Найти в Дзене
Ностальгия по СССР и 90-м

4 заброшенных станции-призрака в метро бывшего СССР

Оглавление
Какие недействующие станции можно увидеть в тоннеле сквозь окно поезда?
Какие недействующие станции можно увидеть в тоннеле сквозь окно поезда?

Станциями-призраками принято называть недоступные станции метро, среди которых могут быть как недостроенные платформы, находящиеся на действующем участке, по которым никогда не ступала нога пассажира, так и закрытые станции при изменении трассы метро при продлении линии. Они являются любимыми объектами диггеров-эстремалов, которые в ночные окна проникают в метро и исследуют тоннели.

Само понятие "ghost station" пришло к нам с запада и было калькировано на русский, а там появилось еще в 1900 году, когда была навсегда закрыта станция King William Street лондонской подземки. В Париже, Нью-Йорке, Вашингтоне, Осло, Мадриде и том же Лондоне имеются еще ряд таких же заброшенных в последующие годы станций.

Однако в СССР локации станций метро проектировали более практично, учитывая богатое убранство, глубокое заложение и огромную смету строительства большинства из них, поэтому на постсоветских просторах навсегда закрытых станций нет, кроме временных тупиковых наземных станций на территории или рядом с депо (старые Калужская и Первомайская в Москве, Дачное в Санкт-Петербурге). Одна из "временных" станций Юнгородок в Самаре действует и по сей день.

Также иногда к "фантомам" иногда относят и бывшие станции-призраки, закрывавшиеся на длительный срок на реконструкцию (Воробьевы горы в Москве) и промежуточные станции, запущенные гораздо позже, чем соседние (Адмиралтейская в Санкт-Петербурге).

Сегодня мы будем исследовать именно находящие в большой степени готовности станции на просторах бывшего СССР, которые длительное время не используются по назначению в силу различных причин, в основном это связано с недостатком финансирования и нахождении в малолюдной местности. В данной статье не учитываются временно закрытые на ремонт станци, а также многочисленные заделы под возможную достройку в будущем с нуля в виде прямого участка путей на одинаковом межпутном расстоянии с минимальным уклоном (Суворовская в Москве) или имеющие минимально сделанные конструкции (техплатформа Троице-Лыково в Москве).

1.Львовская брама

Киев

Центральный зал Львовской брамы
Центральный зал Львовской брамы

Построенная в конструкциях пилонная станция глубокого заложения находится на Сырецко-Печерской линии между Лукьяновской и Золотыми воротами примерно в 1,5 км от обеих, в самом центре под Старым Киевом с его узкими улочками. Ее постройка велась с 1991 по 1996 годы, а затем она была заброшена из-за отсутствия финансов и решения по реконструкции Львовской площади, где когда-то стояли одноименные ворота (брама) Старокиевской крепости.

Наклонный ход для эскалаторов так и не был построен, хотя путевые стены частично отделаны мрамором и залит пол посадочных платформ и центрального зала,

2.Библиотека им. Пушкина

Омск

Станция Библиотека им. Пушкина
Станция Библиотека им. Пушкина

Конечная станция первого пускового участка из 4 станций от Соборной до Библиотеки им. Пушкина на пересечении улиц Фрунзе и Крайсный путь так и осталась единственной полностью построенной в конструкциях к 2008 году вместе с совмещенным метромостом через реку Иртыш, что породило массу мемов про город с единственной станцией метро.

Омский метрополитен строился с 1992 года и так и не был запущен из-за хронического недостатка финансирования из федерального бюджета. В 2019 году власти объявили о консервации недостроенной системы. Возможно, что построенные участки будут как-то интегрированы в систему трамвая.

Станция с островной платформой имеет мелкое заложение и по конструкции является односводчатой. Единственный открытый для пассажиров элемент метро - подземный переход, совмещенный со входом на станцию.

3.Теличка

Киев

Недостроенная станция Теличка
Недостроенная станция Теличка

Еще одна станция мелкого заложения с боковыми платформами на Сырецко-Печерской линии была построена в конструкциях в конце 1980-х годов между Выдубичами и Южным мостом, в местности нижняя Теличка, но не была открыта из-за нахождения в глухой промзоне. Находится примерно в километре от Выдубичей около ТЭЦ.

Выходя со станции не построены, их достройка возможна при развитии и застройке прилегающей территории. При проезде в поезде из окон видны две платформы и ряд колонн недалеко от выезда на поверхность на метромосту.

4.Бажовская

Екатеринбург

Станция из окна поезда
Станция из окна поезда

Недостроенная пилонная станция глубокого заложения (около 35 метров) расположена на перегоне между Геологической и Чкаловской под перекрестком улиц 8 Марта и Большакова, примерно в километре от обеих. Ее начали строить в 1992 году, но потом решили законсервировать для ускорения открытия других более приоритетных станций на окраине города. Готовность станции оценивается в 70%. Проектное название связано с находящимся неподалеку домом-музеем писателя Павла Бажова.

По имеющейся информации, для станции готовы боковые тоннели увеличенного диаметра 8,5 метров, однако предстоит построить центральный зал и наклон для выхода на поверхность.

Власти планируют достроить станцию после строительства второй линии метро, которое еще не начиналось, то есть еще очень не скоро. Станция по генплану должна стать пересадкой на третью перспективную ветку уральской подземки. Сейчас власти судятся за снос незаконной постройки на месте будущего вестибюля.

Бонус. Дачное

Санкт-Петербург

Поезд на станции Дачное
Поезд на станции Дачное

Временная южная конечная Кировско-Выборгской линии работала с 1966 по 1977 годы, ее островная платформа была рассчитана на 5-вагонные составы, которые в то время ходили по линии. Ее постройка и название были связаны с масштабной жилой застройкой близлежащего микрорайона Дачное.

Используя опыт московских метростроевцев по возведению временных станций Первомайская и Калужская с использованием подъездных путей в электродепо, наземную открытую тупиковую станцию соорудили на территории строящегося депо Дачное, которое открылось в 1969 году. Выход со станции находился у Трамвайного проспекта. Перегон Автово - Дачное стал единственным открытым за всю историю питерской подземки, где пассажиры могли видеть улицу из окон поезда. Его эксплуатация показала, что из-за сурового климата Северной столицы использование наземных участков нецелесообразно.

После продления линии до Проспекта Ветеранов станция была закрыта. В настоящее время сильно перестроенный станционный комплекс занимает ГИБДД.

Про аналогичные закрытые временные станции в Москве уже был рассказ в статье по ссылке ниже.

👍 Подписывайся, ставь лайк, комментируй!

Еще: 6 станций-призраков метро Москвы