Средневековые графы учили детей застольному этикету, умению держаться в седле и правилам охоты с колыбели. В шахматы играли с шести лет — как в школу в советское время.
Занятия аристократии— охота, пиры и игра в шахматы стали отличительной чертой благородного человека.
Отказ от восточной игры воспринимался как дурной тон. Или, в случае короля Людовика Святого, как истовая религиозность.
Епископы
Поэтому, не смотря на попытки церкви запретить азартную игру, клирики играли: рядовые монахи — из интереса, настоятели — в качестве дипломатической работы:
- Во-первых, подумать над шахматами с приехавшим в гости покровителем было вежливо
- Во-вторых, за партией обсуждали насущные проблемы, доказывали свой ум или напротив, слепую преданность
- В-третьих, шахматные фигуры были драгоценностью. Прослыв шахматистом, настоятель, возможно, надеялся получить в подарок диковинные фигурки. Они привлекают других покровителей или поток паломников.
Так в сокровищнице церкви святого Эгидия оказались первые известные европейские шахматы. Их завещал клирикам Граф Урхельский Эрменгол Первый.
Наибольшего успеха в привлечении любопытных паломников добился монастырь Сен-Дени.
В его сокровищнице хранятся знаменитые шахматы Карла Великого, которые вырезаны в итальянском Палермо XI века и императору, который жил на два века раньше, принадлежать не могли.
Фигурки, которые получали в подарок – неигровые, это статусная драгоценность. Для игры использовали фигурки проще и меньше по размеру.
Пешки
Но бедняки не покупали даже повседневные шахматы. Кроме того, что фигуры стоили дорого, партия длилась долго. Люди, для которых богатством было время, предпочитали быструю и азартную игру в кости.
Историк Мишель Пастуро пишет, что в кости играли везде: в домах, дворцах, кабаках и даже в монастырях – до появления шахмат.
Людям незнатного происхождения негде было научиться играть в шахматы. Получается, что в шахматы в Средневековье играли только богатые и знатные, в том числе, монахи или женщины, девушки.
Королевы
Историки описывают легенду, согласно которой Алиенора Аквитанская, самая влиятельная королева Средневековья, побеждала в игре учёных восточных и европейских шахматистов.
Не менее сильная принцесса Луиза Савойская изображена за шахматной доской в манускрипте XV века «Нравоучительная книга о шахматах любви».
В романе Эврара де Конти, которому посвящена рукопись, жизнь представляется шахматной доской, на которой фигуры-люди любят друг друга, воюют и умирают.
Отсюда видно, как шахматы стали признаком не только ума, но и власти.