Сурово правил Юй, но справедливо.
При Чжоу шли по верному пути,
Ценили мудрых, верили разумным
И соблюдали правила добра. (Цюй Юань)
Потрясения, постигшие могущественную империю Цин уже в первой половине 19-го века при столкновении с европейскими державами, заставили элиту Поднебесной заняться внутренней модернизацией по европейскому образцу. Но Китай, как и все архаичные общества, кроме Японии, сделал основной акцент на модернизацию в основном оборонного сектора, не меняя устаревшие общественные порядки.
Столкновение с британским флотом в 1-й опиумной войне показало, что традиционный китайский флот из небольших джонок абсолютно небоеспособен. Новый флот по европейскому образцу Китай планировал создать за счет постройки кораблей на местных верфях, построенных с помощью западных инструкторов.
Наместник региона Мин-Чжэ (Тайвань, Фуцзянь и Чжэцзян с прилегающими районами) Цзо Цзунтан в рамках начатой Цин политики самоусиления с помощью французов в 1866 году начал создание крупнейшей в Китае верфи современного типа в Фучжоу (Арсенал Фучжоу). С 1866 года французский морской офицер Жикель (вместе с Полем д'Эгебелем) руководил работой Арсенала, а потом, с 1874 года, продолжал работать на верфи консультантом и специалистом по закупкам и обучению.
На Арсенале количество работающих увеличилось с 1600 до более 2000 на 1872 год. Инвестиции за 5 лет составили 3 миллиона, а расходы на корабли финансировались частично из опиумных пошлин. Первоначальные планы включали постройку одиннадцати транспортов и пяти канонерских лодок. Первым построенным Арсеналом судном стал Qing Forever ( 萬年清, 万年清, Wànnián Qīng , Wan-nien Ch'ing ) с машиной в 150 л.с., его спустили на воду в июне 1869 года.
Кстати, аналогичный Нанкинский Арсенал контролировали англичане
( Халлидей Макартни, женатый на племяннице Ли Хунчжана).
Крупнейшим из 19 запланированных в Арсенале Фучжоу по программе 1868-1875 годов кораблей стал седьмой, паровой корвет. Стоимость корабля составила 254 000 таелей или лян (353 000 серебряных долларов).
Самой больщой и самой современной верфью в Китае руководил имперский комиссар Шэнь Баочжэня при помощи европейских, в основном французских советников. Китайцы потом обвинили французов, особенно Проспера Жикеля, европейского директора арсенала, в предоставлении устаревших технологий и оборудования, а именно продолжении постройки кораблей с деревянным корпусом. Обвинение необоснованное, ибо французы тогда и для себя вовсю строили деревянные крейсера.
Корвет получил имя «Янву» или «Янъу»( или Ян-у или Ян У) в честь мифологического "золотого ворона", трехногого солнечного ворона янгу или цзиньву (тотем птицы-Солнца).
Первоначально корабль использовали как учебный, командовали им английские капитаны.
«Янву» «Yangwu» ( 揚 武; уэйд-джайлс : Yang-wu или Yang Woo). Фучжоу Арсенал. Спущен на воду 23 апреля 1872 года, затоплен 23 августа 1884 года.
Водоизмещение 1393 длинных тонны (1415 т). Длина 57,96 м. Ширина 11 м. Осадка 5,00-6,53 м.
Двигатель: паровая машина,4 котла, 250 л.с. Скорость 13 узлов. Экипаж 270 человек.
Вооружение: 8 × 70-фунтовых орудий, 2 х 24-фунтовые длинные пушки, 1 × 150-фунтовая пушка
Корвет имел корпус из дерева. Силовая установка состояла из паровой машины производства канадской фирмы John Inglis and Company мощностью 250 л.с. с четырьмя котлами. Дымовая труба была выдвижной. Корвет имел крейсерскую скорость в 13 узлов.
Вооружение включало батарею из восьми 5-дюймовых (130-мм) 70-фунтовых пушек Армстронг (по четыре на борт) и по одному орудию на нос и корму. Кроме того на миделе стояла 170-мм 150-фунтовая дульнозарядная пушка. Еще имелось две 24-фунтовые 6,3-дюймовые дульнозарядные длинные пушки. На корвете было два артиллерийских погреба-носовой и кормовой.
С 1875 года «Янву» служил учебным кораблем в Южно - Китайском море, с кадетами на борту минимум один раз посетил Японию. Согласно сообщению в « Шанхайском курьере» в июне 1876 года на обучении находилось 30 офицеров и гардемаринов. Командовал кораблем англичанин капитан Трейси. Вскоре его отозвали в Королевский флот на должность действующего капитана. Его сменил тоже британец граф Люксмор. Кроме командира службу в экипаже несли еще два офицера-англичанина. Остальная команда набиралась из китайцев.
Летом 1876 года корвет посетил Австралию, а затем, уже в декабре, в Сингапуре принял на борту императорских послов в Англию, Кво Сон Тао и Лю-Си-хун, которые путешествовали на почтовом пароходе. Проводив послов, корвет ушел в Манилу, где в феврале 1877 года во время входа в гавань при орудийном салюте один из снарядов разорвался в стволе, убив артиллериста и отбросив его тело за борт. Погибшего матроса потом похоронили в городе.
Прибытие китайского корвета стало ярким событием для местной китайской общины, представители которой окружили корвет на небольших лодках или наблюдали за ним с городского маяка.
В 1884 году из-за французской оккупации Вьетнама обострились отношения между Францией и Китаем, который осуществлял протекторат над вьетнамскими землями.
«Янву», который был крупнейшим китайским военным кораблем, в это время находился в Чифу (Яньтай) вместе с другими китайскими кораблями северной эскадры. Здесь он встретился с небольшой французской эскадрой из двух крейсеров и шлюпа, которая демонстративно провела учебные стрельбы на виду у китайцев. При этом вдвое более крупные французские крейсера показали свои возможности по стрельбе на расстояние более 4 километров.
В условиях нарастающего предвоенного напряжения, корвет отослали в Фучжоу для охраны самого крупного Арсенала, а остальную часть северной эскадры китайцы сосредоточили в порту Тяньцзинь. Более того, попытки центрального правительства усилить Фуцзяньский флот за счет кораблей Бэйянского и Наньянского флотов, которые, в отличие от южан, имели в строю четыре современных крейсера европейской постройки, оказались неэффективными. Соседи "поделились" лишь парой старых деревянных крейсеров.
Империи Цин было невыгодно доводить дело до войны с Францией из-за далекого Индокитая, но страна была уже слабоуправляемой и интересы южных губернаторов, непосредственно связанных с Вьетнамом, привели к неизбежному конфликту.
Китайцы вместе с местным сопротивлением устроили французам весьма успешную партизанскую войну, с засадами и блекджеком. Участие 50 тысячной армии китайских провинций Гуанси и Юньнань в защите Тонкина 12 июля 1884 года стало последней каплей. Франция предъявила Китаю ультиматум-полный вывод китайских войск из Вьетнама и выплата 250 миллионов франков контрибуции, в случае отказа-разрушение Арсенала Фучжоу и захват тайваньских угольных шахт. На вывод войск Цин согласилась, а от контрибуции отказалась.
Это привело к захвату французским флотом города Килунг на Формозе (Тайвань).
Затем французы отправили эскадру контр-адмирала Анатоль Амеде Курбе (крейсеры Duguay-Trouin , Villars и d'Estaing и малые корабли) вверх по реке Мин, чтобы атаковать Арсенал в Фучжоу (20 миль вверх по течению). Французская эскадра спокойно прошла мимо китайских фортов, блокирующих реку, война объявлена не была и китайцы не мешали.
«Янву» под командованием капитана Чан Чэна был флагманом флота Фуцзянь. Флот состоял из корвета, четырех шлюпов («Фупо», «Чэньхан», «Фэйюнь» и «Цзиань»), двух ренделовских канлодок («Фушэн» и «Цзяньшэн») с 11-дюймовыми пушками, двух старых деревянных канонерских лодок («Фусин» и «Чжэньвэй»), трех транспортов, 7 минных катеров и 11 боевых джонок. Кроме того китайцы могли опираться на береговые батареи и форты, в том числе и с новейшими крупповскими пушками( в том числе у самого Арсенала на острове Пагоды стояла батарея из трех крупповских орудий). Командовал фуцзяньской эскадрой Чжан Пэйлунь. Чжан Пэйлунь отличался умом и сообразительностью ( в 1871 году он успешно сдал экзамен на высшую чиновную степень цзиньши), но опыта и силы воли ему не хватало.
Французские корабли подошли к порту и встали недалеко от Арсенала в гавани Мавэй. Находившиеся здесь стационеры Британии и США отошли от потенциального места столкновения после уведомления от Курбэ о предстоящей битве.
Французские и китайские корабли стояли напротив друг друга, французы ждали подхода броненосца «Триомфан». Стояние продолжалось половину июля и большую часть августа, всего 5 недель. В итоге Курбэ располагал броненосцем 2-го ранга «Триомфан» (4600 тонн, шесть 9,4-дюймовых и шесть 5,5-дюймовых казнозарядных орудий), четырьмя деревянными крейсерами «Дюге-Труэн» (3500 тонн, пять 7,6-дюймовых и пять 5,5-дюймовых орудий), «Д’Эстен» и «Виллар» (2400 тонн, по пятнадцати 5,5-дюймовых орудий), «Вольта»(1300 тонн, одно 6,4-дюймовое и четыре 5,5-дюймовых орудия), тремя канонерками («Линкс», «Аспик» и «Випер», 550 тонн, по одному 5.5-дюймовому и двум 4-дюймовому орудию), а также двумя миноносками с шестовыми минами(№45 и 46).
Французы имели превосходство в мощи залпа (по Х. Вильсону 6 тыс. фунтов общего залпа против 4,5 тыс. у китайцев), имели более мощные и современные казнозарядные орудия и отсутствующую у китайцев малокалиберную скорострельную артиллерию ( митральезы) и, разумеется, более обученные и опытные экипажи.
22 августа адмирал Курбе получил телеграмму из Парижа с приказом атаковать фуцзяньский флот и обстрелять арсенал Фучжоу. План предусматривал начало битвы около 14-00 23 августа, во время отлива. При этом по замыслу Курбэ две миноноски (№45 и 46) должны были вывести из строя корвет Yangwu и канонерку Fusheng. Далее французы планировали начать артиллерийский обстрел, при этом стоящие выше по течению китайские корабли оказывались к французам кормой ( где пушек было меньше).
Китайцы о французском плане знали и были готовы, однако в соответствии с указаниями из Пекина, не провоцировали, предоставляя право первого выстрела интервентам.
Сигналом к бою стал залп китайской деревянной канонерки Zhenwei (Чжэньвэй, Чен-вэй, 振威) по своей французской однокласснице «Линкс»(Lynx) (по другим данным в 13-56 первый случайный выстрел сделали именно с «Линкс»). Курбе был вынужден поднять сигнал к бою до удара миноносок.
Буквально через полминуты 12 кг шестовая мина (лонжеронная торпеда) французской миноноски №46 ударила «Янву» в районе миделя чуть ниже ватерлинии и раздался мощный взрыв. Сила взрыва была такова, что из 270 человек экипажа выжило всего 15 человек, а тела остальных несчастных находили, по утверждениям очевидцев на крышах домов в миле от места взрыва. Значительный вклад внес и огонь французских кораблей. Корвет загорелся и его снесло на мель.
Согласно официального отчета, составленного на основе показаний одного из выживших, некоего Юна, находившегося в момент взрыва в районе кормы, перед взрывом мины корвет вел огонь по французскому крейсеру «Вольта». После взрыва поступил приказ продолжать огонь и стрельбой гочкисов миноноска была выведена из строя.
Миноноске №45 повезло меньше, при попытке подорвать канонерку «Фусин» на нее навалился китайский минный катер и не дал атаковать. Под плотным оружейным огнем миноноска осталась без хода, капитану Латуру пулей выбило глаз, и миноноска выбросилась на берег.
«Фусин» это, правда, не спасло, его в корму ударил шестовой миной катер, спущенный с крейсера «Вольта». Он потерял ход и его течением снесло к французской эскадре, где он был принят на полный залп в упор. Более того, бравые французские моряки пошли на абордаж, но канонерка затонула в процессе захвата.
Тем временем, на корвете командир приказал первым прыгнуть за борт Юну, как самому младшему, потом, оглянувшись, Юн увидел командира, помогающего обожженному инженеру. Затем взорвался носовой артпогреб и уничтожил остатки корабля. Обломки корвета были обстреляны французами и загорелись.
Это в целом решило судьбу сражения. Затем французы перетопили весь оставшийся флот Фуцзяна. Девять из одиннадцатикораблей флота Фуцзянь были уничтожены менее чем за час. Китайцы потеряли 521 человека убитыми, 150 ранеными и большое количество пропавшими без вести. Все корабли были уничтожены. У французов погибли шесть или 12 человек и 27 пропали без вести. Командующий фуцзяньским флотом, Чжан Пэйлунь, в начале боя бежал из Мавэя в маленькую деревушку у Фучжоу. Позднее он был разжалован и отправлен в ссылку, а два капитана, бросившие свои корабли - казнены за трусость.
После уничтожения флота французы занялись уничтожением верфи. Обстрел арсенала длился два дня и оказался практически бесполезным, а наличие многочисленного гарнизона исключало возможность высадки десанта. Потом французские корабли направились обратно, вниз по реке, уничтожая по дороге все попавшиеся китайские укрепления со стороны незащищенного тыла. Мощные форты брались высадкой десантов, которые подрывали орудия. 28 августа эскадра Курбе вышла в море, и направилась к Тайваню.
27 августа Китай, наконец, объявил Франции войну. Сама Франция войну так и не объявила, парламент не разрешил.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам