Найти тему
Тебе через сто лет

"Моонзунд" Валентина Пикуля - о людях, кораблях и государстве

"Волны крутые, штормы седые -
Доля такая у кораблей.
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей."

Судьбы кораблей не только похожи на людские. Подчас они разделяют участь государства, которое направило их в бой. Кто-то из командиров в каюте из красного дерева принимает трусливое решение сдаться, а матрос возвращается на тонущее судно, чтобы дать ещё пару залпов по врагу. И тогда сложно сказать, что быстрее губит корабль: многократно залатанные корпуса, расхлябанная команда или плохой капитан? Но если крен всё опаснее, команде некогда рефлексировать об этом.

Роман Валентина Пикуля "Моонзунд" повествует о событиях на Балтийском флоте во время Первой мировой войны и революционных событий. Настрой экипажей сменяется от смелости и профессионализма к скепсису и усталости, от резонного недовольства до бессмысленного бунта и снова к осознанности и самоотдаче.

Кульминация сюжета приходится на героическую оборону Моонзундского архипелаг, длившуюся с 12 по 20 октября 1917 года. Целью немецкой операции "Альбион" было получение выхода в Рижский залив и обеспечение господства на Балтике.

С самого начала силы были не равны. Русские морские силы Рижского залива располагали 125 единицами кораблей и судов, часть из которых считались уже устаревшими, против 351 немецких. Немецкий десант высаживался на острова практически без препятствий. Российские войска на берегу были значительно деморализованы, участились случаи дезертирства. Пикуль подчеркивает, что некоторые лица из командования считали попытки обороны обреченными, даже ненужными. В то же время мужество экипажей кораблей и отдельных рот береговой обороны было беспрецедентным. Немцы полностью заняли Моонзундский архипелаг был полностью занят немцами 20 октября. И всё же победа германского флота оказалась пирровой - она стоила им девяти потопленных кораблей и повреждения двенадцати.

Книга состоит из шести частей, каждая из которых начинается прелюдией и кончается маленьким финалом, что роднит структуру романа с музыкальною сюитой. Жанр можно определить как военный или исторический роман. Сам автор предпочитал называть роман любовным. Причина тому не маленькая романтическая линия между двумя персонажами, а особое, трепетное отношение Пикуля к историческим событиям, а персонажей - к Родине и долгу. Автор пристрастен. В напряженные моменты чувствуешь, как его дыхание перехватывает от опасности. Гибель крейсера оставляет в душе такую же глухую пустоту, как смерть героя любой другой книги. Пикуль не раз обращается напрямую к читателю и предупреждает, что к его произведению нельзя подходить с холодным сердцем, как к развлекательной беллетристике:

"Читатель! Если ты не щедр на радости жизни и тебя не волнует гневное кипение моря, если твоя хата с краю и остальное ничто уже тебя не касается, если ты никогда не совершал диких безумств в любви и тихо, никому глаз не мозоля, укрываешься в кооперативной квартирке от уплаты алиментов, если тебе, как ты не раз заявлял, «все уже надоело» и ты не ходишь в кино смотреть военные фильмы, если закаты отполыхали над твоим сердцем, сморщенным в скупости чувств, – тогда я заявляю тебе сразу: – Оставь эту книгу! Можешь не читать ее дальше…"

Первая мировая война освещалась в советской литературе в первую очередь как предтеча к революционным событиям ("Тихий Дон" М. Шолохова, "Хождение по мукам " А. Толсого"). Революция в романе "Моонзунд" обнажает лучшие и худшие человеческие качества. Если видные деятели вроде адмирала Колчака используют кризис власти для собственного продвижения по карьерной лестнице, то разгоряченная толпа предается разгулу, устраивая самосуд виновным и просто попавшимся под горячую руку. Однако именно большевистским лидерам, таким, как, например, историческая личность Павел Дыбенко, удалось вернуть на корабли дисциплину. Защита революции, а не царя становится новой боевой задачей. Их пример дает понять, что свобода - это не анархия, а ответственность и сознательность

Роман нельзя назвать вращающимся вокруг главного героя. Для масштабности описываемых событий Пикуль фокусирует внимание на разноплановых персонажах. Даже военные корабли у Валентина Саввича - тоже действующие лица.

Центральное место в композиции книги занимает история офицера Сергея Артеньева. Понимая причины революции и её неизбежность, он одновременно не может быть солидарен с хаосом, последовавшим за ней. Положение "между двух огней" делает Артеньева лишним и среди равных и среди подчиненных. Моральное разложение флота и предательство командиров тяжело действуют на героя. Он остаётся одним из немногих, кто остался верен делу, воинской чести и долгу.

Прототипом Артеньева считается Николай Сергеевич Бартенев — морской офицер, последний командир обороны у мыса Церель в октябре 1917 года. После Первой мировой войны работал в Морском генеральном штабе, участвовал в боевых действиях Гражданской войны, служил преподавателем географии в Высшей школе РККА и инженером на заводе. Николай Сергеевич просился на фронт Великой Отечественной война, но ввиду возраста и ранений ему было отказано. Все трое сыновей Бартенева не вернулись с войны домой.

Во время стоянки эсминца "Новик" в городе Либава книжный Артеньев знакомится с очаровательной буфетчицей Кларой. Тёмные намеки командования порождают в душе Сергея Николаевича сомнения - не служит ли девушка агентом германской разведки? Всё оказывается с точностью наоборот - русская разведчица собирает данные о планах немцев, хитростью дезинформирует их о расстановке российских сил. Именно она сообщила в русское посольство о готовящейся операции "Альбион". "Грязная работа даже для мужчин, а про женщин и говорить не приходится," - такой вывод делают о Кларе, приравнивая её работу к другой нечистой профессии. Авантюристка или солдат на службе родины - какая разница, если человек, рискуя собой, сделал вклад в общее дело? Говорят, что Клара Изенгоф, она же Анна Ревельская, тоже реальная личность, однако сведений о ней мало.

Ещё одной фигурой романа, имеющей реальный прообраз, большевик с эскадренного миноносца «Гром» Трофим Семенчук. Согласно легенде, минный старшина Фёдор Евдокимович Самончук во время эвакуации личного состава вернулся на борт тонущего эсминца«Гром», чтобы с небольшой дистанции торпедировать германский миноносец. Слава нашла героя много позже, когда в июле 1952 году, Фёдор Самончук был награждён Орденом Красного Знамени. Как персонаж романа, Трофим Семенчук является собирательным образом представителя революционных сил во флоте.

Фёдор Самончук
Фёдор Самончук

Роман был экранизирован в 1987 году режиссером Александром Муратовым. Валентин Пикуль оценил фильм положительно, что не часто случается с авторами экранизированных книг: "Я потрясен. Я как будто заново и по-другому пережил жизнь моих героев."

Судьбами персонажей автор как бы задает вопрос: имеют ли смысл заранее проигрышная оборона и верность принципам, заведомо ведущая к гибели. Что стоит сберечь свою маленькую частную жизнь, когда не спасти ни страну, ни сотни гибнущих сослуживцев? И у офицера Артеньева, и у шпионки Клары, и у матроса Семенчука ответ один - бороться до последней возможности. Чувство долга для героев Пикуля существуют вне политического строя, не зависят ни от чина ни от звания.

".... Берлин желает видеть Церель сдавшимся. Однако это не так. Я согласен повеситься в вашем присутствии, если вы, господин майор, найдете на Цереле хотя бы один патрон в целости. Вам достались от батарей только взорванная земля и десяток израненных человек из гарнизона, — разве же это капитуляция?" - говорит Артеньев пленившему его немецкому офицеру."

#валентин пикуль #литература #история #книги #моонзунд

Российская литература
0