Найти в Дзене

Программа ПДОУ "Волшебные пальчики" (лепка)

Пластелин (фото из открытых источников)
Пластелин (фото из открытых источников)

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

на заседании заведующий МДОУ д/с

педагогического совета

от «_____»_________2021 г. от «_____»_________2021 г.

Протокол №_________ Приказ № __________

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественно – эстетической направленности

«Волшебные пальчики»

Возраст детей - 3 - 4 лет

срок реализации - 1 год

Автор-составитель:

воспитатель

Структура программы дополнительного образования детей:

п/п

Содержание

Пояснительная записка

Направленность программы

Актуальность

Педагогическая целесообразность

Отличительные особенности ДОП от уже существующих программ

Адресат программы

Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП

Формы обучения

Режим занятий

Особенности организации образовательного процесса

Цель программы

Задачи программы

Учебный план

Содержание программы

Планируемые результаты

Календарный учебный график программы

Условия реализации программы

Формы аттестации

Оценочные материалы

Методические материалы

Список литературы

1. Пояснительная записка

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития индивидуальных качеств личности. Одно из первых мест в ряду целей образования принадлежит подготовке подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

Рисование помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности расчёта, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.

Кружковая работа по изобразительному искусству предоставляет неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча с искусством на каждом уровне, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребёнка, радость от сознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

2. Направленность программы

Начавшийся в начале 90-х годов процесс обновления начального образования выдвинул на первый план новые приоритеты целей и задач дошкольного образования.

Одной из таких целей является: повышение качества дошкольного образования через предметы эстетического цикла.

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Волшебные пальчики представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно - эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.

Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности, например в рисунке.

3. Актуальность программы

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Воспитатель призван пробудить в ребёнке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.

В.А.Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка». Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

4. Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Важное условие развития ребёнка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий. Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер. Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе: развивает уверенность в своих силах; способствует снятию детских страхов; учит детей свободно выражать свой замысел; побуждает детей к творческим поискам и решениям; учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами; развивает мелкую моторику рук; развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

5. Отличительные особенности программы

Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребёнка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребёнка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации.

Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Занятия адаптированы к специфике и особенностям преподавания в нашем саду. Работа ведётся с детьми, желающими рисовать и лепить, имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики.

6. Адресат программы

Дети в возрасте 3-4 лет, посещающие детский сад.

Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и назначение в этом прекрасном беспредельном мире. Чем раньше мы будем развивать эмоциональный и чувственный мир ребёнка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

Организуя кружковую работу по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы:

К трём годам у детей уже сформирована личность, свое «Я», основные черты характера и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в тоже время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы. По отношению к окружающим у ребёнка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Агрессивность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности. Ребёнок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребёнок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как-будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребёнок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребёнок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребёнок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

Психологические особенности данного возраста:

Мышление: наглядно – образное.

Речь: Начало формирования связной речи, ребёнок начинает понимать прилагательные.

Внимание и память еще носят непроизвольный характер. Сохраняется высокая чувствительность к дискомфорту.

Объект познания: непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение.

Способ познания: экспериментирование, конструирование.

Форма общения: ситуативно – деловое, сверстник еще мало интересен. Взрослый выступает как источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. Ребёнок испытывает сильные эмоции с резкими переходами.

Игровая деятельность: партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие со сверстниками.

Количество обучающихся в группе: 10 – 12 человек.

7. Уровень программы, объём и сроки реализации ДОП:

Срок обучения – 1 год, с 01.09.2021 – по 31.08.2022, 48 часов.

Уровень программы базовый.

8. Формы обучения

Очная.

9. Режим занятий

Общее количество аудиторных часов в год - 48, в месяц – 4, в неделю – 1.

Занятия проводятся: с 15:30 – 15:50, 1 раз в неделю, согласно расписанию.

Учебный предмет «Рисование»: 30 аудиторных часов в год, 2 часа в месяц.

Учебный предмет «Лепка»: 18 аудиторных часов в год, 2 часа в месяц.

Рекомендуемая продолжительность 1 занятия – 15 – 20 минут.

10. Особенности организации образовательного процесса

Состав группы: переменный.

Занятия: групповые и подгрупповые.

Виды занятий по программе: теоретические и практические занятия, мастерские, мастер-классы, выполнение самостоятельной работы, выставки.

Группы воспитанников одного возраста.

11. Цель программы

Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования и лепки.

12. Задачи программы

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произве­дениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстети­ческих объектов.

2. Создание условий для свободного экспериментирования с художествен­ными материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художе­ственно-образной выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетичес­кого опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - расп­редмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

В рисовании – развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей:

- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;

- сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями;

- продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;

- продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы;

- переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

В лепке – показать детям разнообразие пластических материалов (пластилин, солёное и сдобное тесто, влажный песок, снег), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, целостность массы, в отличие от рассыпчатого песка или сухой манки), возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:

- видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки;

- синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и рук (формировать зрительный контроль за движениями своих рук); сооизмерять нажим ладоней на комок пластилина (теста);

- создавать простейшие формы (шар и цилиндр) и видоизменять их – преобразовывать в иные формы, создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, бублики, ...);

- учить лепить пальцами (не только ладонями) – соединять детали, не прижимая, а тщательно примазывая их друг к другу; защипывать край формы; вытягивать или оттягивать небольшое количество пластического материала для формирования деталей (крылышек, клювиков, …);

- создавать оригинальные образы из 2-3 деталей, передавая пропорции и взаимное размещение частей, правильно соединяя и аккуратно скрепляя детали (грибок, неваляшка, птенчик в гнёздышке).

13. Учебный план

таблица 1

месяц

Название занятия

Количество часов

сентябрь

Рисование «Яблоко с листочком и червячком»

1 час

Лепка «Мой весёлый, звонкий мяч»

1 час

Рисование «Ягодка за ягодкой (на кустиках)»

1 час

Лепка «Ягодки на тарелочке»

1 час

октябрь

Рисование «Падают, падают листья»

1 час

Лепка «Грибы на пенёчке»

1 час

Рисование «Мышка и репка»

1 час

Лепка «Мышка-норушка»

1 час

ноябрь

Рисование «Град, град!»

1 час

Лепка «Сороконожка»

1 час

Рисование «Светлячок»

1 час

Лепка «Лесной магазин»

1 час

декабрь

Рисование «Серпантин танцует»

1 час

Лепка «Новогодние игрушки»

1 час

Рисование «Нарядная ёлочка»

1 час

Лепка «Праздничная ёлочка»

1 час

январь

Рисование «Бублики-баранки»

1 час

Лепка «Бублики-баранки-сушки»

1 час

Рисование «Колобок покатился по дорожке»

1 час

Лепка «Я пеку, пеку, пеку…»

1 час

февраль

Рисование «За синими морями, за высокими горами»

1 час

Лепка «Баю-бай, засыпай»

1 час

Рисование «Лоскутное одеяло»

1 час

Лепка «Робин-Бобин Барабек»

1 час

март

Рисование «Цветок для мамочки»

1 час

Лепка «Сосульки-воображульки»

1 час

Рисование «Солнышко, солнышко, раскидай колечки!»

1 час

Лепка «Весёлая неваляшка»

1 час

апрель

Рисование «Ручеёк и кораблик»

1 час

Лепка «Птенчики в гнёздышке»

1 час

Рисование «Божья коровка»

1 час

Лепка «Божья коровка»

1 час

май

Рисование «Филимоновские игрушки»

1 час

Лепка «Филимоновские игрушки-свистульки»

1 час

Рисование «Цыплята и одуванчики»

1 час

Лепка «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…»

1 час

июнь

Рисование «Летний луг»

1 час

Рисование «Ваза для цветов»

1 час

Рисование «Бабочка»

1 час

Рисование «Посолнухи»

1 час

июль

Рисование «Весёлые мухоморы»

1 час

Рисование «Грибы на пенёчке»

1 час

Рисование «Ёжик»

1 час

Рисование «Плюшевый медвежонок»

1 час

август

Рисование «Весёлые осьминожки»

1 час

Рисование «Бусы для куклы Кати»

1 час

Рисование «Два петушка ссорятся»

1 час

Рисование «Цыплята»

1 час

Рисование: 30 часов + Лепка: 18 часов

48 часов

14. Содержание программы

таблица 2

Тема

Задачи

Теоретический и практический материал

«Яблоко с листочком и червячком»

Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы.

1. Показ яблока и чтение стихотворения В. Шипуновой «Яблоко и червяк».

2. Обыгрывание сюжета стихотворения.

3. Сравнение вариантов композиции «Яблоко с листочком и червячком».

4. Самост. художественная деят-ть детей.

5. Выставка работ.

6. Составление историй про червячка.

«Мой весёлый, звонкий мяч»

Лепка округлых предметов. Синхронизация движений обеих рук: раскатывание формы круговыми движениями ладоней. Развитие кисти рук.

1. Игра с мячом, чтение отрывка стихотворения С.Маршака «Мяч».

2. Прокатывание мячей для пин-понга в ладонях.

3. Показ 3-4 пластилиновых мячиков.

4. Показ способов лепки.

5. Самостоятельная деятельность детей.

6. Выставка мячей.

7. Анализ занятия.

«Ягодка за ягодкой (на кустиках)»

Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок - ватными палочками.

1. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Ягодки на кустиках».

2. Показ способа создания ритмической композиции на магнитной доске.

3. Пояснение последовательности работы.

4. Пальчиковая игра «Дедушка Рох».

5. Самостоят. художественная деят-ть детей.

6. Выставка работ «Ягодки на кустиках».

«Ягодки на тарелочке»

Создание пластической композиции из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получение шарообразной формы разными приёмами: круговыми движениями ладоней (для тарелки) и пальцев (для ягодок).

1. Чтение стихотворения В.Шипуновой «Ягодки на тарелочке».

2. Рассматривание картинок «Фрукты – ягоды»

3. Показ и пояснение способов лепки.

4. Самостоятельная деятельность детей.

5. Оформление выставки «Ягодки на тарелочке».

6. Анализ занятия.

«Падают, падают листья»

Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым) на голубом фоне (небе). Развитие чувства цвета и ритма.

1. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Листья падают летят».

2. Рассматривание осенних листьев.

3. Фокус по смешиванию красок.

4. Показ способов печати листочками.

5. Самостоятельная деятельность детей.

6. Пальчиковая игра «Мы лесами шли густыми»

7. Составление из рисунков большой панорамы.

«Грибы на пенёчке»

Создание коллективной композиции из грибов. Лепка грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка). Прочное и аккуратное соединение деталей.

1. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Грибной пенёк».

2. Рассматривание грибов.

3. Показ способов лепки.

4. Самостоятельная деятельность детей.

5. Пальчиковая игра «Бежала лесочком лиса с кузовочком».

6. Создание коллективной композиции из грибов.

«Мышка и репка»

Создание простой композиции: наклеивание травки (полосы бумаги, надорванной бахромой), рисование большой репки и маленькой мышки, дорисовывание

хвостика цветным карандашом или фломастером.

1.Чтение стих. В. Шипуновой «Репка».

2. Рассматривание иллюстрации к сказке «Репка».

3. Показ способов изображения.

4. Самостоятельная деятельность детей.

5. Оформление выставки детских рисунков «Как мышка помогла вытащить репку».

6. Обыгрывание композиции.

«Мышка-норушка»

Лепка конусообразной формы и создание образа мышки: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – верёвочек, для глаз – бусинок или бисера).

1.Чтение стихотворения В. Шипуновой «Мышка-норушка».

2. Показ способа лепки.

3. Уточнить представление о внешнем виде вылепленной мышки.

4. Пальчиковая игра «Вышли мышки».

5. Самостоятельная деятельность детей.

6. Игра и инсценировка эпизода сказки с использованием вылепленных фигурок.

«Град, град!»

Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе - более редко, с просветами.

1. Чтение стих. В.Шипуновой «Град, град!».

2. Беседа о сезонных явлениях природы и разных видах осадков (дождь, снег, град).

3. Чтение сказки Г.Цыферова «Град».

4. Пальчиковая игра «Град! Град!».

5. Беседа о способах изображения града и рассматривание вариативных образцов.

6. Рисование под стих. В.Шипуновой «Град».

7. Анализ занятия.

«Сороконожка»

Создание выразительных образов по мотивам стихотворения: раскатывание удлинённых цилиндров (колбасок, столбиков) прямыми движениями ладоней и видоизменение формы – изгибание, свивание.

1. Чтение стих. В.Шипуновой «Гостьюшка».

2. Уточнение представления о сороконожке.

3. Скручивание мягкой бумаги и обыгрывание движений сороконожки.

4. Показ способа лепки сороконожки.

5. Беседа, из чего и как можно сделать ножки, глазки, усики.

6. Самостоятельная деятельность детей.

7. Рассматривание и обыгрывание сороконожек.

8. Рассказывание потешки.

«Светлячок (по мотивам

Стихотворе-ния Г. Лагз-дынь)»

Знакомство с явлением контраста. Рисование светлячка (по представлению) на бумаге чёрного или тёмно-синего цвета. Развитие воображения

1. Чтение стих. В.Шипуновой «Светлячок».

2. Уточнить представление о светлячках.

3. Показ приемов изображения.

4. Пальчиковая игра «Ночь пришла, темноту привела».

5. Изобразительная деятельность детей.

6. Загадывание загадки В.Шипуновой.

7. Выставка рисунков.

«Лесной магазин»

Лепка героев стихотворения – лесных зверей – комбинированным способом (по представлению). Составление коллективной композиции.

1. Чтение стих. В.Шипуновой «Лесной магазин»

2. Рассматривание игрушек.

3. Показ обобщённого способа лепки.

4. Пальчиковая игра «Барашеньки-крутороженьки».

5. Самостоятельная деятельность детей.

6. Составление общей композиции «Лесной магазин».

«Серпантин танцует»

Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета и формы.

1. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Серпантин».

2. Бросить 2-3 колечка разноцветного серпантина.

3. Рисование серпантина пальчиком в воздухе, затем кисточкой.

4. Физминутка.

5. Изобразительная деятельность детей.

6. Выставка рисунков «Серпантин танцует».

«Новогод-ние игрушки»

Моделирование игрушек (из 2-3 частей) для новогодней ёлки. Сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание, прищипывание, вдавливание.

1. Чтение стихотворения «Пряничные человечки» (из шведской народной поэзии).

2. Рассматривание фигурок из солёного теста, вылепленные воспитателем.

3. Пальчиковая игра.

4. Показ способов лепки.

5. Художественное экспериментирование с солёным тестом и пластилином.

6. Выставка поделок.

«Нарядная ёлочка»

Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета.

1.Чтение стих. В. Шипуновой «Ёлочка».

2.Рассматривание нарядной ёлочки.

3. Показ последовательности и отдельных приёмов работы.

4. Рисование ёлочки.

5. Украшение нарисованной ёлочки к Новому году.

6. Выставка картин «Праздничные ёлочки».

7. Стихотворение М. Ивенсен «Ёлочка».

«Празднич-ная ёлочка»

Создание образа новогодней ёлки из 3-5 готовых форм (треугольников, трапеций); украшение ёлки цветными «игрушками».

1. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Маленькая ёлочка».

2. Рассматривание поздравительных открыток с изображением праздничной ёлочки.

3. Пальчиковая игра «Две больших сосны».

4. Показ последовательности и некоторых приёмов изготовления ёлочки.

5. Лепка ёлочек и звезды из солёного теста и украшение шарами из пластилина.

6. Выставка нарядных ёлочек.

«Бублики-баранки»

Рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). Самостоятельный выбор кисти: с широким ворсом - для рисования баранок, с узким ворсом - для рисования бубликов.

1. Рассказ русской народной потешки «Ай, качи-качи-качи!».

2. Показ детям баранок с бубликами.

3. «Прорисовывание» в воздухе баранок, бубликов, сушек.

4. Дети обводят картонные круги сухими кисточками.

5. Самостоятельная деятельность: раскрасить самовар и нарисовать баранки и бублики.

6. Оформление выставки «Ай, баранки-калачи».

«Бублики-баранки-сушки»

Раскатывание цилиндров (колбасок) разной толщины и длины с замыканием в кольцо. Оформление лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек карандашом, пластиковой вилкой или зубочисткой). Развитие глазомера и мелкой моторики.

1. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Печёт - печёт бабушка».

2. Рассматривание бубликов и баранок.

3. Показ способов лепки баранки и бублика.

4. Лепка баранок и бубликов.

5. Оформление бубликов и баранок.

6. Выставка вылепленных и украшенных бубликов и баранок.

«Колобок покатился по дорожке»

Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки -на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет.

1. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Колобок-колобок».

2. Показ способов рисования дорожки (волнами и петлями).

3. Беседа о колобке.

4. Игра с колобком на стихи В.Шипуновой «Колобок-шалунишка».

5. Самостоятельная изодеятельность.

6. Выставка рисунков.

«Я пеку, пеку, пеку…»

Лепка угощений для игрушек: раскатывание, сплющивание в диск и полусферу, прищипывание, защипывание края. Развитие чувства формы, мелкой моторики.

1.Исполнение английской народной песенки «Отличные пшеничные».

2.Беседа: Что можно «испечь» из теста?

3. Игра «На что похоже?»

4. Пальчиковая игра «Мы спросили нашу печь».

5. Лепка угощений из теста и украшение лепных изделий.

6. Выставка изделий.

7. Исполнение русской народной песенки «Вкруг я печки хожу».

«За синими морями, за высокими горами»

Создание образов сказочных атрибутов – синего моря и высоких гор.

1.Чтение стихотворения В. Шипуновой «За высокими горами».

2.Рассматривание изображения синего моря и высоких гор.

3. Показ способов изображения.

4. Пальчиковая игра «Ты лучше осталась бы здесь навсегда».

5. Самостоятельная изодеятельность.

6. Выставка работ.

«Баю-бай, засыпай»

Моделирование образов спящих существ. Лепка игрушек или животных в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо), голова – шар. Оформление композиций в маленьких коробочках.

1. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Сонюшки».

2. Показ куклы-пеленашки.

3. Показ способов лепки.

4. Пальчиковая игра «Митя, Митенька, проснись!»

5. Лепка игрушек в стилистике пеленашек.

6. Игры с куклами.

«Лоскутное одеяло»

Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание образа лоскутного одеяла. Освоение понятия «часть» и «целое».

1. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Лоскутное одеяло»

2. Игровая ситуация с фантиками.

3. Показ способов украшения лоскутков.

4. Рисование красками, карандашами, фломастерами.

5. Организация выставки «Большое лоскутное одеяло».

6. Пальчиковая игра «Петушок, петушок».

«Робин-Бобин Барабек»

Создание шуточной композиции по мотивам литературного произведения. Лепка отдельных изображе-ний по замыслу(яблоки, печенье, орехи, камеш-ки и т.д.) и выклады-вание их на общей основе (живот или стол Робина Бобина).

1.Чтение шуточного стихотворения «Барабек».

2.Игра «На что похоже?»

3. Показать шар и подсказать, что он может превратиться в разные фрукты и овощи; (цилиндр, спираль, …)

4. Пальчиковая игра «Робин-красношейка сел на старый клён».

5. Лепка угощений.

6.Угощение Робина Бобина Барабека.

«Цветок для мамочки»

Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги.

1. Чтение стихотв. В. Шуграевой «Маме».

2. Рассматривание поздравительных открыток.

3. Приклеивание силуэтов ваз.

4. Пальчиковая игра «Расцвели подснежники».

5. Рисование карандашом стебельков.

6. Рисование красками цветов и листиков.

7. Выставка открыток.

«Сосульки-воображульки»

Освоение способа леп-ки предметов в форме конуса. Моделирование сосулек разной длины и толщины. Поиск приё-мов для усиления выра-зительности образов: сплющивание, скру-чивание, вытягивание, свивание, налепы.

1.Чтение рассказа В. Шипуновой «Сосульки и кот Фагот».

2. Рассматривание разнообразных игрушек.

3. Показ и пояснение способа лепки конуса.

4. Пальчиковая игра.

5. Лепка сосулек.

6. Коллективная выставка «Сосульки на крыше».

«Солнышко, солнышко,

раскидай колечки!»

Самостоятельный выбор материалов и средств художествен-ной выразительности для создания образа фольклорного солнышка.

1. Чтение стих. В. Шипуновой «Солнышко».

2. Рассматривание круга и колечка.

3. Показ способов изображения солнышка.

4. Чтение стихотворения В. Шипуновой.

5. Пальчиковая игра «А уж ясно солнышко».

6. Рисование солнышек по своему замыслу.

7. Выставка детских работ «Здравствуй, солнышко».

«Весёлая неваляшка»

Лепка фигурок, состоя-щих из частей одной формы, но разного раз-мера. Развитие чувства формы и пропорций. Деление пластилина на части с помощью стеки (освоение художествен-ного инструмента).

1. Показ игрушки-неваляшки и чтение стих. В. Шипуновой «Неваляшка».

2. Рассматривание неваляшки.

3. Показ способов деления бруска на части с помощьюстеки.

4. Физминутка.

5. Лепка неваляшек.

6. Выставка «Весёлые неваляшки».

«Ручеёк и кораблик»

Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции.

1. Чтение стих. В. Шипуновой «Ручеёк».

2. Рисование ручейка в воздухе.

3. Творческий процесс.

4. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Бумажный кораблик».

5. Оформление выставки «Кораблики плавают по ручейку».

«Птенчики в гнёздышке»

Моделирование гнёз-дышка: раскатывание шара, сплющивание в диск, вдавливание, прищипывание. Лепка птенчиков по размеру гнёздышка. Обыгры-вание композиции (червячки в клювиках). Воспитание интереса к лепке.

1.Чтение стих. В. Шипуновой «Гнёздышко».

2. Показ и пояснение способа лепки гнёздышка с птенчиками.

3. Пальчиковая игра «Летит над полем птичка».

4. Творческий процесс.

5. Оформление выставки «Птенчики в гнёздышке».

«Божья коровка»

Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы.

1.Чтение стихотворения В. Шипуновой «Зелёная тропинка».

2.Рассматривание изображ. божьей коровки.

3. Показ способов рисования.

4. Пальчиковая игра «Божья коровка».

5. Творческий процесс.

6. Выставка работ.

«Божья коровка»

Лепка божьей коровки: раскатывание шара (или овоида), сплющивание в диск, получение шарообразной формы круговыми движениями пальцев (для точек).

Воспитание интереса к познанию природы.

1.Чтение стих. Калины Малины «Послушай, божья коровка».

2. Показ способа лепки божьей коровки.

3. Рассматривание карточек с божьими коровками.

4. Пальчиковая игра «Божья коровка»

5. Творческий процесс.

6. Выставка работ.

«Филимо-новские игрушки»

Знакомство с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоен-ными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «прима-кивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художест-венного вкуса.

1.Рассматривание филимоновских игрушек.

2.Рассказ о филимоновской игрушке.

3. Показ способов лепки петушка и курочки.

4. Пальчиковая игра.

5. Творческий процесс.

6. Выставка поделок.

«Филимо-новские игрушки-свистульки»

Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Рассматри-вание, обследование,

сравнение, обыгрывание разных фигурок. Лепка фигурок в стилистике и по мотивам народной пластики. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса.

1.Рассматривание филимоновских игрушек

(узоры, цвет, расположение узора …).

2.Рассматривание таблицы с характерными элементами и цветосочетаниями.

3. Показ и пояснение приёмов рисования самых характерных элементов.

4. Физминутка.

5. Творческий процесс.

6. Выставка детских работ.

«Цыплята и одуванчики

Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпоч-кой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впечатлений) в доступ-ной изобразительной деятельности.

1.Чтение стихотворения О. Высотской «Одуванчик».

2. Рассматривание тематических плакатов и технологических карт по рисованию: «Золотые одуванчики», «Пушистые цыплята».

3. Показ приёмов создания образов.

4. Творческий процесс.

5. Выставка «Цыплята и одуванчики на лугу».

«Носит одуванчик жёлтый сарафанчик…»

Создание выразительных образов луговых цветов – жёлтых и белых одуванчиков. Развитие мелкой моторики, синхронизация движений обеих рук.

1. Показ изображения жёлтого одуванчика и чтение стихотворения В. Шипуновой «Золотой одуванчик».

2. Показ способов лепки.

3. Творческий процесс.

4. Чтение стихотворения Е. Михайленко «Одуванчик золотой».

5. Оформление выставки.

. Содержание программы на лето

таблица 2.1

Тема

Нетрадиционные техники

Программное содержание

Оборудование

«Летний луг»

Восковые мелки

+ акварель, печать по трафарету

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете.

Бумага формат А4, восковые мелки, акварель. Трафареты цветов, гуашь в мисочках, кисти, поролоновые тампоны.

«Ваза для цветов»

Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ»

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание» для рисования вазы.

Предметы круглой и овальной формы, печатки и трафареты, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках.

«Бабочка»

Монотипия, обведение ладошки и кулачка.

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма – новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами – большое крыло, кулачок – маленькое. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть.

«Подсолнухи»

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.

Лист формата А-4 с нарисованным кругом, чёрная тушь в мисочках, зелёная гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации.

«Весёлые мухоморы»

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать пальчик в краску по мере необходимости.

Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов разной формы, алая, малиновая и оранжевая гуашь, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов.

«Грибы на пенёчке»

Рисование пальчиками и ладошкой

Упражнять в рисовании предметов ладошкой и пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист тонированной бумаги формата А4, коричневая гуашь в мисочках, кисти, муляжи грибов, кукла, белка, сумочка и корзинка для игровой ситуации, эскизы

«Ёжик»

Тычок жёсткой кистью

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность.

Лист тонированной бумаги формата А4, серая гуашь в мисочках, кисти, ёжик, эскизы

«Плюшевый медвежонок»

Печать поролоном

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать поролон к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу.

Силуэт медвежонка, коричневая гуашь, поролон, игрушка медвежонка.

«Весёлые осьминожки»

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями.

Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе.

Лист бумаги формата А4, гуашь

Бусы для куклы Кати

Оттиск печатками или пробкой, рисование пальчиками

Упражнять в украшении рисунков печатанием, в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы.

Лист бумаги формата А4, гуашь, печатки, пробки.

«Два петушка ссорятся»

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа ( петушки). Развивать воображение, творчество

Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, игрушка петушок, эскизы

«Цыплята»

Комкание бумаги и рисование мятой бумагой

Закрепить умение рисовать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции.

Лист формата А4 бледно-голубого цвета, жёлтая гуашь в блюдечках, пастель, черный маркер, шапочки цыплят (для игры), эскизы и иллюстрации.

15. Планируемые результаты

Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, первичными знаниями в области основ изобразительной грамоты, цветоведения.

Все задания призваны развивать образное мышление и воображение ребёнка, внимание, наблюдательность, зрительную память. Включают в себя различные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, художественный труд (создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала и т.д.).

В процессе изобразительной деятельности у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения. Для художественно-эстетического развития ребёнка важную роль играет моделирующий характер изобразительной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребёнка.

По окончании освоения учебного предмета воспитанникидолжны знать:

– знать и называть различные изобразительные материалы для творчества, которыми можно рисовать, лепить (цветные карандаши, кисти, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, пластилин, солёное тесто), и в том числе нетрадиционные: пальчики, ладошки, отпечатки, ватные палочки, свеча;

– знать и называть цвета и некоторые оттенки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, серый, белый, розовый, коричневый), правильно подбирать их для изображения предметов, делить цвета спектра на холодную и тёплую цветовую гамму;

– знать основные жанры и виды изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет), народных художественных помыслов (глиняная игрушка – дымковская, филимоновская, матрёшка).

По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны уметь:

– иметь стойкий сформированный интерес к творческой деятельности разными материалами и способами;

– уметь правильно пользоваться различными материалами и инструментами изобразительной деятельности (держать кисть и карандаш тремя пальцами, не слишком близко к рисующему концу; добивается свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования; набирать краску только на ворс; перед тем как набрать краску другого цвета, хорошо промывать ворс в банке с водой; неотрывно закрашивать в пределах контура цветными карандашами, накладывать штрихи в одном направлении);

– владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, монотипия-печатание различными способами, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, набрызг, парафиновая свеча, пластилинография);

– уметь пользоваться палитрой для создания новых цветов, украшают изделие, используя различные цветовые оттенки;

– ритмично наносить штрихи, пятна, линиями и мазками изображать простые предметы, состоящие из сочетаний линий и цветового пятна;

– ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов, передавать различие предметов по величине;

– создавать изображение отдельного предмета округлой, прямоугольной и треугольной формы и предметов, состоящих из нескольких деталей,

– создавать простые по композиции, сюжеты (лес, ёжик бежит по дорожке);

– украшать изделие различными способами, создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы на полосе, квадрате, круге;

– владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики);

– использовать в лепке разнообразные приемы (скатывание, раскатывание, сплющивание, соединение, вдавливание пальцем углубления, прищипывание краев формы кончиками пальцев);

– передавать в лепке различие предметов по величине, лепить различные предметы из 1—3 частей, соединяя их путём прижатия и примазывания друг к другу;

– уметь украшать вылепленный предмет используя палочку с заостренным концом (спичку) или стеку, сочетать в поделке лепку из пластилина и бросовый материал;

– уметь доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала;

– уметь наносить пластилин тонким слоем на ограниченную контуром поверхность;

– творить в сотворчестве с воспитателем и детьми.

16. Календарный учебный график программы

Занятия проводятся с сентября по август: 48 учебных недель, 48 учебных дней.

17. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение: Изостудия – особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности; приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Помещение отвечает всем санитарно-гигиеническим требованиям, оборудовано красивой и удобной для детей мебелью, мольбертами, магнитными досками, скамейками, столами и стульями. Столы легко трансформируются для коллективной или индивидуальной работы детей. Современная мебель удобна для хранения и размещения материала для работы и выставки детских поделок, произведений искусства. Кабинет дополнен современным оборудованием для пескотерапии.

Перечень оборудования, инструментов и материалов:

- Гуашь, акварельные краски, восковые карандаши, восковые мелки, фломастеры, маркеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, вата, ватные палочки, поролоновые губки, тычки, уголь, свечки, коктейльные трубочки, оттиски разных форм, нитки, сухие листья и т.д.; пластилин, тесто, материалы для декора; бумага различной фактуры и размера, картон, клей ПВА;

- Инструменты: кисти нейлоновые или с натуральным ворсом от № 2 до № 10 (в зависимости от задач в рисовании) и щетина № 7, 8, палитры, доски для лепки, печатки, валик, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; панно для выставки детских работ, магнитная доска, мольберты; клеёнчатые скатерти, банки двойные, подставки под кисти.

Информационное обеспечение: диски с красивой спокойной мелодией, классической музыкой, звуками природы, магнитофон, ноутбук, видео и фото материалы, интернет-источники.

Кадровое обеспечение: Куликова Е.В. – окончила Волжское педагогическое училище в 1996г. по специальности «Дошкольное воспитание» и «Изобразительное искусство» с присвоением квалификации: воспитателя ДОУ, руководителя физического воспитания в ДОУ, руководителя кружка ИЗО. Имеет 1 квалификационную категорию воспитателя.

18. Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитическая справка, грамота, готовая работа, журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, портфолио, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат).

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, выставка детских работ, диагностическая карта, открытое мероприятие; портфолио, презентация.

19. Оценочные материалы

Контроль знаний, умений, навыков, учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции - проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае).

Критерии определения уровня освоения программы:

– знает и называет материалы, которыми можно рисовать, правильно ими пользоваться;

– различает цвета спектра, основные и составные, холодные и тёплые цвета;

– знает названия народных игрушек (матрёшка, дымковская и филимоновская игрушка);

– умеет выполнять задания по плану педагога или собственному плану, изображая отдельные предметы, простой сюжет;

– способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;

– рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.

Оценка детских работ проходит в виде графического диктанта (геометрические фигуры, расположение на формате, цвет). Детям предлагается дорисовать нарисованные фигуры, чтобы получился какой-либо предмет и раскрасить, чтобы получилось красиво. Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей, дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт.

Уровни развития художественных способностей у детей:

высокий - ребёнок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передаёт форму, строение предмета и его пропорции, композицию, цвет; преобладает несложный сюжет; выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого, проявляет инициативу и творческий подход в выборе материалов для рисования.

средний – ребёнок передает изображения с незначительным искажением, имеет отступления от реальной окраски, использует некоторые нетрадиционные материалы, требуется незначительная помощь взрослого, присутствует оригинальность изображения; имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

низкий – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения, пропорции предмета; изображение носит непродуманный, случайный характер, выполнено в одном цвете, необходима стимуляция со стороны взрослого; самостоятельно развить замысел не может.

20. Методические материалы

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребёнка в форме кружковой работы.

Работа по данному направлению проводится следующим образом:

Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.

Второй этап направлен на развитие зрительного внимания, образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).

На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр.

Третий этап - реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам.

На этом этапе обучала ребёнка работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и т.д.).

При обучении рисованию учитывала индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывала детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.

Для создания выразительного художественного образа использовала интегрирование аппликации и рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавала материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, штампики, зубные щётки, листья растений, еловые ветки, соль, манка и т.д.

На данном этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок.

Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы:

– игровой (сюрпризные моменты, помощь сказочным персонажам);

– словесный (объяснение, беседа, рассказ);

– объяснительно-иллюстративный (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

– эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

– частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);

– творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);

– исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);

– практический.

Использование компонентов информационно-коммуникационных технологий, коммуникативно - деятельностного подхода в воспитании дошкольников позволяет строить такое воспитание, которое способствует творческому развитию личности.

В программе используются также различные приёмы:

- наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); активизация внимания ребёнка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;

- нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;

- показ произведений русского декоративно-прикладного искусства (дымковской и филимоновской игрушки, семёновской матрешки);

- рассматривание картинок, картин, иллюстраций;

- инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;

- дидактические игры с цветными шарами, матрёшками, мозаикой, природным материалом.

- привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке. Просветительскую работу с родителями в форме консультаций, наглядной информации, мастер-классов.

Для формирования положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности и интереса к её результатам использовала приёмы:

- показ изготовленных рисунков и обыгрывание уже готовых изображений;

- демонстрация рисунков и поделок на выставках в группе, учреждении;

- оформление и рассматривание альбомов с детскими рисунками.

На занятиях по лепке используются следующие способы и приёмы:

- скатывание круговыми движениями рук (шарики);

- раскатывание прямыми движениями рук (столбики, колбаски);

- надавливание шариков пальцем сверху (маленькие шарики, точки);

- Растягивание надавленных шариков на картоне, изделие (пластилинография), нанесение пластилина внутри контура для создания плоской пластилиновой картинки на картоне;

- прищипывание краёв формы кончиками пальцев (клюв птички, края миски);

- сплющивание между пальцами или ладонями (пироги, блины);

- сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей лепки;

- вытягивание отдельных частей от целого куска;

- вдавливание пальцем углубления на поверхности формы (чашка, тарелка).

Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для проведения занятий по изобразительному искусству преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приёмов росписи в народном творчестве, технические рисунки, схемы, образцы детских работ, слайды, видео-аудио пособия, а также изделия народных промыслов, сказочные персонажи для сюрпризных моментов, муляжи, различные предметы и материалы для показа их детям.

Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:

1. вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;

2. основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребёнка;

3. заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

21. Список литературы

1. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: «Просвещение», 2015.

2. Галянт И.Г. Организация художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание №1 2013г. - с.97-100.
3. Грибовская А.А., Халезова-Зацепина М.Б. Лепка в детском саду, Конспекты занятий для детей 2-7 лет, 2017

4. Груздева О.В., Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Развитие творческих и технических способностей детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации, 2016

5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2013г.

6. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей», Москва,

7. Денисова М.Ю. «Чудесные ладошки»: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение. – Белый ветер, 2014.

8. Ермакова Н.А. Рисование, Специальный курс для детей 3-4 лет, 2018г.

9. Колль М.Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. - Мн: ООО «Попурри», 2015.

10. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – Мозаика-Синтез, Москва, 2011.

11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. (Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 152с., перераб и доп.

12. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.

13. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей» / А.В. Никитина. – Санкт-Петербург: КАРО, 2016г. – 96с. + 16с. цв. вкл.

14. Погодина С. Программа «Шаг в искусство» как одна из моделей художественного раз-вития детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. №5 2013г.- с.72-78.
15. Погодина С. Интеграция в развитии детского художественного творчества. По материалам программы «Шаг в искусство».//Дошкольное воспитание №8 2013г. – с.52-61.

16. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития 2014г.- 96с. (Детский сад: день за днём. Практическое приложение).

17. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. Издательство Сфера. Серия «Библиотека воспитателя». 2012г.-128с.

18. Шаляпина И.А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками, 20 познавательно-игровых занятий, 2017.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.

1. Белошистая А.А., Жукова О.Г., Дьяченко И.И. «Волшебные ладошки», «Волшебные краски». Пособие для занятий с детьми. Издательство: АРКТИ, 2009г.

2. Быкова А. Развивающие занятия ленивой мамы, 1-6 лет, 2016.

3. Гордиенко Н.И. Развиваем воображение, 3-4 года, 2017.

4. Жукова О.С. Рисуем линии и узоры. Прописи с прозрачными страницами, 3-5 лет, 2015.

5. Жукова О.С. Учим малыша писать. Рисуем, обводим, раскрашиваем. 2017.

6. Матвеева А.С. Большой альбом по развитию малыша, 2-4 года, 2016.

7. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»

8. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера», 2012 г.

9. Шевелев К.В. Развитие мелкой моторики, Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет, 2016.

10. Шевелев К.В. Мышление на кончиках пальцев, Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет, 2016.

11. Готовим руки к письму, озорные вундеркинды, 2017.

Хобби
3,2 млн интересуются