XVIII век вошел в историю как переломный для России, как век невиданных дотоле роскоши и нищеты, как время великих побед и научных открытий. В это бурное время на ниве служения России во всех возможных сферах активно подвязались не только природные русские, но и приглашенные в Россию иностранцы, масштаб работы которых позволяет с чистой совестью считать их русскими по духу и среди них важное место занимает ученый-энциклопедист Петр Симон Паллас, посвятивший свою жизнь изучению Сибири и Дальнего Востока.
Петр Симон Паллас, гордость русской науки XVIII века, родился 22 сентября 1741 года в семье знаменитого немецкого врача Симона Палласа. Образование он получил домашнее, под руководством жесткого учителя освоив широкий спектр гуманитарных и естественных наук, но и письменный немецкий язык, что в среде тогдашней немецкой интеллигенции было большой редкостью. Во время Семилетней войны он находился в Лондоне, где приводил в порядок естественнонаучные коллекции и хотя отец подыскал для него место хирурга в действующей прусской армии, возвращаться домой Паллас-младший не пожелал, видимо, угадывая смутные очертания своего будущего, неразрывно связанного с Россией.
Труды молодого естествоиспытателя были высоко оцененны в России и в 1766 году Петр Симон Паллас получил приглашение работать в России, еще через 2 года он был произведен в действительные члены Академии наук и тогда же представил проект экспедиции по изучению России, составленный еще Ломоносовым, который был утвержден, а сам Паллас был назначен ее руководителем. Выдвинувшись из Санкт-Петербурга в июле 1768 года, Паллас и его спутники добрались к осени до Симбирска, где в первый раз остановились на зимовку, после чего весной 1769 года добрались до Урала, где Паллас исследовал незамерзающий источник Кургазак и гору Янган-Тау, а также устроил ревизию на уральских горных заводах, по результатам которой позиции крупнейших горнопромышленников Демидовых сильно пошатнулись.
Следующие 3 года вошли в летопись экспедиции Палласа как годы тяжелых испытаний, связанных с описанием Западной Сибири, где ему пришлось столкнуться не только с бытовыми неурядицами и болезнями, но и с бандами казахов и чалдонов, считавших его отряд законной добычей. С горем пополам добравшись до Красноярска в декабре 1771 года, Паллас считал эту часть своей экспедиции самой неудачной, пока в феврале 1772 года ему не показали огромный железный метеорит, под именем "Палласова железа" давшего начало российской коллекции метеоритов.
Несмотря на воспаление глаз и отмороженные пятки, Паллас предпринял экспедицию далее на восток, в Забайкалье, результаты которой превзошли все, ранее им сделанное, впервые русский Дальний Восток получил подробное географо-экономическое описание, были описаны множество живых организмов и интересных географических обьектов, некоторым из которых по праву присвоенно имя Палласа.
После триумфиального возвращения из экспедиции Петр Паллас увлекся новой идеей - поиском праязыка, родиной которого, как и всего человечества, он считал Центральную Азию. Масштаб исследований по этой теме был огромен, были разосланны специальные анкеты во все уголки Земли, в том числе и в недавно получившие независтмость США, но увы, поиски праязыка оказались безрезультатны, хотя время показало, что Паллас в своих поисках находился не так далеко от истины.
В последующие годы Петр Паллас исследовал Новороссию, преподавал естественные науки внукам императрицы Александру и Константину, писал научные труды по ботанике, зоологии и географии. В 1810 году он попросил отпуск в Берлин для завершения работы над главным трудом всей своей жизни, "Российско-азиатской зоологией", но выхода его в печать не дождался, скоропостижно скончавшись в Берлине 8 сентября 1811 года.