«Как же не существует? — можете спросить вы. Ведь всем известно произведение в этом жанре. Это «Алые паруса» А. Грина». А вы не задумывались, почему после Грина больше никто в таком жанре не писал. Может, потому что этого жанра и не существует вовсе?
Что такое феерия
Само понятие произошло от названия сказочных существ – фей. Появилась феерия на театральных подмостках Италии в XVII веке. Позднее в стиле феерии ставятся многие не только драматические спектакли, но и балеты. Например, феерией считается балет «Спящая красавица» на музыку П. И. Чайковского в постановке Мариуса Петипа. Обратите внимание, не сказка, даже не либретто, а сам спектакль, причём в определённой постановке.
Дело в том, что феерия – это не жанр, а скорее форма театральной постановки, то, как актёры передают замысел автора. Для феерии характерно два основных признака.
- Сказочность. Наличие в сюжете волшебных существ и чудес. Согласитесь, подобных произведений немало, особенно в современной литературе с повальным увлечением фэнтези. Но они не относятся к феерии, так как главным ее признаком является другой.
- Использование специальных сценических приёмов, которые делают представление сказочным, ярким, то есть, собственно, феерией. Сейчас такие приёмы назвали бы спецэффектами.
По сути, феерия – это форма театральной постановки, когда используются элементы циркового представления, различные трюки фокусников, фейерверки, полёты актёров на тросах, световое шоу и т. д. И пьесы, написанные с расчётом на использование таких спецэффектов, тоже назывались феериями. К сожалению, имена авторов подобных пьес XVII века известны разве что историкам театрального искусства. Я их точно не знаю.
Феерия в драматургии
Зато многим известны два автора начала XX века, создавшие пьесы-феерии. Самой популярной из таких драматических произведений можно считать «Синюю птицу» Мориса Метерлинка, написанную, в 1905 году. Постановка этой пьесы действительно требовала особых сценических эффектов и необычных костюмов персонажей. Например, там были такие действующие лица, как Душа Света, Молоко, Хлеб, Сахар, Души Часов, Духи деревьев и даже Насморк. Всего в пьесе более 100 действующих лиц.
Второе драматическое произведение, обозначенное автором как феерия, — это пьеса Леси Украинки «Лесная песня». Действие происходит в диком и волшебном лесу Волыни, а действующими лицами становятся разнообразные персонажи славянского фольклора. В пьесе много волшебства и превращений, поэтому постановка её действительно требует феерических приёмов и эффектов. В 1961, а потом в 1980 году по пьесе были сняты фильмы.
«Алые паруса» — феерия или нет?
«Алые паруса» А. Грина называют то романом, то повестью, что связано не столько с объёмом, сколько с тем, что сюжет охватывает солидный временной отрезок и не ограничивается одной сюжетной линией. Впрочем, сейчас это для нас непринципиально.
Главное, что в подзаголовке к своему произведению А. Грин написал слово «феерия». Это и позволило в будущем говорить о ней, как об особом жанре прозаических произведений, а заодно и удивляться, почему Грин назвал феерией «Алые паруса», где, по сути, нет ничего волшебного, а не, например, «Бегущую по волнам».
Есть и ещё одна странность: после Грина ни один автор не создал произведения в жанре феерия. Почему? Может, и нет такого жанра? На первый взгляд, по тексту «Алых парусов» непонятно, что связывает произведение с пьесами-феериями. Есть одна версия, которая мне нравится, и я с ней согласна. А. Грин вовсе не то имел в виду. То есть он указал не жанр своей повести, а как бы подзаголовок. Феерия — это то действо, которое организовал для Ассоль капитан Грей, то чудо, которое он создал своими руками для любимой девушки. Таким образом, феерия в «Алых парусах» — это рукотворное волшебство, такое же, как на театральных подмостках.
Вот потому-то и нет произведений в жанре феерия, так как такого жанра не существует. Но это не единственная точка зрения. И, возможно, кто-то с ней не согласен. Я даже уверена, что, как всегда, найдутся желающие поспорить с автором хотя бы «из любви к искусству».