Найти тему
914 подписчиков

ПСАЛОМ 25: НЕПОРОЧНОСТЬ

ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ

Если стоимость товара зависит от спроса и предложения, то получается, что непорочность - один из самых дорогих товаров в современном мире. Хотя непорочность чрезвычайно важна для счастья семьи, общества и народа, она почти полностью вышла из употребления. Лишь немногие обладают ею.

Псалом 25 посвящен непорочности. Он начинается с этого качества (“Я ходил в непорочности моей”), им же и заканчивается (“Я хожу в моей непорочности”). Псалмопевец сделал непорочность своим образом жизни.

Согласно подзаголовку, Псалом 25 написал Давид. Мы не можем определить, когда и где он написал его. В тексте нет никаких подсказок на этот счет.

Автор сбит с толку, потому что его обвинили в лицемерии. Он решительно опровергает наговоры и умоляет Бога рассудить его и убедиться, что он невиновен. Он приводит доказательства, подтверждающие, что он праведный человек и его не следует ставить в один ряд со злодеями.

Благодаря своей теме этот псалом является прекрасной иллюстрацией того, что такое непорочность и как она проявляется в жизни верующего в Бога человека.

Основываясь на контексте, Киркпатрик пишет, что честность - это “чистосердечные намерения и искренняя преданность” Богу. Льюпольд говорит, что это “поведение, в котором не упущен ни один важнейший элемент”. Как бы мы это ни назвали: “искренним служением Богу” или “последовательно благочестивой жизнью” - главное состоит в том, что сердечные побуждения и жизненные поступки должны соответствовать открыто заявленной духовной преданности. Непорочность - это не безгрешность - это невиновность, это не отсутствие недостатков - это наличие верности. Непорочность человека - это нечто большее, чем репутация; это следование тому, что, как он знает, истинно и правильно.

Честное сердце обнаруживается в тех ключевых отношениях, которые указываются в псалме. Как же проявляется непорочность в жизни человека и в его взаимоотношениях?

I. В ЕГО ОТНОШЕНИЯХ С БОГОМ (ст. 1-3)

В первую очередь честное сердце можно увидеть в его взаимоотношениях с Господом. Псалмопевец говорит, что он совершенно искренне ходит с Богом.

«Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь. Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое, ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей» (ст. 1-3).

Он просит Бога заглянуть в его сердце и подтвердить его самооценку. Он верит, что его безраздельная преданность Богу выдержит даже испытующий Божий взгляд. В этой просьбе он употребляет четыре ключевых слова: “рассуди”, “искуси”, “испытай” и “расплавь”. “Рассудить” - значит осмотреть с ног до головы и взвесить. Словом “искуси” переведено слово, смысл которого - взять металл на пробу, прежде чем приобрести его. “Испытай” указывает на просьбу поставить его в такие условия, которые проверили бы его веру. “Расплавь” - значит брось его, как золото, в плавильную печь, чтобы удалить возможные примеси. “Внутренности” и “сердце” означают всю внутреннюю жизнь - чувства, мысли и волю. Он как бы просит Бога заглянуть в него и увидеть, какое у него сердце.

Прося Бога испытать его, он просит самого полного испытания, какое только возможно представить. Он абсолютно уверен в своей невиновности. Он всегда ходил в непорочности и не отступил от нее.

Господня милость всегда была с ним, и он посвятил себя исполнению Божьей воли. Понимая сущность Господа и зная свою собственную верность Божьей воле, он просит Бога об испытании. Он верит: Бог увидит, что он говорит правду.

Эти слова псалма кажутся нам почти надменными, но их следует рассматривать как обращенную к Богу искреннюю просьбу праведного человека защитить его от несправедливых обвинений. Он не претендует на совершенство, а лишь хочет, чтобы его считали верным, преданным Божьим слугой. Он убежден, что его нельзя назвать лицемером и притворщиком. Он любит Бога и уповает на Него. Во что пишет Эстерли:

«Для человека осознать, в духе истинного смирения, свое стремление жить в согласии с Божьей волей не обязательно означает духовно возгордиться; такое осознание должно быть источником священной радости. В то время как, с одной стороны, исповедание греха является высшей обязанностью человека, осознание своих добродетелей, с другой стороны, - если правильно их рассматривать - является признанием действия божественной благодати».

Твердо веря, что у него праведное сердце и праведная жизнь, Давид убежден, что милостивый Бог “рассудит” его преданность по отношению к Нему.

Истинная непорочность требует, чтобы дела человека не расходились с его словами.

II. В ЕГО СВЯЗЯХ (ст. 4, 5)

Еще одна область, где можно видеть проявление непорочности, это связи человека с людьми из мира.

«Не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду» (ст. 4, 5).

Давид исследовал свое поведение и убедился, что умышленно и долго никогда не водил дружбу с лжецами и лицемерами. Их компания не доставляла ему удовольствия и радости. Словом “лживые” переведено слово, которое в других местах Библии переводится как “пустой, суетный, тщетный, напрасный”. Такие люди противопоставляются реальности, истине и праведности. “Коварные” - это лицемеры, скрывающие от других, что у них на сердце (см. Современный Перевод).

Псалмопевец говорит, что ненавидит, когда собираются ради злых и греховных целей. Сами они собирались грешить или вводить в грех других - неважно: он все равно презирает подобные сборища.

Он знает, что нельзя называть себя праведным и в то же время водить дружбу со злодеями и одобрять их злодеяния.

Непорочность требует, чтобы мы заявляли о себе посредством того, с кем мы общаемся и с кем перестаем общаться. Есть такая поговорка: скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. И еще: с кем поведешься, от того и наберешься.

III. В ЕГО ПОКЛОНЕНИИ (ст. 6-10)

Непорочен тот, кто, приходя в место поклонения, может похвалиться жизнью, угодной Богу.

«Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи! Возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство и которых правая рука полна мздоимства» (ст. 6-10).

Сохранив безупречную жизнь, Давид мог предстать пред Богом с не запятнанными злом руками. Омовение рук символически означало объявление о своей невиновности (Исх. 30:17-21; Втор. 21:6, 7). Пилат “умыл” свои руки, чтобы показать, что он не участвует в вынесении приговора Иисусу, но о его невиновности говорить не приходится (МФ. 27:24). Давид был неповинен. Он говорит, что может омыть руки в истинной невинности и подойти к жертвеннику с искренним сердцем.

Цель поклонения псалмопевца - выразить радостную благодарность за чудесные дела Божьи. Он держится в стороне от беззакония, и поэтому его можно считать достойным появиться в Божьем святилище, чтобы принести жертвы, а также возблагодарить и восславить Бога. Он не просто формально совершает жертвоприношение - он по-настоящему поклоняется Богу.

Давид любил это общение с Богом. А вы? Он любил ходить в скинию, где обитала Божья слава. Его привлекало не место и люди, а Божье присутствие. Он хотел быть там, где Бог, быть в тени Его славы.

Поскольку его сердце было чистым, а жизнь незапятнанной явным грехом, и поскольку он любил Божье присутствие, для него было естественно отмежеваться от совершавших зло, чтобы не быть судимым вместе с ними. Он умоляет Бога не ставить его в один ряд с грешниками и с кровожадными людьми, всегда вынашивающими коварные замыслы. Кроме того, он не хочет быть связанным с теми, кто берет взятки, извращает понятие справедливости и обманывает невинных.

Непорочность сердца влияет не только на наше поклонение Богу, но и на наших друзей.

IV. В ЕГО БУДУЩЕМ (ст. 11, 12)

Непорочность также проявляется в вере в исполнение Богом Своих обещаний. Если мы верим, что Бог милостив к Своим людям, что на Него можно положиться и Ему можно доверять, тогда мы будем верить, что Он и завтра позаботится о нас, как заботился в прошлом. Такая вера естественным образом вырастает из честности с Богом, о которой говорит псалмопевец.

«А я хожу в моей непорочности; избавь меня и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа» (ст. 11, 12).

Опираясь на Божью благодать, ту жизнь, которую он вел, и молитву, которой он молился, псалмопевец говорит, что стоит на таком месте, на котором не поскользнется. Он не сделает ложного шага и не споткнется. И, хотя у него все равно будут трудности, он верит, что Бог сохранит его. Вот за это сохранение и спасение он будет восхвалять Бога в великом собрании. Он заранее с верой благодарит Бога за ту доброту, которая всегда будет с ним в неизвестности грядущих дней.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как Давид описывает непорочность своей жизни? В сердце его не было неправды, и эта преданность проявилась в том, что он жил праведно пред Богом, избегал общества злодеев, в невинности приходил на поклонение Богу и верил в Божьи благословения в будущем.

Свою непорочность псалмопевец связывает с Божьей милостью. Просьбу к Богу он основывает не только лишь на своей безупречности; он знает, что должен иметь Божью благодать. Он и дальше будет честно жить и искать Божьего избавления. Он твердо обещает восхвалять Его за все, что Он сделал и еще сделает.

Непорочность - это не совершенство, а постоянство. Это не безгрешность, а преданное исполнение Божьей воли. Непорочная жизнь ничего не скрывает: пусть судят ее Бог и человек, и пусть они убедятся, что она ни в чем не отступает от Божьей воли. Непорочная жизнь приносит два замечательных благословения: Божий покой и Божью заботу. Когда его обвиняют в злодеянии, безупречный человек понимает, что он неповинен перед Богом. Если он ходил пред Ним в непорочности, то может не сомневаться, что Бог будет с ним и благословит его. Центром богоугодной жизни является непорочность.

ЦАРСКИЙ ПСАЛОМ Если стоимость товара зависит от спроса и предложения, то получается, что непорочность - один из самых дорогих товаров в современном мире.