Найти в Дзене
Журнал Коллекция

Прусские кресты для моряков канонерской лодки «Кореец»

Оглавление

Данная статья продолжает серию статей о Прусских награ­дах, для нижних чинов, ко­то­рые можно увидеть на мун­дирах воен­но­служа­щих русской ар­мии и фло­та. Статьи такой темати­ки опубли­кованы в жу­рнале «Старый Цейхгауз»[1] и Интернет-журнале «Sammlung / Коллекция»[2].  В этой статье пойдёт рассказ о примере награждения прусскими наградами моряков русского флота.

Прусские кресты для моряков канонерской лодки «Кореец»
(О чём может рассказать старая фотография)

Мореходная канонерская лодка «Кореец» известна, наверное, почти всем. В феврале 1904 года вместе с крейсером «Варяг», она приняла неравный бой против японской эскадры у корейского порта Чемульпо. По его итогу, что бы не попасть в руки врага лодка была взорвана, а весь её экипаж был награждён георгиевскими наградами и специально учреждённой медалью «За бой Варяга и Корейца».

Мореходная канонерская лодка «Кореец», открытка начала ХХ века. Источник изображения: сеть Интернет
Мореходная канонерская лодка «Кореец», открытка начала ХХ века. Источник изображения: сеть Интернет

Но мало кто знает, что для канонерской лодки «Кореец» это была не первая война. Ранее лодка не только участвовала, но и показала чудеса героизма в военном конфликте о которой в учебниках истории есть только небольшое упоминание. Речь идёт о подавлении восстания ихэтуаней, также известного как Боксёрское.

Восстание ихэтуаней (последнее слово можно перевести с китайского как «отрядов гармонии и справедливости») было направлено против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая. Оно началось в 1898 году и сначала пользовалось поддержкой властей Китая, но через некоторое время императрица Цыси перешла на сторону Альянса восьми держав (Австро-Венгрия, Великобритания, Германия, Италия, Россия, США, Франция и Япония) который окончательно подавил восстание в 1901 году.

О роли канонерской лодки «Кореец» в этих событиях и наградах, полученных экипажем и пойдет разговор в этой статье.

А началось все с фотографии опубликованной на странице 76 в книге Виктора Катаева «“Кореец” в лучах славы “Варяга”. Всё о легендарной канонерской лодке»[3]. На ней были изображены участники боя под Таку с наградами. Особый интерес вызвали матросы, награждённые Знаками отличия Военного ордена у четверых из которых кроме того были видны, как следовало из подписи, «немецкие кресты».

Экипаж канонерской лодки «Кореец» после награждения наградами за подавление Боксерского восстания. Фото с книги В.И. Катаева «Кореец» в лучах славы «Варяга»
Экипаж канонерской лодки «Кореец» после награждения наградами за подавление Боксерского восстания. Фото с книги В.И. Катаева «Кореец» в лучах славы «Варяга»

Виктор Катаев не указывает, что это за «немецкие кресты», но зная наградную систему германских государств можно предположить, что это Военный почётный знак 1-го класса (Militär-Ehrenzeichen 1. Klasse) или Золотой крест военных заслуг (Militarverdienstkreuz). Знаки между собой отличаются только металлом, из которого они изготовлены серебряный крест в первом случае и золотой во втором. Обе награды носились на ленте ордена «Pour le Merite» которая была чёрной, с идущими по краям белыми полосами (с чёрной каймой). Какие именно кресты были у моряков «Корейца» сказать по чёрно-белой фотографии нельзя.

Поэтому на основании первоисточников попробуем разобраться с российскими и иностранными наградами которыми был отмечен экипаж «Корейца», а также разберем за какие подвиги они были вручены.

Бой у китайской крепости Таку

Перед тем как описывать полученные награды, нужно рассказать о бое. О нем лучше всего повествует первоисточник «Рапорт командира мореходной канонерской лодки «Кореец» капитана 2-го ранга Сильмана» который он направил вышестоящему командованию. Этот рапорт был опубликован среди других документов об участии флота в Китайских событиях в журнале «Морской сборник»[4]. Рапорт приводится полностью, так как в нём упоминаются многие герои, отмеченные наградами.

Рапорт командира мореходной канонерской лодки «Кореец», капитана 2-го ранга Сильмана, от 6-го дня 1900 г., за № 458.

В ночь с 3-го на 4-е сего дня произошло бомбардирование и взятие фортов китайской крепости Таку. О подробностях этого события ниже сего имею честь донести следующее:

Накануне этого события, лодки, стоявшие в реке, были расположены следующим образом: в Таку, в тылу у фортов, стояла вверенная мне лодка, а выше по течению от неё, в расстоянии от нее около 3 кабельт., стояла лодка «Гиляк».

В устье реки, между фортами № 1 и № 2, стояла английская лодка Algerine и один из английских истребителей миноносцев.

В Тонгку, близ станции железной дороги, были расположены лодки в следующем порядке, читая снизу реки: французская Lion, американский колесный пароход Моnосасу, японская лодка Акаgi, германская Iltis и наша «Бобр».

В 8 час. 30 мин. вечера, лодка «Бобр» перешла со своего места и стала ниже меня по течению, в расстоянии около 1 кабельт. В то же время английская лодка Algerine и один из английских истребителей миноносцев перешли и стали на якорь ниже «Бобра», в расстоянии от него около 4 кабельт., т. е. у поворота реки. Вслед за сим подошел к ним, пришедшие с моря, второй английский истребитель миноносцев и стал на якорь близ лодки Algerine.

Согласно условно, принятому на совещании командиров, вверенная мне лодка должна была, при перемене течения, около 2 час. утра, переменить место и стать ниже «Бобра».

Таким образом, предполагаемая диспозиция судов во время бомбардировки была следующая: «Гиляк», Lion, «Бобр», «Кореец», Iltis и Algerine.

Начало бомбардировки предполагалось в 4 часа утра 4-го дня, по второй пушке с лодки «Бобр». Около 10 час. вечера 3-го дня, оба прожектора на крепостях стали наводить на лодки, стоящие в тылу, и вскоре потухли.

В 12 час. 50 мин. раздались первые выстрелы с фортов; снаряды ложились близ лодки, а потому немедленно была пробита левому борту короткая тревога и открыть огонь, следуя движению лодки «Бобр». В то же время открыли огонь «Гиляк» и Algerine.

Первое время боя, снаряды с фортов, ложась по моему направлению очень точно, перелетали через, что и указало, что наведены они были заблаговременно, но в полную воду, а при начале боя была малая вода. Обстоятельство это по-видимому не было принято во внимание, и благодаря этому до 3 час. утра вверенная мне лодка никаких повреждений не получила. В 2 часа течение переменилось, и вода пошла на прибыль. В начале бомбардировки оба английские истребители миноносцев снялись с якоря и пошли вверх по течению к месту, где стояли 4 китайские миноносца, для захвата сих последних. Одновременно с этим лодка Iltis снялась с якоря, открыла огонь по фортам и пошла вниз по течению — занять место по диспозиции, где и стала на якорь в 1 час 20 мин. В 1 час 35 мин., стала на якорь лодка Lion на свое место ниже «Гиляка», тоже открыв огонь на ходу.

В исходе 2-го часа утра, послышался треск и крики на лодке «Гиляк» и было видно из кормовых люков её зарево. Около 2 час. утра, прибыл на паровом катере, немецкие унтер-офицер и сообщил, что соединенный десант подходить к форту № 4, а потому просят прекратить стрельбу по этому форту, с подъемом шара на Iltis, что и было исполнено около 3 час. утра.

В 3 часа утра, попал в корпус лодки первый снаряд произведший пожар в кают-компанию, под кормовым бомбовым погребом. Пробили малый пожар и отдано приказание — затопить кормовые бомбовый погреб, крюйт-камеру и патронное отделение. Хозяин трюмных отсеков Ларионов, приняв приказание, пошёл в кают-компанию открыть пробки для затопления, но в этот момент вторым снарядом, попавшим в то же место и прошедшим через кают-компанию, от сотрясения, были вышиблены ключи из рук Ларионова, а потому краны для затопления не могли быть открыты.

Тем не менее, все помпы действовали с такою исправностью и шланги были разнесены с такою быстротой, что бомбовый погреб и крюйт-камера были затоплены исключительно действием помп ручных и паровых, и пожар был потушен почти моментально.

Этими снарядами, попавшими в каюту старшего офицера, были уничтожены все каюты правого борта, пробита задняя водонепроницаемая переборка в машинное отделение во многих местах, повреждены приемная труба от кингстона в помпе Даутона № 3 и приёмный отросток трубы из кормовых трюмов к общей магистральной трубе и испортило первую группу аккумуляторов для освещения бомбовых погребов и крюйт-камер. Этими же снарядами убиты лейтенант Евгений Николаевич Бураков, марсовые Михаил Прокопьев и Иван Дмитряковский и смертельно ранен матрос 2-й статьи Федот Олофиренко.

Несмотря на пожар, никакого замешательства не было, все делали свое дело по расписанию и орудия продолжали действовать все время исправно.

В начале 4-го часа, стало светать, и я отдал приказание производить стрельбу из 8-д. правого орудия пироксилиновыми бомбами, а так как таковых было прислано мне всего 10 штук, то я лично стал следить за их действием. Первый такой снаряд перелетел по-видимому через южный барбет форта № 2, в который орудие было направлено, а потому, уменьшив расстояние на 1 кабельт., я указал комендору Вавилову направление по приметным предметам на берегу, так как самый барбет с палубы не был виден.

Комендор Вавилов произвёл выстрел, и я, лично следя за полетом снаряда, увидев его разрыв, крикнул «недолёт», но в то же время и в том же месте раздался сильный взрыв порохового погреба. Всё это, на всех бывших на мостике произвело впечатление, что именно от этого снаряда и произошёл взрыв, о чём я немедленно же крикнул комендору Вавилову и в ответ на мой оклик получил дружное «ура» от моей команды. В 3 часа 45 мин. неприятельским снарядом пробило правый борт над верхнею палубой между 20-м и 22-м шпангоутом от миделя к носу.

Снаряд этот, попав нормально в борт, пробил правый кочегарный вентилятор, деревянный комингс кочегарного люка и разорвавшись изуродовал левый кочегарный вентилятор.

Осколками этого снаряда смертельно ранены: ревизор, лейтенант Василий Егорович Деденев, кочегарный квартирмейстер Сидор Кадочих, матрос 1-й статьи Григорий Горбунов, матросы 2-й статьи Филимон Перелыгин и Перфилий Ведерников.

В 4 ½ часа снаряд, попавший у миделя в правый борт, прошёл вдоль боковых угольных ям на нос, пробил обе переборки носовой поперечной угольной ямы, переборку носового кочегарного отделения, испортил вентиляторную машинку и разорвался у второй переборки носовой угольной ямы.

Осколками этого снаряда пробита водонепроницаемая переборка между жилыми палубами, во многих местах, смертельно ранив кочегара 1-й статьи Акима Тютрина.

Между 5 ½ и 6 час. утра, на форте №2 произошло ещё 2 взрыва, при чём особенно сильный был взрыв минных складов, около 6 час. утра.

Проходя изгиб реки, лодка снова попала под убийственный огонь с фортов, при чём многие снаряды перелетали через, а два из них попали в корпус лодки, один между 16-м и 18-м шпангоутами от миделя к корме в верхнюю кормовую запасную угольную яму, а второй снаряд попал между 10-м и 12-м шпангоутами от миделя к носу в носовую верхнюю бортовую угольную яму.

Лодка Iltis вышла в море, а остальные стали на якорь в устье реки. Я же с вверенною мне лодкой прошёл устье реки, на случай, если бы понадобилось обстреливать форт № 3, продольным огнём, полагая что и Iltis вышел для этой же цели, но увидев, что по Iltis не стреляют и что на форте № 3 начинают поднимать флаги союзников, вернулся обратно и стал на якорь по диспозиции, в 7 ½ час. утра.

Занятие фортов союзными десантами и подъём на них флагов союзников началось около 5 час, с форта № 4.

Остальные форты занимались десантом в следующей постепенности: форт № 1, № 2 и № 3, при чем последние два уже были покинуты неприятелем до входа десанта.

В тот же день скончались от ран: матрос 1-й статьи Григорий Горбунов, матросы 2-й статьи Филимон Перелыгин, Перфилий Ведерников, Федор Олофиренко, кочегарный квартирмейстер Сидор Кадочих и кочегар 1-й статьи Аким Тютрин.

Тяжело ранеными оказались: боцманматы: исполняющей должность боцмана Александр Слепченко, Гавриил Никифоров, старшие комендоры Михаил Зимин, парусник Григорий Куроптев, матросы 1-й статьи Иван Горбунов, Иосиф Лобода, матросы 2-й статьи Григорий Качуганов, марсовой Борис Боковиков и квартирмейстер Афанасий Васёнов. Легко раненые: старший рулевой Павел Малых, водолаз Александр Ведерников, матрос 1-й статьи Иван Зимин, матросы 2-й статьи Алексей Белоусов, Егор Сафронов, Артемий Гарамзин, баталёр 2-й статьи Афанасий Западных, хозяин кормовых трюмных отсеков Василий Ларионов, кочегар 1-й статьи Анастасий Москвин, минный машинист Афанасий Троицкий и кочегар 2-й статьи Семён Чердынцев.

На следующий день, в 3 часа 15 мин., скончался от ран лейтенант Василий Егорович Деденев.

Судовой врач, коллежский асессор Кальнин, при взрыве снаряда в кают-компании, находясь в каюте командира при перевязке раненых, пришёл в обморочное состояние, в котором и пробыл до 11 час. утра. Вследствие этого, узнав, что на лодке «Бобр» нет раненых, я потребовал врача оттуда, и лекарь Русанов, прибыв в 8 час. утра, приступил к перевязке раненых, первая помощь которым была оказана судовым фельдшером. По свидетельству доктора Русанова, случай с врачом Кальниным был следствием потрясения от взрыва снаряда вблизи его.

В заключение, считаю своею приятною обязанностью донести о том примерном и геройском отношению к делу всех чинов вверенной мне лодки, начиная со старшего офицера и кончая последним матросом, которое они выказали за время этого жаркого боя в продолжение 7 часов. Ни одного восклицания ужаса, ни одного самого малейшего замешательства не было. Всё делалось быстро, толково, обдуманно. На каждом лице я видел полную готовность исполнить всякое приказание, а всякое исполняет ими своих обязанностей не могло не приводить меня в восторг. Бой этот доказал, что команда знает свои обязанности и сознает всю важность исполнения их. Такие результаты только и могли быть достигнуты общими стараниями офицеров вверенной мне лодки в мирное время и под руководством такого превосходная старшего офицера. Относясь в мирное время добросовестно к делу, все без исключения офицеры явили в бою пример воинской доблести и геройской решимости для своих подчинённых.

Выделялись своим истинно геройским поведением старший офицер, лейтенант Тундерман, старший судовой механик, помощник старшего инженер-механика Зражевский и покойный лейтенант Бураков, исполнявший обязанности артиллерийского офицера. Все остальные офицеры были по своим местам и исполняли свои обязанности вполне спокойно и строго. Даже самый младший из них, мичман Ренненкампф, командовавший кормовым плутонгом в начале боя, вступил в исполнение обязанностей артиллерийского офицера, когда лейтенант Бураков был убит и всё это делалось точно на смотру; словом, я слов не нахожу достойно описать примерное отношение к делу всех офицеров и всей команды.

Были напр. такие случаи: рулевой, старшина Малых, контуженный в ногу, явился на руль и, несмотря на мой совет уйти, просил позволения остаться на своём посту. Квартирмейстер Васёнов, тяжело раненный, все время боя продолжал исполнять свои обязанности по расписанию и пр. и пр. Словом, я не могу не гордиться честью и счастьем, выпавшим мне на долю, —командовать таким личным составом, каков на вверенной мне лодке.

О всем вышеизложенном доношу вашему превосходительству.

Канонерская лодка «Кореец» в Порт-Артуре. Хорошо видны повреждения, полученные лодкой в ходе боя у Таку. Фото с книги В.И. Катаева «Кореец» в лучах славы «Варяга»
Канонерская лодка «Кореец» в Порт-Артуре. Хорошо видны повреждения, полученные лодкой в ходе боя у Таку. Фото с книги В.И. Катаева «Кореец» в лучах славы «Варяга»

Как видно из описания бой был очень серьёзный и командование должно было отметить его участников. И действительно в скором времени награды нашли героев.

Награды коллективные и индивидуальные