Африка... Бесконечные пустынные просторы, переходящие в богатые ресурсами тропики и саванны. Очевидно, что европейцы не могли обойти этот континент во времена колониальных распрей. К великому сожалению для Германии, некоторые обстоятельства не позволяли ей участвовать в гонке за Африку в полную меру, и сейчас мы поговорим о том, как она пыталась догнать остальных в этом нелёгком деле.
Предисловие
Германия в качестве целого государства начинает своё существование лишь в 1871 году, объединённая Пруссией и могущественным домом Гогенцоллернов. Понятное дело, она не успевала на общую церемонию раздела. Тем не менее, в среде промышленников и магнатов всё ещё было популярно мнение о надобности ресурсных придатков за пределами Европы.
Стоит понимать, что обширная ресурсная база могла мощно стимулировать производство. Сырьё для неё можно было за бесценок вывозить из подчинённых провинций за морем. Их отсутствие, разумеется, удручало и в какой-то степени принижало престиж Германии на международной арене.
Как мы можем видеть, побережье всех маломальски богатых мест уже было занято Великобританией и Францией, а воевать с ними - дело довольно сложное и трудозатратное. Так и получилось: было принято решение колонизировать то, к чему не успела дотянуться рука европейского человека.
Колонизация
Первый немецкий пост в Камеруне появился в 1868 году с подачи купцов из Гамбурга. Заинтересованные в африканских ресурсах торговые компании активно стали вкладываться в развитие сельскохозяйственной отрасли - из Германии на постоянной основе шли грузовые и пассажирские корабли, на деньги колонизаторов строили железные дороги и создавали обширные плантации экзотических культур, которые хорошо продавались на родине.
Новые территории (включая Намибию, которую мы затронем через абзац) закрепились за Германией в 1884 году, после того, как представитель западноафриканских немецких компаний Адольф Верманн и колонист Адольф Людериц ходатайствовали в имперскую канцелярию для введения в Африку императорских войск.
Этим шагом немцы официально обосновались на своих новых владениях, а земли получили собственные флаги и названия.
Вызывает интерес и то, почему колонии не защитили сразу, по факту их появления. Германская канцелярия и вышеупомянутый Бисмарк относились к колонизации как к авантюре, нежели общенациональному проекту, отчего сначала не хотели поддерживать проекты цивилизаторского характера.
Обстановка на Юге
Интересно то, что в Германской Юго-Западной Африке, или Намибии, как она называется сейчас, дела шли гораздо лучше, чем в Камеруне.
Всё дело в том, что последняя отличалась от Камеруна более благоприятными условиями для белых поселений. Более того, в 1908 году там нашли алмазы.
Это открытие дало стало основополагающим фактором европейской миграции начала XX века. Уже к 1910 году в Намибии проживало 13000 этнических немцев: в основном туда ехали торговцы, фермеры, промышленники и авантюристы.
Отношения с местными жителями
Старая колониальная мудрость гласит, что завоевать туземцев легче, чем подчинить и обуздать их силы. Германцы понимали это, из-за чего любое территориальное расширение немцы подкрепляли договорами с племенными вождями или старейшинами. Нельзя не сказать и о том, что немцы в каких-то моментах могли обмануть наивных дикарей.
Интересный факт: Вышеупомянутый Адольф Людериц купил земли у намибийского вождя, указав в договоре пространство в квадратных милях, но умолчал о том, что имеются ввиду прусские мили, равные 7.5 километрам. Размер приобретённых им владений был примерно в 56 раз больше, чем того допускали африканцы.
Чаще всего договорённости несли исключительно символический смысл, поскольку аборигены не могли оказать достойного сопротивления немцам, технологически обогнавшим их на добрую тысячу лет.
Отказавшиеся от договорённостей с новой властью карались "железом и кровью".
Война с гереро и нама
Надо сказать, что серьёзные противостояния между африканцами и пришлыми происходили не так часто, как могли бы. Одной из крупнейших военных компаний против коренных жителей была лишь реакцией немцев на варварские набеги 1904 года, в ходе которых погибли 150 колонистов.
Озлобленные аборигены вероломно нападали на немецкие фермы и убивали их жителей. Сторона аборигенов превосходила немецкие силы минимум в 2-3 раза, но тактика ведения боя и новейшее вооружение европейцев сделали их численное превосходство ключевым фактором последующего поражения гереро в ходе войны.
Генерал Лотар фон Трота много знал о тактиках ведения боя африканских племён, и после генерального сражения, по его приказу, войска прижали их к безводному региону Омахеке.
Чтобы закрепить успех, войскам было приказано отравить ближайшие водоёмы. Этот стратегический ход лишил африканцев их стратегической мобильности и, самое главное, - воды. Оба народа получили требование покинуть Намибию.
Потери гереро от жажды и боёв составили от 50 до 70% собственной численности. Если в цифрах и другими словами, от 24000 до 65000 душ остались лежать в бесконечных пустынях Южной Африки. Правительство Германии и родственники Трота, кстати, извинились за действия своего дальнего предка в 2004 и 2007 годах (даже не оглядываясь на то, что конфликт был начат африканцами).
Отголоски имперского наследия
Из всех колоний германии, самая большая немецкая община по сей день проживает в Намибии (в других колониях немцев уже не осталось). Её численность трудно поддаётся исчислению, но составляет она минимум 30 000 человек. В стране для них присутствуют немецкие школы, лютеранские церкви, множество немецких предприятий, товары из Германии, и даже газета на немецком языке.
В отличии от политики западноевропейских леволибералов преподносить всё европейское культурное наследие угнетательским и фашистским, местные берегут свою историю, какой бы она не была. Из-за этого многие памятники колониальной эпохи находятся в приемлемом состоянии, ни один десяток лет напоминая о своём величественном прошлом.
Если вам понравилась статья - ставьте "Понравилось", подписывайтесь на канал "Очерк" и читайте другие наши статьи. До скорого!