Найти в Дзене
Auditorium CG

Цифровизация, экосистемы и риски в кредитовании: что ждет МСБ в 2022 году?

Оглавление

Всеобщая цифровизация вынуждает банки пересмотреть свою стратегию. Рост спроса на дистанционное обслуживание диктует необходимость адаптироваться к новым вызовам рынка и выбрать верный вектор развития в 2022 году. Какие новые тренды банковского рынка повлияют на стратегию банков в сегменте МСБ? В каком направлении развивать бизнес? Об этом и многом другом мы спросили у экспертов банковского сектора в сегменте МСБ и спикеров III Всероссийского банковского форума «СТРАТЕГИЯ МСБ 2022. Какую стратегию в МСБ выбрать, чтобы победить?».

Как переход в цифровую среду повлиял на стратегию банков в сегменте МСБ?

Светлана Годлина, Председатель Правления, Модульбанк:

— Я смотрю на ситуацию со стороны опыта банков, которые изначально выстраивали работу с МСБ в цифровой среде. Для таких банков, как ни странно, мало что поменялось. Разве только пандемия коронавируса ускорила отказ от площадей и увеличение доли удаленных сотрудников.

Елена Пигасова, Руководитель развития кредитования малого бизнеса, Банк ДОМ.РФ:

— Для банковской сферы, как ни для одной другой отрасли экономики, цифровизация означает увеличение объема информации, в том числе из внешних источников. Сейчас можно сказать, что буквально за несколько лет цифровизация произвела настоящую революцию, став основой для появления так называемого «Легкого» или «Экспресс-кредитования». Технические возможности значительно упростили весь кредитный процесс, сократив срок принятия решений по заявкам до 1-2 дней, а в ряде случаев и до нескольких минут.

Приведу пример. У компании 1С есть сервис «1С Финотчетность». Он позволяет сформировать пакет финансовых документов прямо в своей программе 1С Бухгалтерия и направить его через защищенный канал в любой банк. Исходя из организационно-правовой формы, системы налогообложения и продукта банка, сервис самостоятельно выгрузит нужный перечень документов. Дальше клиент подписывает пакет документов ЭЦП, через защищенное API документы сразу попадают в ИТ-систему банка. Весь процесс занимает не более 5 минут.

Отдельного внимания заслуживает развитие дистанционных каналов взаимодействия с клиентами. Современные технологии позволяют взаимодействовать с клиентами вне территорий привычных офисов. Появились очень удобные дистанционные личные кабинеты. В них предприниматель может оставить заявку на банковский продукт, прикрепить пакет документов, заверить их, отследить статус по заявке и даже подписать договор.

Такие сервисы очень сильно упростили взаимодействие банков и бизнеса, сделали банковские услуги доступнее, особенно в регионах.

Дмитрий Володько, Лидер продукта, Банк Точка:

— Лично я вижу много нишевых решений и экспериментов. Банки пытаются найти новые подходы к клиентам. Скорость продуктовой разработки и вывода новых идей возросла, а горизонт планирования наоборот уменьшился. Банки чаще пересматривают свои стратегии, корректируют под реалии рынка. Они научились не только быстро получать обратную связь но и использовать её для оперативного управления.

Александр Киселев, Директор департамента малого и среднего бизнеса, СМП Банк:

— Стратегически цифровизация дает банкам сразу несколько возможностей:
✔ Работать с клиентами вне зависимости от их географической локации.
✔ Ускорение и упрощение всех процессов.
✔ Использование различных платформ / маркетплейсов.

То есть с одной стороны упрощается задача масштабирования, но с другой стороны продукт должен быть максимально простой и понятный.

Елена Сизова, Начальник управления продаж департамента МСБ, МКБ:

— Цифровизация банковского сектора ускорила перевод сервисов и продуктовой линейки в онлайн. В период пандемии кредитные организации смогли оптимизировать и отладить бесперебойную работу дистанционных каналов обслуживания клиентов. Теперь физические и юридические лица могут оформить большинство продуктов и сервисов, не выходя из дома или офиса. Банки улучшают клиентский путь и в то же время сокращают затраты на инфраструктуру.

Какие основные риски прогнозируются в кредитовании МСБ в 2022 году?

-2

Светлана Годлина, Председатель Правления, Модульбанк:

— Риски все те же: у МСБ возвратность кредитов зависит от стабильности денежного потока, который генерирует его бизнес. Как и раньше, предпринимательство – довольно рисковая деятельность по сравнению с наймом. А с поправкой на макроэффект от пандемии, стабильность существенно снизилась. Хотя для некоторых сегментов и рентабельность, и устойчивость выросла.

Елена Пигасова,Руководитель развития кредитования малого бизнеса, Банк ДОМ.РФ:

— До сих пор остаются актуальными вопросы, связанные с последствиями пандемии. Некоторые сегменты бизнеса еще не восстановились, и мы можем только прогнозировать, какими они будут. Бизнес-модели, которые были успешными раньше, могут оказаться нежизнеспособными в новых условиях: то, что приносило стабильную прибыль еще вчера, сегодня уже не работает. Банкам нужно внимательно следить за этими вопросами.

Также наблюдаются определенные тренды к смещению деловой активности из центра города в сторону спальных районов. Люди стали работать на удаленке, реже выбираются в центр, проводят деловые встречи через Zoom.

На примере нашего продукта на цели покупки коммерческого помещения «Бизнес-Ипотека» мы наблюдаем устойчивую динамику на рост спроса на коммерческую недвижимость именно в жилых комплексах. Также мы видим, что нежилые помещения в новых ЖК (особенно в крупных городах) пользуются повышенным спросом и во многих проектах «расходятся» очень быстро.

Дмитрий Володько, Лидер продукта, Банк Точка:

— Рост ставки, что повлечет за собой обострение конкуренции и уменьшение количества качественных заемщиков. Крупные ИТ-компании (Яндекс, Озон, Вайлдберриз) обзавелись своими лицензиями и явно настроены составить конкуренцию банкам. Скорее всего они будут нацелены на кратный рост и смогут позволить себе пожертвовать доходами. Иными словами, будут демпинговать.

Александр Киселев, Директор департамента малого и среднего бизнеса, СМП Банк:

— С учетом роста ключевой ставки и сокращения самой эффективной программы господдержки в рамках Постановления 1764, кредиты будут дорожать. В совокупности с высокой инфляцией издержек и падающим платежеспособным спросом населения это негативно скажется на финансовой устойчивости предприятий МСБ.

Какие новые каналы привлечения станут востребованы в 2022 году?

-3

Светлана Годлина, Председатель Правления, Модульбанк:

— Считаю, что в 2022 году на российском рынке глобально ничего не поменяется. Крупные универсальные банки (обслуживающие как физлиц, так и МСБ) будут привлекать клиентов медийной рекламой, рекламой в интернете и раскачивать партнерский канал. Банки по меньшей мере будут продолжать опираться на партнерский канал и интернет-маркетинг.

Елена Пигасова,Руководитель развития кредитования малого бизнеса, Банк ДОМ.РФ:

— Конечно, на ум сразу приходят Digital-каналы, это вполне естественный тренд последних нескольких лет, особенно учитывая специфику работы в пандемию. Тут, безусловно, важно понимать, о каких продуктах и направлениях говорить, т.к. очевидно, что каналы привлечения на расчетно-кассовое обслуживание (РКО) и на кредитование отличаются. РКО – это сервисы для регистрации бизнеса, главным образом. Кредитование – маркетплейсы, специализированные площадки и другие. Но по большому счету назвать это именно новыми каналами сложно. Все это уже несколько лет успешно развивается.

Также считаю, что произойдет возврат и к старым каналам привлечения клиентов – партнеры, семинары, конференции. Мы, к примеру, активно развиваем канал «Партнеры». Работаем с застройщиками, агентствами недвижимости, франчайзерами. Участвуем в активностях, работаем с профессиональными сообществами, ассоциациями. Люди за год немного устали от вечной «удаленки». Есть запрос в том числе на живое общение. Эти проверенные каналы актуальны как никогда.

Дмитрий Володько, Лидер продукта, Банк Точка:

— В цифровых каналах, где работает модель аукциона – “алый океан”. Но по-видимому, они все еще будут играть значительную роль, потому что позволяют точно управлять объемами и ставками.

В агентском канале – “лесенка” – вознаграждение партнера за один счет привязано к количеству счетов. Это провоцирует появление агентов агрегаторов заявок. В итоге на первый план выходит эффективность управления и балансировки каналов. При этом банки, имеющие большое количество клиентов физ.лиц, кажется, только начинают кросс-сейл компании. А ведь многие из этих физиков являются ЛПР или могут дать рекомендации при открытии счета компании. Тут может быть большой потенциал вплоть до синергии подразделений привлекающих МСБ и розничных клиентов.

Александр Киселев, Директор департамента малого и среднего бизнеса, СМП Банк:

— Тенденция на наращивание доли электронных каналов и цифровых платформ сохранится.

Елена Сизова, Начальник управления продаж департамента МСБ, МКБ:

— По нашим ожиданиям в 2022 году кредитные организации смогут усилить интеграцию с крупными игроками из сферы ритейла и телекоммуникаций. Банки могут рассматриваться в качестве расчетного механизма между клиентами и компаниями.

За счет чего повышать транзакционную активность и комиссионный доход?

-4

Светлана Годлина, Председатель Правления, Модульбанк:

— За счет создания реальной ценности для клиентов. Например, мы изобрели Зеленый лимит: клиент получает возможность спокойно работать и переводить деньги на физлицо по ставке от 0,75%, а банк видит растущие обороты и, соответственно, растущий комиссионный доход.

Елена Пигасова, Руководитель развития кредитования малого бизнеса, Банк ДОМ.РФ:

— Клиент с удовольствием будет пользоваться счетом, если ему это удобно в повседневной жизни. Удобство складывается за счет качества сервиса, набора правильных продуктов, отраслевых решений. Немаловажно, чтобы были в линейке такие продукты, как эквайринг и система быстрых платежей, чтобы ДБО было интуитивно понятным, а связь с банком удобной и оперативной. Очевидно, что возможность пользоваться кредитными продуктами банка прямо влияет и на транзакционную активность. Для клиента важно ассоциировать банк как удобного и надежного партнера.

Дмитрий Володько, Лидер продукта, Банк Точка:

— Традиционно, повышая продуктовую нагрузку на клиента. Сейчас клиент с одним продуктом – в зоне риска, его легко сможет перетянуть конкурент. Нужно иметь 2-3 продукта на одного клиента, чтобы быть уверенным в высоком Lifetime и доходе. При этом даже в традиционных продуктах, к примеру, корпоративных картах рынок еще очень далек от насыщения. Все игроки научились вместе с счетом выдавать карты, но это просто способ платежа. Часто у клиента эта карта лежит в сейфе и не используется. Следующий шаг – автоматизировать сбор закрывающих документов. Сделать платежи картами для юр.лиц на общей системе налогообложения такими же простыми как для ИП – тут пока нет решений. И в каждом из классических банковских продуктов можно найти дополнительный сервис, который банк может предоставить клиентам и получать доход.

Александр Киселев, Директор департамента малого и среднего бизнеса, СМП Банк:

— За счет вовлечения клиентов, обучения их новым каналам продаж и возможностям, которые открывает рынок.

Елена Сизова, Начальник управления продаж департамента МСБ, МКБ:

— Развитие программ лояльностей, а также небанковских продуктов и сервисов прямо влияет на рост транзакционной активности и комиссионного дохода. Последние несколько лет банки разворачивают бизнес-стратегию в направлении создания маркетплейсов и внедрения сопутствующих сервисов для повышения удобства клиента. На рынке появляются мобильные операторы на базе кредитных организаций, растет число услуг для автовладельцев, путешественников, предпринимателей.

Нужна ли экосистема для МСБ?

-5

Светлана Годлина, Председатель Правления, Модульбанк:

— Да, нужна. Вопрос, кто ее создаст. Банки ли?

Елена Пигасова, Руководитель развития кредитования малого бизнеса, Банк ДОМ.РФ:

— Экосистемы могут быть разные. Если речь про нефинансовые сервисы, то экосистема возможна лишь в очень ненавязчивом виде. И правильно развивать такие экосистемы, чтобы это было предельно органично для бизнеса. К примеру, предлагать кредит логично только тогда, когда у клиента может возникнуть потребность в кредитовании. Например, он совершает покупку в онлайн-магазине. В таком случае уместно предложить финансовый инструмент, но совершенно не уместно в этот момент предлагать клиенту депозиты, РКО, зарплатный проект, другие продукты, в том числе небанковские, причем делать это акцентировано и броско. Это скорее оттолкнет. По нашему мнению, хорошие примеры экосистем – сайт Российской ассоциации франчайзинга. Там клиент может подобрать франшизу, получить исчерпывающую аналитику. Или Циан, где клиент подбирает недвижимость и ему сразу предлагается ипотека на покупку квартиры.

Другой пример – банковские маркетплейсы, куда предприниматель целенаправленно идет за каким-то продуктом. В таком случае уместно представлять всю гамму решений, причем от разных банков. Главное – это удобная навигация. Хорошие примеры таких экосистем – Развивай.РФ, Банки.Ру, Бизнес-Навигатор, Сравни.Ру.

Дмитрий Володько, Лидер продукта, Банк Точка:

— Настоящую экосистему способны попробовать построить 2-3 игрока на рынке.

И есть большой вопрос: достаточный ли у нас в МСБ вообще рынок для этого? Для подавляющего большинства экосистемы очень дорогое удовольствие, большая расфокусировка ресурсов. Я думаю лучшая стратегия: определить специализацию и быть игроком номер один на “своем поле” или в коллаборации с другими (не обязательно финансовыми) сервисами создавать дополнительную ценность там, где уже работает наш клиент. Во всяком случае точно не стоит идти в централизованную модель.

Александр Киселев, Директор департамента малого и среднего бизнеса, СМП Банк:

— Я думаю, сейчас уже вопрос не так стоит, т.к. то, что сила в партнерстве и синергии, уже не оспаривается. Вопрос, какого типа экосистема нужна? И здесь, мне кажется, банки постепенно будут уступать роль оркестратора в борьбе за клиента и его опыт, т.к. клиенту нужна не банковская услуга сама по себе, она – лишь способ достижения цели.
Поэтому да, экосистема нужна, но в ней не у банков роль ведущая.

-6

22 сентября 2021г. в Москве в пройдет III Всероссийский банковский форум «СТРАТЕГИЯ МСБ 2022». Фокус-тема форума «Какую стратегию в МСБ выбрать, чтобы победить?».

Ключевые вопросы форума:

✔ Изменение стратегии банков при полном переходе в цифровую среду

✔ Как развивать кредитование МСБ в современных реалиях?

✔ Как привлекать, удерживать и повышать доходность клиента?

✔ Как развивать цифровые каналы обслуживания?

✔ BaaS, узкая специализация или экосистема для МСБ? Кем стать, чтобы заработать?

✔ Как повышать транзакционную активность и комиссионный доход?

На форуме выступят:

👤 Егор Калина, Управляющий директор Дивизиона «Малый и Микро Бизнес», Сбербанк;

👤 Светлана Годлина, Председатель Правления, Модульбанк;

👤 Елена Сизова, Начальник управления продаж департамента МСБ, МКБ;

👤 Владислав Васильев, Product Owner, Направление развития пакетов услуг и программ лояльности, Росбанк;

👤 Елена Сорвина, Управляющий директор центра развития корпоративного бизнеса, УБРиР;

👤 Сергей Нечушкин, Начальник управления развития малого и среднего бизнеса, Абсолют Банк;

👤 Александр Киселев, Директор департамента малого и среднего бизнеса, СМП Банк;

👤 Елена Пигасова, Руководитель развития кредитования малого бизнеса, Банк Дом.РФ;

👤 Петр Штеркель, Директор по МСБ, Локо-Банк;

👤 Алексей Трегубов, Заместитель директора, CBO, Делобанк;

👤 Роберт Сабирянов, Сооснователь, СТО, Бланк Банк;

👤 Кирилл Параска, Основатель, Банк Хайс;

👤 И другие.

Модератором форума выступит Дмитрий Володько, Лидер продукта, Банк «ТОЧКА». Участники форума рассмотрят, какие факторы повлияют на доходность клиентов, на что обратить внимание при переходе в цифровую среду и что учесть при составлении стратегии МСБ на 2022 год.

Ознакомиться с программой и зарегистрироваться на мероприятие можно по ссылке.