Материал подготовила методист проекта, психолог Евгения Рахматова
Важная составляющая готовности к школе — психологическая готовность. Понятие психологической готовности к школе включает в себя:
- интеллектуальную;
- личностную;
- социальную;
- эмоционально-волевую готовность.
Итак, что же это значит?
Интеллектуальная готовность
Ребенок должен:
- мыслить аналитически, устанавливать связи между предметами и их свойствами, причиной и следствием;
- иметь запас знаний, необходимых для обучения в первом классе;
- уметь ориентироваться в пространстве
- Речь, память и мышление должны соответствовать его возрасту.
Для успешного обучения у ребенка нужно поддерживать в нем любознательность, он должно нравится получать новые знания.
Личная и социальная готовность
Социальная и личностная готовность ребенка к школе связаны между собой. Они включают в себя:
- способность понимать, что хорошо, а что плохо, нравственное развитие;
- коммуникабельность, способность общаться со взрослыми и со сверстниками, умение решать ссоры с другими детьми без агрессии, понимание авторитета взрослых;
- умение слушать учителя, понимание инструкций и заданий, которые дает учитель, (и принятие их без «не буду, не хочу»), способность спрашивать, уточнять то, что непонятно, умение признать свои ошибки, если они появляются;
- умение спокойно реагировать на замечания сверстников и взрослых.
Отношение ко взрослым, самому себе и своим сверстникам, способность самостоятельно следить за своими действиями и поведением, умение оценивать свое и чужое поведение — из всего этого складывается личностная готовность к школе.
Эмоционально-волевая готовность
Здесь подразумевается, что ребенок должен научиться управлять своими импульсами и желаниями. Выполнять даже те задания, которые ему даются труднее других или которые не нравятся.
Даже высидеть 30 минут урока для первоклассника не так-то просто.
Здорово, если у ребенка будет опыт посещения малышкиной школы, где он постепенно научится проводить за партой больше времени.
Хорошо, если ребенок хочет в школу, ему интересно, что его там ждет. Образ себя-школьника — важная часть психологической готовности к школе, поэтому важно обращать внимание, что вы говорите о школе, не критикуете ли ее при ребенке.
В любом случае важно понимать, что адаптация ребенка к школе идет первые две недели, но может занимать и до полугода, поэтому совершенно нормально, если у малыша в первом классе еще что-то не получается, или он иногда встает из-за парты, позабыв про урок.
Поддержка семьи очень важна для первоклассника, а это значит, что важно поддерживать позитивный настрой ребенка по отношению к школе, помогать ему решать те проблемы, которые возникают, замечать его успехи.
Уже в среду у нас на Familytree состоится онлайн-встреча с Людмилой Петрановской, на который мы получим ответы на волнующие многих вопросы о школе и школьных проблемах. Регистрируйтесь тут и задавайте свой вопрос.