Правящая элита, грамотные администраторы, составлявшие царскую бюрократию, представляли лишь небольшой процент населения Египта.
#история древнего египта #боги египта
Большинство египтян зарабатывали на жизнь физическим трудом, который часто был унизительным, изнурительным, неприятным, нездоровым и монотонным. Жизнь их была омрачена постоянным процессом потерь: от болезней, несчастных случаев, увечий, плохого питания, психических расстройств и ранней смерти.
Кто, как не всемогущие боги, могли им помочь? Да, именно боги способны были облегчить их тяжкое бремя и защитить от постоянных ударов злой судьбы..
Любое религиозное действие, инициированное простыми людьми, скорее всего, было ответом на какое-то несчастье, которое они пережили, или, возможно, попыткой получить защиту от богов от новых несчастий в будущем.
Насколько мы можем судить, они призывали и главных богов, однако, не всякий бог обладал соответствующей репутацией.
Действительно, многие божества не только имели узкую специализацию- например, были покровителями конкретного ремесла- но и внимали лишь конкретной группе людей: конкретному сословию, населению конкретной местности, лишь мужчинам, или лишь женщинам. А главные божества вообще словно не замечали тех бедолаг, что от зари до зари трудились во имя процветания их великолепных храмов. Доступ к этим владыкам не всегда имел и сам фараон...
Однако, говорили, что и великий Амон, и таинственный Птах слышали молитвы простых людей. У Амона был храм в Карнаке, который включал часовню “слышащего уха", и она датируется правлением Рамсеса II, знаменитого фараона, жившего с 1279 по 1213 год до нашей эры.
Так же храм в Карнаке включал в себя внутренний двор, где простые люди могли собираться для молитвы в непосредственной близости от святилища, ожидая, что Амон может их услышать.
Очень часто на стенах или памятниках, посвященных богу, выгравированы уши - символ готовности бога слышать, слушать и отвечать на молитвы простых людей. В одном храме, построенном во время правления Рамсеса III, с 1186 по 1155 год до н. э., есть особое изображение “Птаха, который слышит молитву”, опять же, с акцентом на готовность Птаха слушать и реагировать на проблемы обычного человека.
В целом, на протяжении истории Древнего Египта, мы видим, как магическое, церемониальное, практическое отношение к богам перерастает в личное благочестие. Появляется идея о универсальном, всеобщем доступе к богам, вера в то, что религия не только для фараона и элиты нации, но и для всех людей.