Вы наверняка замечали, как трудно читать рассказ, в котором «скачут» времена, много локаций, мелькают герои, персонажи.
В заметке о теме и идее рассказа я говорил, что сюжет, фабула рассказа не должны быть сложными.
Одна сюжетная линия. Простая фабула
В рассказах преобладает одна сюжетная линия, если и появляется вторая, то она вторична, событий в ней намного меньше, она служит для «подкрепления» первой, для нужных объяснений. Чаще всего при редактировании от второй сюжетной линии остаются лишь детали.
События в сюжетной линии можно выстроить в любой композиции, а вот фабула будет простой – то есть последовательность, хронология событий легко понимаются читателем.
Что делать, если автор вдруг сам увлекается второй сюжетной линией? Довести и ту, и другую в рассказе до необходимой концовки – единой – очень сложно. Потому он слышит: «А что же случилось с тем-то и тем-то персонажем?», «Вы написали о том-то, но бросили эту мысль, а мне интересно», «Ваш рассказ претендует на повесть или роман» и т.д.
Что ж делать – придется автору сокращать текст или писать роман.
Не спешите верить словам читателей: «мне не хватило», «мало о том-то». Вы сами легко можете понять – мало или нет, вспомнив простейшую схему сюжетной линии рассказа.
► Помним, что пролог не может быть больше всего рассказа, как и развязка. Затянутость начала, невыразительность кульминации, нелогичность развязки – беда многих рассказов.
► Если в этой простой схеме у вас есть лакуны – пустые места, то тогда, действительно, «мало», если же появились избыточные «веточки» – пишите роман либо отсекайте их.
Единство времени, пространства, событий, действий
Рассказ – это не «Сага о Форсайтах», где время охватывает целые поколения одной семьи.
► В рассказе время имеет определенные рамки. В этих рамках и происходит событие.
Например, классицисты придумали рассказ, где все события происходят за 24 часа – «суточные» рассказы. Сейчас это правило не так строго соблюдается, но все же закон «единства времени, места, событий и действий» важен.
► О другом времени, других местах, событиях автор может лишь упомянуть, а то и «проскочить». Например, для автора важен один день героя в прошлом и событие в нем, которое изменит жизнь героя в будущем. Не нужно расписывать то, что было между.
► Важнее времени и места в рассказе то главное действие (конфликт), которое раскрывает в итоге идею – для чего собственно и написан рассказ. Множество действий – множество конфликтов, а это уже для романа.
► Перемещение героя с места на место тоже должно работать на идею и быть целесообразным.
В качестве примера приведу рассказ Рея Брэдбери «Будет ласковый дождь». Его легко найти в электронных библиотеках.
Все действие замкнуто в рамках времени: событие начинается в семь часов утра, заканчивается в десять часов вечера.
Целый день мы проводим с главным героем – живым домом, который продолжает действовать так, словно и не было катастрофы. Он, конечно, не понимает, что все уже умерли, но читатель понимает. И от этой методичности дома, бессмысленности становится жутко.
Идея тут растворена в тексте, но времени и событий хватает, чтобы ее понять. Нужно ли было Брэдбери описывать, как все началось, что вообще случилось, как происходило, кто остался жив и жив ли вообще? Есть ли еще такие дома? Не нужно…
Как же выстраиваются события? Как действуют герои в рассказе? Об этом я расскажу в следующей статье на эту тему.
Статья на сайте
© Алексей Ладо
Буду рад отзывам
писательство
писательское мастерство
как написать книгу
литература
начинающий писатель