Мотивация происходит от осознания того, что ваши действия формируют вашу жизнь. Здесь все просто: когда от наших решений ничего не зависит, ничего и не хочется делать. Это может проявляться и в учебе, и в работе, И в юном, и в зрелом возрасте.
Если дети чувствуют, что их родители полностью (или почти полностью) контролируют их жизнь, у них будет мало мотивации.
Нет-нет-нет. Речь не идет о полной свободе. Скорее мы о случаях, которые в народе прозываются «гиперопекой». Когда родители буквально нависают над детьми, не давая сделать лишнего шага. Когда им всегда «виднее». Они контролируют каждую деталь жизни своих детей.
В результате у детей никогда не возникает чувства ответственности за свое образование и свою жизнь.
Расширяя права и возможности ваших детей, они разовьют чувство автономии и ответственности. Регулярно говорите со своими детьми об ожиданиях и последствиях. Вы можете ожидать от детей, что они будут содержать свою комнату в порядке - и состояние комнаты может повлечь за собой определенные последствия. Как положительные, так и отрицательные. И это чувство ответственности у детей — когда они знают, что ожидать после своей участливости или безучастности — позволяет иметь свободу выбора: делать или не делать, прибираться или оставлять все как есть.
Если они научатся быть ответственными в одной сфере (поддержание порядка в своей комнате), это побуждает их быть ответственными в других сферах жизни, например, в учебе.
При таком подходе вам все равно нужно участвовать в жизни своих детей. Разница в том, что вместо контроля, менеджмента их действий, вы создаете границы.
Например, вы можете дать понять своим детям, что вы готовы отвечать на вопросы, связанные с домашним заданием, каждый будний вечер с 20 до 21.
Таким образом, ваши дети разовьют способность мотивировать себя. Они будут знать, что только они несут ответственность за выполнение своей домашней работы.
Напротив, рассмотрите детей, родители которых каждый день заставляют их делать уроки. У этих детей не разовьется способность мотивировать себя.
Мотивация — первостепенный процесс в обучении. Это точка А в маршруте «Незнание-знание». Как раньше ученые искали секрет вечной жизни, учителя сейчас должны искать секрет вечной мотивации у детей. Чтобы те желали учиться снова и снова.
У наших педагогов такой панацеи нет. Они не знают такой секрет, способный мгновенно смотивировать каждого ребенка. Однако они знают прием более действующий и реальный:
Делать каждый урок интересным, давать ребенку свободу в решении и увлекать через игры и придумывание задач!
Попробуйте такие нестандартные приемы на уроках математики на следующем ознакомительном занятии — время подбирается индивидуально под вас!