Заехал в Константиново. Высокий берег Оки. Есенинская изба. Домик всегда такой свежий, теплый, будто поэт только вышел за ограду. Внутри тесновато, уютно, по-деревенскому пахуче. А с крыльца сходишь и точно его себе представляешь, – спешит в дом отца Иоанна (священника Ивана Яковлевича Смирнова), которого в одной поздравительной открытке из Москвы назовет «дорогим батюшкой». В том доме мудрая беседа, пахучий чай и книги, книги, книги.
Не мне рассказывать каким сегодня нам рисуют Сергея Есенина на голубом экране, в телепередачах и сериалах.
А если встретим статью о нем на просторах Интернета – пожалуйте модную тему: " Хороший, плохой, злой: обратная сторона жизни Сергея Есенина". Во как! Еще чего-то натворил, а вы-то не знали, сейчас, вывернем все наизнанку.
Да еще прибавим журналиста, а ныне блогера Парфенова, так тот уличает Есенина в слабых стихах, правда и свое место работы он кличет "ящиком", чему ж удивляться.
Для современного человека великий русский поэт является эдаким перевозбужденным молодым человеком, бабником, пропойцей, гулякой, похабником и т.д. и т.п.
Позвольте спросить, а семь томов сочинений и писем за столь короткую жизнь?
Это тоже в кабаках и тавернах? С сигаретой в зубах и бокалом вина между указательным и большим пальцем?
Спросить бы у режиссера Зайцева и актера Безрукова, их не коробит, что сериал "Есенин" на сайтах для просмотров стоит не где-нибудь, а в рубрике "Триллеры. Драмы. Криминал".
Знают ли эти псевдоценители, что Есенин в сердце русского человека давно занял свое место?
Да, было у него спорное стихотворение "Пророку Иеремии", писанное январем 1918 года, но полагаю, никакие душевные муки и эмоции не могут перечеркнуть того, что в сердце. Разве не так было и с Есениным?
Можем вместе вспомнить те строки, где поэт делится своим религиозным прозрением и являет нам мощную силу своего таланта. Ведь в советскую эпоху религиозность его произведений считалась временным заблуждением от недостатка образования. А в наше время, как мы установили выше, Есенина преподносят совсем с другой стороны.
1.
Проходили калики деревнями,
Выпивали под окнами квасу,
У церквей пред затворами древними
Поклонялись Пречистому Спасу.
..............................................................
Ковыляли убогие по стаду,
Говорили страдальные речи:
«Все единому служим мы Господу,
Возлагая вериги на плечи». (Калики)
*Калики - странники-слепцы, поющие духовные стихи.
2.
Задымился вечер, дремлет кот на брусе,
Кто-то помолился: «Господи Исусе».
3.
...Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.
По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.
Лица пыльны, загорелы,
Веки выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль. (Сторона ль моя, сторонка...)
4.
На вратах монастырские знаки:
«Упокою грядущих ко мне»,
А в саду разбрехались собаки,
Словно чуя воров на гумне.
Лижут сумерки золото солнца,
В дальних рощах аукает звон...
По тени от ветлы-веретенца
Богомолки идут на канон. (По дороге идут богомолки...)
5.
Шел господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
*Кулижка - лесная поляна.
6.
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля. (Пасхальный благовест)
7.
Молится старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грезы. (Молитва матери)
8.
И все тягуче память дня
Перед пристойным ликом жизни.
О, помолись и за меня,
За бесприютного в отчизне! (В зеленой церкви за горой)
Ей-богу, перечитал стихи - и легче на душе, намного легче.
В 16.00 заканчивал готовить этот материал, и вдруг гроза, гром, дождь, а до этого три дня стояла жара.
Сергей Есенин здесь, близко. Просил помолиться. И главное, чиста память о нем...