Все мы с детства любим чудесные Александра Сергеевича Пушкина, — удивительные, волшебные и глубинно-русские, будто вышедшие из седой старины, из времён до-летописных, и даже до-былинных...
Все они чудесны и загадочны. И одной из главных загадок является то, как их привязать к историческим реалиям, и где искать сказочное Лукоморье, — царства царя Салтана и царя Гвидона, а также остров Буян, — на географической карте?
Другою загадкой сих сказок является их связь с ведической русской традицией... Об этом и поговорим.
Многие полагают, что Пушкин создавал сказки, основываясь на том, что услышал в детстве от своей няни Арины Родионовны (21 апреля 1758 — 12 августа 1828). А та являлась подлинной хранительницей народной традиции и её сказки восходили к ведическим преданиям седой старины...
Это, конечно, так. Но не только... Сказки Александр Сергеевич Пушкин писал, когда он уже изучал древнюю русскую историю и фольклор. Он глубоко интересовался также историей Юга России и Кавказа, сделал протекцию просветителю адыгов Шоре Ногмову и редактировал его "Историю адыгейского народа" с легендами о Баксане (Бусе) и антах... Не случайно же в его "Сказке о семи богатырях" являются и пятигорские черкесы... (Помните, богатыри отправляются в поездочку, дабы "выманить из леса пятигорского черкеса...")
А в самом деле, где расположена сказочная страна царя Салтана, также и царя Гвидона, кою мы вправе отождествить и с пушкинским Лукоморьем? Где рос тот "дуб зелёный" со златой цепью, по ей ходил кот учёный, он же и Баюн русских сказок?
Перескажем, вкратце сюжет "Сказки о Золотом Петушке". Итак, согласно этому источнику, восточным рубежам некоего русского царства постоянно угрожают лютые вороги. Царь отправляет на супостатов вначале рать старшего сына, вслед за ним и рать его младшего брата... А когда те не возвращаются из похода, вслед за ними идёт в поход и их престарелый отец...
Путь русских ратей довольно подробно описан в сём предании. ("Ни побоища, ни стана, ни надгробного кургана не встречает царь Додон. “Что за чудо?” — мыслит он. Вот осьмой (восьмой) уж день проходит, войско в горы царь приводит. И промеж высоких гор видит шелковый шатер...")
Рядом с шатром царь видит своих сыновей, поразивших мечами друг друга. А в шатре находит виновницу сей трагедии — шемаханскую царицу...
Между прочим, азербайджанский город Шемаха существует и сегодня. В древности, он был столицей государства Ширван. Следовательно, царство русов находилась к западу от него, в восьми днях пути, то есть где-то в 400-500 километрах, на границе русского царства...
И так мы вновь попадаем в район Терека, то есть в земли Русколани и в Пятигорское княжество (согласно теории Черноморской Руси, а также "Велесовой книге" и "Ярилиной книге").
* * *
Теперь откроем "Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
В сём сочинении, царскому сыну Александр Сергеевич дал имя Гвидон. Услышал это имя поэт, скорее всего, от своей няни Арины Родионовны. Впрочем, тогда были широко известны и лубочные истории о Бове-королевиче, в коих тоже доброго царя Гвидона поражает некий царь Салтан, занявший его трон.
Однако то же имя было широко представлено и в европейских мифах. Так можно вспомнить великого героя кельтского (валлийского) эпоса, Гвидиона — чародея-полубога, волшебника и князя, в честь которого Млечный путь назывался кельтами Caer Gwydion ("Крепость Гвидиона").
А английский хронист Ордерик Виталий, живший во времена ранней норманнской династии), описывая славянское племя лютичей, заявил следующее: «Лютичи не знали истинного Бога, но, опутанные сетями невежества, поклонялись Гводену, Туру и Фрее и другим ложным богам...».
Конечно, географические ориентиры обоих царств — и отца Салтана, и сына Гвидона — в сказке не указаны. Но имеется одно указание, которое приводит нас к искомой точке. Заморские купцы достигали столицы царя Салтана по морю, причём проплывали они мимо острова Буяна, где из моря на "брег печальный и пустой" выходил сам дядька Черномор, а с ним 33 богатыря "в чешуе как жар горя" (то есть это бог Чёрного моря и со своей ратью).
Есть в сказке и ещё одно косвенное указание: от острова Буяна до дворца царя Салтана может легко долететь царевич Гвидон, обратившийся комаром... Ну, то есть речь явно идёт о полуострове Тамани, которая в то время была полноценным островом (потом она соединилась с материком из-за наносов реки Кубани).
Да и имя царевны Лебеди напоминает нам о том, что севернее Кубани была известна (по рассказам античных географов) историческая область Эвлисия (названная также и по имени супруги князя Буса Белояра), или иаче Лебедия (в оригинале: Лебедиас).
* * *
Обратим внимание и на другие традиционные, сугубо ведославные образы в творчестве А.С. Пушкина. Известное и по «Ведам Руси» сказочное Лукоморье и остров Буян — это и есть сама славянская ведическая традиция.
Заглянем в его фольклорные записи (кстати, единственный раз они были опубликованы в 1935 году в книге «Рукою Пушкина»).
«У моря, в Лукоморье, стоит дуб. На том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот. Вверх идёт — сказки сказывает, вниз идёт — песнь поёт».
Имеется там также и такая запись: «За морем стоит гора, и на горе два борова. Боровы грызутся, а меж ними сыплется золото и серебро». Потом в своей сказке Пушкин двух боровов заменил белочкой (может быть, навеяла этот образ белочка, вскакивающая на древо Иггдрасиль в скандинавских мифах). Но если бьющиеся боровы в традии связаны с Вышнем, являвшимся в Ведах в образе Кабана, то белочка у нас — священное животное Велеса.
Описаны А.С. Пушкиным со слов Арины Родионовны и морские богатыри, но несколько неожиданным образом:
«Тридцать отроков точь-в-точь, они равны голосом и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря по одному... впереди старик». Есть и пушкинская фольклорная запись о 12 братьях-богатырях (заметим, это зодиакальное число, каждый из них — хранитель созвездия).
Интересно также, что царевич Гвидон в оригинальной сказке Арины Родионовны рождается у царицы... 34-м! То есть царица (она же в Ведах богиня-Мать) рождает не одного царевича, а сразу 33 (это сакральное число, равное количеству созвездий-богов), а затем и 34-го.
Далее записано так: «Царица разродилась 33 мальчиками, а 34-й родился чудом — ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в заволоке — месяц». Потом их, как и в сказке Пушкина, заточили, но не в одну, а в две бочки: в первую — 33 царевича, а во вторую — царицу и 34-го младенца. Далее они попали на некий остров, где им и встретилась Морская Царевна.
О Морской Царевне в тетрадях Пушкина сказано, что она «утка». И тут мы не можем не вспомнить об изначальной Уточке Рода из "Вед Руси".
Пушкин провидчески заменил её на Лебедь, и таковая традиция почитания Лебеди-Сва хорошо известна по многим иным ведическим преданиям. И вообще, сказки Пушкина воссоздают для нас духовный мир русской ведической традиции.
Всё это образы, восходящие к русколанским и берендеевским преданиям. И значит, время действия тех сказок — суть Время Бусово...
#Веды руси #Ведическая русь #пушкин
* * *
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе . Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси .
* * *