Хронисты писали о ней, как о красавице. Джоан Английская была старшей из дочерей короля Джона Безземельного и его второй жены — Изабеллы Ангулемской. Родилась принцесса летом 1210 года. У нее было два старших брата, а впоследствии и две младших сестры.
Брачные планы
Еще до ее рождения ее рассматривали в качестве возможной невесты Александра Шотландского, сына короля Вильгельма I Льва. Устное соглашение предусматривало, что король Джон должен организовать браки двух дочерей Вильгельма, а одну из своих будущих дочерей выдать за принца Шотландии.
После смерти Вильгельма I в 1212 году был заключен новый договор о браке между 14-летним Александром II и 2-летней Джоан. Однако соглашение, похоже, было заключено только для того, чтобы помешать Александру искать невесту на континенте — в частности, во Франции. В
Тем не менее это не помешало Джону искать более благоприятный брачный союз для старшей дочери. А Александр встал на сторону баронов, которые боролись с королем Джоном.
В итоге был заключен другой брачный договор — маленькую принцессу обещали Гуго X де Лузиньяну. Ей было всего четыре года, когда она уехала на юг Франции, чтобы жить под опекой будущего мужа. Она была вдали от Англии в разгар очередной гражданской войны и после смерти отца в октябре 1216 года.
Однако после смерти Джона Безземельного Изабелла Ангулемская решила выйти замуж за Гуго X сама. Таким образом бывший жених принцессы Джоан стал ее отчимом. Но ее не отправили на родину — Гуго удерживал девочку, чтобы контролировать земли, которые были ее приданым.
Потребовалось вмешательство Папы Римского, чтобы в 1220 году принцессу все-таки отправили в Англию. Там ее брат — король Генрих III — уже строил насчет Джоан новые брачные планы. Всё снова крутилось вокруг Александра II Шотландского.
Королева Шотландии
Джоан и Александр II поженились 19 июня 1221 года на Йоркском соборе. Принцессе оставался месяц до 11-летия, а Александру было 22 года. Церемонию вел архиепископ Йоркский, свидетелями были Генрих III и самые знатные лорды обоих королевств. За свадьбой последовали трехдневные торжества, которые обошлись в 100 фунтов стерлингов.
За день до свадьбы Александр передал Джоан имения с годовым доходом в 1000 фунтов стерлингов, однако часть из них по-прежнему принадлежала матери Александра, вдовствующей королеве Эрменгарде. Английская принцесса не имела права на получение дохода до тех пор, пока не умерла свекровь. Это с самого начала поставило Джоан в финансовую зависимость от Александра.
Есть предположение, что Джоан не сильно понравилось в Шотландии. Ей досаждала властная свекровь, а также давил тот факт, что годы шли, а наследника всё не было. Кроме того, ее брат и муж часто находились на грани конфликта.
Однако в этом Джоан, кажется, нашла свое предназначение. Она регулярно выступала посредницей между двумя королями. Александр часто использовал личные письма Джоан к брату как способ общения с Генрихом, минуя формальности официальной переписки.
Одно из таких писем является предупреждением, возможно, от имени констебля Александра, Алана Галлоуэйского, о том, что Хокон IV из Норвегии намеревался помочь Хью де Лейси в Ирландии. Джоан заверила Генриха, что никто из Шотландии не поедет в Ирландию, чтобы выступить против его интересов.
Другое письмо, на этот раз от Генриха, носило более личный характер. В нем брат рассказал Джоан о свадьбе их «любимой сестры» Изабеллы с императором Священной Римской империи Фридрихом II. Новость, которая должна была «очень обрадовать» Джоан.
В декабре 1235 года Александра и Джоан пригласили в Лондон, возможно, на коронацию новой королевы Генриха, Элеоноры Прованской. Это было бы долгое и трудное путешествие для шотландских монархов, особенно в самый глубокий период зимы.
То, что Джоан выступала в качестве посредницы между братом и мужем предполагает, что она имела некоторое влияние на мужа. Эта теория подтверждается тем фактом, что жена сопровождала Александра на переговорах с английским королем в Ньюкасле в сентябре 1236 года и в Йорке в сентябре 1237 года.
Любимая сестра короля
В 1234 году Генрих пожаловал Джоан Фэнстентон в Хантингдоншире, а во время переговоров 1236 года она получила поместье в Йоркшире, что дало ей доход, не зависящий от Шотландии. Многие усмотрели в этом указание на то, что Джоан хотела перебраться обратно в Англию, особенно учитывая, что хронист Мэтью Пэрис пишет об отдалении друг от друга Джоан и Александра.
Известно, что в 1237 году королевы Джоан и Элеонора отправились в Кентербери, чтобы помолиться святому Томасу Бекету. Учитывая, что Джоан было 27 лет, она давно была замужем, а детей у нее не было, возможно, она молилась о наследнике. И, вероятно, именно отсутствие детей послужило причиной для раздора в ее семье.
Королева должна была вернуться в Шотландию в этом же году, но заболела. А уже в марте 1238 году она умерла. Рядом с ней в последние моменты жизни были ее любимые братья — Генрих III и Ричард, граф Корнуолл.
Все тот же Мэтью Пэрис пишет, что она «заслуживала меньшего траура, потому что отказалась вернуться, хотя муж звал ее назад». Джоан завещала похоронить себя в Англии.
Генрих III чтил память сестры всю свою жизнь. Он даже заказал ее мраморную статую на гробницу — оно было одним из первых подобный в Англии, но, увы, не пережило Реформацию.
Через год после смерти Джоан Александр II снова женился, и во втором браке у него родился долгожданный сын — будущий Александр III.
📖 Читайте также:
- Мэри Вудсток: принцесса-монахиня, которая взяла от жизни всё
- Забытая Изабелла: первая жена «безземельного» короля
- Прекрасная Дева Бретани: пожизненная пленница двух королей
#англия #средние века #принцесса #королевская семья #женщина