Найти в Дзене

Подруги жизни и «Последний день Помпеи»

Оглавление
«Высочайшее произведение русской живописи, разумеется, — «Последний день Помпеи». ... Почему русского художника вдохновил именно этот предмет?»
А.И.
Герцен. Дневник. 1842.
К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский Музей.
К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Государственный Русский Музей.

Как бы отвечая на вопрос А.И. Герцена, именно об этом рассказал в своих воспоминаниях Ф.И. Иордан (1800-1883), известный русский гравер, профессор и ректор Императорской Академии художеств. По мнению Ф.И. Иордана, знаменитая картина «Последний день Помпеи» была начата К.П. Брюлловым "совершенно случайно", вследствие необычных жизненных обстоятельств, связанных с женщинами.

Ф.И. Иордан. Автопортрет. 1871.
Ф.И. Иордан. Автопортрет. 1871.

Пенсионеры и их временные подруги жизни

Русские художники Карл Павлович Брюллов и Федор Иванович Иордан были пенсионерами Императорской Академии художеств и оба были направлены в Рим совершенствовать свои таланты. Брюллов пробыл в Риме 13 лет (1823-1835), а Иордан - 15 лет (1835-1850). Иордан приехал в Рим в тот год, когда Брюллов уже собирался возвращаться в Россию. Они хорошо знали друг друга, по-товарищески общались и Брюллов успел дать Иордану много ценных советов.

Римские пенсионеры Академии Художеств были почти все молодые красавцы, окруженные множеством поклонниц. Особенно славился красотой пейзажист Сильвестр Федорович Щедрин, равным которому в Риме считался только исторический живописец итальянец Камуччини.

С.Ф. Щедрин. Автопортрет. 1820. Справа - Портрет Камуччини Винченцо. Жозеф Грасси. 1810. Галерея Академии Сан-Люка, Рим.
С.Ф. Щедрин. Автопортрет. 1820. Справа - Портрет Камуччини Винченцо. Жозеф Грасси. 1810. Галерея Академии Сан-Люка, Рим.

По воспоминаниям Иордана, С.Ф. Щедрин был человек всеми уважаемый и "красавец в полном смысле этого слова". У него была временная спутница жизни, француженка Демюлень, которая, как пишет Иордан,

"страстно любила художников, в особенности Щедрина".

В то время С.Ф. Щедрин был серьезно болен и решил поехать на юг Италии лечиться минеральными водами. Понимая, что уезжает надолго, он позаботился о своей подруге Демюлень и представил ее своему товарищу К.П. Брюллову, который

"принял ее как временную подругу..., без которой в Риме трудно жить."

Карл Брюллов тоже был несомненный красавец, и поэтому француженка сразу же влюбилась в него, позабыв про Щедрина и про всех остальных художников.

К.П. Брюллов. Автопортрет. 1833. Государственный Русский Музей.
К.П. Брюллов. Автопортрет. 1833. Государственный Русский Музей.

Непрочитанное письмо

По свидетельству Иордана,

"Долговременная дружба не была в характере Брюллова, и кто начинал ее искать в нем, скоро разочаровывался, что и случилось с легковерною девицею Демюлень."

Демюлень была страстно влюблена в Брюллова и ревновала его ко всем женщинам, приходившим в мастерскую художника. Скоро она наскучила Брюллову, и он стал с ней холоден. Зная, что француженка чрезвычайно ревнива, он иногда специально вызывал в ней всплески ревности. Они жили в соседних домах, и окна Демюлень находились против окон Брюллова. Догадываясь, что Демюлень наблюдает за ним, Брюллов

"брал часто куклу или манекен и как будто живую женщину качал его на руках и целовал. Это крайне бесило молодую француженку; она начала замечать это и делать ему выговоры, затем пошли письма."

Писем от Демюлень, вероятно, было так много, что Брюллов вскоре перестал их читать. Однажды вечером, когда он ужинал с друзьями, ему принесли очередное письмо от девицы Демюлень. Брюллов, не читая, положил его в карман и забыл о нем. А на другой день газеты сообщили трагическую новость, что какая-то иностранка подъехала на карете к мосту Понте Моло и, сняв с себя шляпу и шаль, бросилась в реку и утонула. Когда же утопленницу вытащили из воды, то узнали, что это была девица Демюлень.

Мост Понте Мильвио (Понте Моло). Отсюда бросилась в Тибр девица Демюлень. В России его знают как Мульвийский мост, на котором в 312 г. Константин Великий победил узурпатора Максенция. Ян Франс ван Блумен. Понте Мильвио. Ранее 1749. Музей изящных искусств, Валенсия.
Мост Понте Мильвио (Понте Моло). Отсюда бросилась в Тибр девица Демюлень. В России его знают как Мульвийский мост, на котором в 312 г. Константин Великий победил узурпатора Максенция. Ян Франс ван Блумен. Понте Мильвио. Ранее 1749. Музей изящных искусств, Валенсия.

Горести и радости

Когда Брюллов узнал об этом несчастии, он вдруг вспомнил о вчерашнем письме. Оказалось, что в этом письме девица Демюлень в отчаянном тоне припоминала все нанесенные ей обиды и требовала от него в тот же вечер решительно объясниться – желает ли он исправиться? Не получив никакого ответа от Брюллова, девица решила расстаться с жизнью.

Брюллов тяжело переживал случившееся и чувствовал свою вину в нелепой смерти молодой легковерной француженки. Как пишет Иордан:

"Этим происшествием Брюллов был убит, ходил по улицам как потерянный."

Все пытались как-то успокоить Брюллова, но он был безутешен. И так случилось, что в это время в Риме находилась графиня Юлия Самойлова, высоко ценившая талант Брюллова. Видя художника в такой великой печали, графиня решила как-то его развлечь, чтобы он перестал скорбить и винить себя в этом трагическом происшествии. Самойлова пригласила его отправиться с ней в Неаполь, чтобы посмотреть Везувий и Помпеи. Брюллов с благодарностью принял приглашение графини, поскольку сам желал хотя бы на время покинуть Рим, где все напоминало ему о недавней трагедии.

К.П. Брюллов. Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, 1832-34. Музей Хиллвуд, Вашингтон
К.П. Брюллов. Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, 1832-34. Музей Хиллвуд, Вашингтон

Рождение замысла

Во время поездки в Неаполь Брюллов несколько дней посвятил осмотру развалин Помпеи. Прогуливаясь в тишине по улицам погибшего города, он попал на Дорогу гробниц, где по обеим сторонам стояли древние могильные памятники.

Дорога гробниц. Рисунок К.П. Брюллова. 1827 г.
Дорога гробниц. Рисунок К.П. Брюллова. 1827 г.

Брюллов еще не отошел от пережитого несчастья и пребывал в угнетенном состоянии духа. Стоящие вокруг развалины навеяли ему печальные мысли о развернувшейся здесь много веков назад ужасной трагедии. По словам Иордана,

"Тут тогда и представились ему в воображении те испуганные и спасающиеся группы народа, которые мы видим в его превосходной картине, именуемой «Последний день Помпеи».
Один из первых эскизов к картине "Последний день Помпеи". 1827-1828. Государственная Третьяковская галерея.
Один из первых эскизов к картине "Последний день Помпеи". 1827-1828. Государственная Третьяковская галерея.

Источники вдохновения

Неизвестно, кто рассказал Ф.И. Иордану эту историю. Сам он не мог быть очевидцем, поскольку описанные события произошли в 1827 г., а Иордан приехал в Рим только в 1835 г. Скорее всего, он услышал это от римских приятелей Брюллова. В Риме все восхищались талантом К.П. Брюллова, и поэтому его жизнь и его знаменитая картина "Последний день Помпеи" были в центре всобщего внимания. Вокруг было много разговоров о несчастной Демюлень и о красавице графине Самойловой, и все соглашались, что без этих двух женщин не было бы такого великого произведения.

Брюллов посещал Помпеи дважды - в 1824 и в 1827 г. Свои восторженные впечатления от первого посещения он описал в письме брату Александру. Из этого письма известно, что тогда, в 1824 г., Брюллов представлял в воображении не «испуганные и спасающиеся группы народа», а простую мирную жизнь обитателей погибшего города.

Через три года, когда Брюллов посетил Помпеи в состоянии сильного душевного потрясения, вызванного неожиданной гибелью его временной подруги, ему представился именно день извержения Везувия, - последний день Помпеи.

К тому же рядом с ним в этот момент находилась графиня Юлия Самойлова, которая стала его музой, возлюбленной и моделью. Встреча Брюллова с Самойловой в Риме в 1827 г. стала началом их бурного романа, вызвавшего у художника небывалый творческий подъем. Сам Брюллов писал об этом так:

«Юлия Самойлова ворвалась в мою жизнь подобно солнечному вихрю, пришла, чтобы повернуть в угодную ей сторону самою судьбу, украсть жизнь и уготованную судьбу, подарив взамен нечто большее…»

Роман Брюллова с Самойловой длился недолго, но они поддерживали дружеские отношения вплоть до конца жизни художника.

Брюллов работал над картиной «Последний день Помпеи» в общей сложности около шести лет – с 1827 по 1833 г. Графиня обладала итальянской внешностью и послужила ему моделью для нескольких женских персонажей картины. Ее черты угадываются в облике матери, пытающейся прикрыть дочерей, в которых Брюллов изобразил воспитанниц Самойловой Амацилию и Джованину Пачини.

Фрагмент картины "Последний день Помпеи".
Фрагмент картины "Последний день Помпеи".

Похожа на Самойлову и девушка с кувшином на голове, которая обреченно смотрит прямо на зрителя. Позади нее художник написал самого себя с ящиком кистей и красок на голове. Рядом с ним, испуганно подняв кверху глаза, застыла красивая женщина с зажженной лампой в руках. Можно предположить, что в образе этой женщины художник изобразил погибшую Демюлень, и, таким образом, на картине он оказался между двумя подругами жизни.

Фрагмент картины "Последний день Помпеи" с автопортретом К.П. Брюллова.
Фрагмент картины "Последний день Помпеи" с автопортретом К.П. Брюллова.

Запечатленная судьба

Изобразив самого себя в момент гибели жителей Помпеи, художник тем самым как бы предсказал свою судьбу. На картине его засыпает пепел итальянского вулкана Везувия, и так случилось, что в реальности Брюллов умер в Италии, и там же его похоронили, засыпав итальянской землей.

В 1849 г., за три года до смерти, больной Брюллов покинул Россию и отправился лечиться на остров Мадейра. После лечения он путешествовал по Испании, а потом поселился в Италии. Карл Павлович Брюллов умер в 1852 г. в местечке Манциано, неподалеку от Рима, и похоронен на римском историческом кладбище Тестаччо, которое еще называют кладбищем художников и поэтов.

                Могила Карла Павловича Брюллова на кладбище Тестаччо в Риме.
Могила Карла Павловича Брюллова на кладбище Тестаччо в Риме.

Источники:

Иордан Ф.И. Записки ректора и профессора Академии художеств Федора Ивановича Иордана / сост., авт. вступ. ст. и примеч.Н.С. Беляев; науч. ред. Г.В. Бахарева; БАН. – СПб.: БАН, 2012. – 383 с.

К.П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников / Н.Г. Машковцев. —М.: Издательство Академии художеств СССР, 1961. —319 с.

Спасибо за прочтение статьи!