, и Ааво уже был не нужен, поэтому он мог немного перевести дух после той огромной работы, проделанной за полкилометра до конца дистанции.
Сборная СССР не дала полякам приблизиться к себе. Советские атлеты втроем пересекли финишную черту, задав недостижимую в тот день планку. А Пиккуус, уставший и обессиленный, завершил гонку тогда, когда остальных его товарищей уже приводили в чувства обливаниями водой. У Ааво изо рта текла струйка алой крови.
Трудно было подобрать четверых гонщиков, одинаковых по росту. В командной гонке это плюс. Ровной, но среди всех команд самой высокой — от 183 см у Пиккууса до 188 см у Каминского — оказалась наша сборная. Ещё труднее найти одинаковых по смелости. Когда это удалось, всё остальное было проще. На трассе на последних километрах я крикнул ребятам, что они впереди всего на 4 секунды. Знал, что больше, но хотел подхлестнуть. А когда финишировали, то засёк время: секунды по своим часам, как по сердцу, отсчитывал. Так, наверное, тренеры и седеют. (из интервью Виктора Капитонова)
Все статьи цикла можно найти по тегу #великие победы отечественного спорта
Если вам понравилась статья, то ставьте «мне нравится» и подписывайтесь на мой канал.
Спасибо!
Другие статьи из цикла великих побед:
Школьница, прервавшая гегемонию немецких пловчих и установившая рекорд на 200м брассом
Борец, ставший первым олимпийским чемпионом в истории Осетии и продолжателем побед А.Медведя
Метатель молота, чей рекорд остается недосягаемым уже 35 лет
#спорт #олимпийские игры #велоспорт #ссср #биография знаменитостей