Иногда небольшое по объёму произведение способно перевернуть книжный мир и завладеть сердцами читателей.
В сокровищнице мировой литературы есть не только романы, но и повести и рассказы. Поразмыслим над произведениями, небольшими по объёму, но обладающими глубиной и силой эмоционального воздействия.
Названные здесь произведения – это, конечно, далеко не исчерпывающий список. Это лишь несколько примеров, которые мне очень нравятся.
1843 год стал знаменательным: свет увидели два небольших произведения, которые повлияли на развитие всей мировой литературы.
«Золотой жук», рассказ Э. По, 1843
Представьте себе время, когда жанр детектива ещё не оформился как таковой, когда читатель не был избалован произведениями Агаты Кристи, Сименона или Ю Несбё, когда детектив не был ещё поделён на поджанры психологического, исторического, ироничного, шпионского и т.д. Если Вы представили себе такое время, то сможете понять, какое мощное впечатление произвели на публику рассказы Эдгара Аллана По.
Сыщик-любитель Легран использует дедуктивный метод и азы криптографии, чтобы найти старинный клад. Прибавьте к этому методы работы Люпена из рассказа По «Убийство на улице Морг» (1841) – и получите матрицу, по которой по сей день пишется масса детективных произведений.
Сам Артур Конан Дойл заявлял, что из «Золотого жука» «выросли» все (!) рассказы о Шерлоке Холмсе. Достаточно вспомнить «Пляшущих человечков» и «Обряд дома Мэсгрейвов» Дойла, чтобы убедиться в справедливости этого заявления.
И с тех пор все, пишущие в детективном жанре, поражают читателей аналитическими способностями своего героя – подчас непрофессионального сыщика, который выстраивает цепь логических умозаключений, располагая минимумом улик. Писатели также ставят ему в пару менее наблюдательного друга, от чьего имени часто ведётся повествование (всё как у По).
«Шинель», повесть Н.В. Гоголя 1843
«Все мы вышли из гоголевской «Шинели,» – написал в конце XIX века один французский критик. Гоголь написал не о романтическом герое, не об искателе приключений, не о любви, не о войнах или путешествиях. Он написал о непримечательном, одиноком, бедном, несчастливом человеке. О «маленьком человеке», как это принято называть. И о «маленьком человеке» стали писать все – от Чехова до Кафки.
Своеобразным апофеозом прозы о «маленьком человеке» стал роман немецкого писателя Ганса Фаллады «Маленький человек, что же дальше?» (1932). Это замечательный, трогательный роман, который я очень рекомендую к прочтению. Однако сейчас не о нём.
Замечу ещё, справедливости ради, что Гоголь подхватил тему, открытую (угадайте, кем? ;)) А.С. Пушкиным. Повесть «Станционный смотритель» (1831) рассказала о мытарствах «маленького человека» – бедного вдовца Самсона Вырина. Атмосфера произведения (и даже погода), ничтожность главного героя, которая вызывает не презрение, а сострадание, – всё это имеет много общего с «Шинелью». Так что «Ревизор» не единственная задумка щедрого на идеи Пушкина, превращённая Гоголем в шедевр.
«О мышах и людях», повесть Джона Стейнбека, 1937
Ещё одно произведение о «маленьких людях», на сей раз о наёмных рабочих в Калифорнии 1930-х годов, во времена Великой депрессии. Джордж и Ленни – друзья, вместе «горе мыкают», переходят с места на место в поисках подённой работы на уборке урожая. Оба они не «Башмачкины» по характеру (хотя Ленни имеет с ним что-то общее), они «маленькие» не из-за личных качеств, а из-за своей бедности и бесправия.
Экономический кризис, обнищание части населения США и равнодушие к этому богатых – и вот уже бедняки уравнялись в правах с мышами. То есть, существование у них жалкое, «мышиное», но при этом сущность, разумеется, человеческая, и они горько переживают несправедливость, неравенство, неприкаянность, отсутствие перспектив.
Эта пронзительная трагедия имеет нечто общее с «Му-Му» Тургенева: сходство Ленни и Герасима, страшное одиночество, бесправие, загнанность в тупик. Оказывается, можно быть «крепостным» не только по закону монархического государства, но и в силу экономических условий демократического, вроде бы, государства.
«Цветы для Элджернона», рассказ Дэниела Киза, 1959
И снова о «маленьком человеке», и снова сопоставление с мышью. Может быть, это продолжается влияние серой гоголевской шинели?
Элджернон – имя подопытной мышки. После эксперимента над ней учёные переходят к эксперименту над Чарли – главным героем рассказа (а затем и одноимённого романа, который Киз «вырастил» из рассказа к 1966-ому). По итогам эксперимента интеллект Чарли стремительно возрастает, он больше не «маленький человек», он наслаждается познанием и успехом, мир открывается ему по-новому. К сожалению, эффект от эксперимента не вечен. Чарли, познакомившись с «большим миром», вынужден вернуться в шкуру «маленького человека».
Это яркое произведение становится любимым для многих читателей. Я вижу в нём инверсию легенды об Адаме и Еве: у Киза познание приводит не к «изгнанию из Рая», а, наоборот, к восхождению в Рай; утрата же познания как раз «изгоняет из Рая». Есть над чем подумать. Всё как я люблю: Читай & мысли!
«Старик и море», повесть Эрнеста Хемингуэя, 1952
А это знаменитое произведение уже о человеке, которого никто не назвал бы «маленьким» – несмотря на его крайнюю бедность, одиночество, старость. Как я уже писала в подборке «Лучшие последние фразы художественных произведений», герой этой повести не сдаётся. Это удивительно стойкий, несгибаемый человек.
Старик вернулся домой еле живой, но уже решил, что снова выйдет в море. Стихии, бушевавшие в нём смолоду, не утихли. Он отдохнёт – и снова «в бой». После всего пережитого накануне в море ему могли сниться именно львы (последняя строка повести: «Старику снились львы.» Он сам – лев.
«Судьба человека», рассказ М.А. Шолохова, 1956
Это тоже рассказ о стойком, несгибаемом человеке, на чей век выпали испытания, пожалуй, покруче, чем у старика из предыдущего примера.
Кстати, когда рассказ опубликовали на иностранных языках, Хемингуэй и Э.М. Ремарк прислали Шолохову приветственные письма, где высоко отозвались об этом произведении.
Пройдя через ад войны, фашистского лагеря, утраты семьи – главный герой нашёл в себе силы жить дальше и заботиться о приёмыше, нашёл в израненном сердце любовь к названному сыну – такому же обездоленному войной, как сам герой.
Поражает форма изложения – бесхитростный рассказ вчерашнего крестьянина Андрея Соколова, «разговор на завалинке» (на «поваленном плетне», если быть точной). Этот рассказ в начале и в конце обрамляют слова автора. Соколов подсел к автору, рассказал о своей судьбе – и ушёл с приёмным сыном. А автор остался под таким глубоким впечатлением, что не мог не написать об этом поразительном случае.
…Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное — уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон», повесть Ричарда Баха, 1970
Эта повесть-притча присутствует в данном перечне, потому что она ломает шаблоны. Она тоже о силе духа, но Ричард Бах подал тему с совершенно неожиданной стороны.
Джонатан Ливингстон, действительно, чайка. Чайки – это такие большие, шумные, бестолковые птицы. Но Джонатан живёт не так, как вся стая. Он «не от мира сего». Он ставит перед собой вопросы и задачи – чего не делает больше ни одна чайка. Более того, он ищет ответы.
«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся», – говорится в Евангелии. И Джонатан (олицетворяющий алчущего правды человека) блаженен, и он получает ответы на всё новые и новые свои вопросы. Только для того, чтобы получить ответ, надо шагнуть за грань возможного, преодолеть себя, пожертвовать собой, отважиться на «безумство».
Бессмысленно пересказывать тут эту повесть, просто составьте о ней свой впечатление.
На этом пока всё, но продолжение следует…
Читайте также о небольшой, но потрясающей повести "Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?" (тоже со ссылкой на текст повести)
и мои статьи о произведениях Н.В. Гоголя и о произведениях Д.А. Шолохова
#лучшая книга #литература #моя любимая книга #короткая проза