Колпачный переулок у Покровки – один из самых интересных в исторической Москве… Не верите?
Тогда пойдем и посмотрим!
Все фотографии – мои. Думал, их будет намного больше, чем текста. Но нет, мне сложно удержаться и не рассказать хоть немного о хозяевах этих домов и палат.
Место похоже на Ноев ковчег: здесь собрано почти все, даже редкие для Москвы стили.
Палаты еретика Тверитинова (дом №3)
Пройдя по людной, суетной Покровке, повернем в Колпачный переулок, и уже через пятьдесят шагов увидим…
Редкое для Москвы гражданское здание в стиле барокко (архитектор Василий Яковлев, 1760-е годы). Сейчас полностью восстановлен облик середины XVIII века. Видите, как глубоко врос в землю первый этаж? Это говорит о глубокой древности постройки.
Действительно, первый этаж значительно старше и восходит к концу XVII века. Он был построен для подьячего Житного приказа Ивана Онучина, который потом продал дом религиозному мыслителю Дмитрию Тверитинову.
Лекарь эпохи Петра I увлекся протестантизмом и под влиянием европейских идей стал разрабатывать собственное учение. Это не прошло даром, и хозяина палат арестовали. Еретику грозили неприятности, вплоть до сожжения на костре. Впрочем, за Дмитрия Евдокимовича заступился Петр I, так что Тверитинов отделался легким испугом и публичным покаянием.
Замок барона Кнопа (дом №5)
Рядом возвышается баронский замок в стиле неоготики (арх. Карл Трейман, 1900 год). Подобных зданий у нас очень мало (хотя можно вспомнить знаменитый морозовский дворец на Спиридоновке).
А вот зимний снимок:
Хозяева замка в Колпачном переулке не имели отношения к германскому рыцарству. Основатель рода, бременский бюргер Людвиг Кноп, приехал в Россию в 1839 году и стал тут продавать паровые машины из Англии. Вскоре в России появилась поговорка: «что ни церковь – то поп, что ни фабрика – то Кноп». В награду за развитие русской промышленности Кноп получил титул барона.
Дети, продолжавшие дело отца, поселились по соседству. Дом-замок №5 принадлежал одному брату, Андрею Кнопу.
Еще один Кноп (дом №7)
А его сосед, дом №7 – Федору Кнопу. На самом деле, этот особняк очень стар и относится по крайней мере к XVIII веку. Современный облик он получил в 1869 году. Тогда его перестроил в стиле эклектики известный архитектор Александр Каминский.
Ассиметричный особняк нотоиздателя (дом №9)
Рядом – очаровательный домик другой эпохи. В 1912 году архитектор Владимир Глазов построил эклектическое здание, сочетающее в себе элементы неоренессанса, неоготики и даже модерна.
Влияние модерна проявляется в ассиметричности фасада. На рубеже веков такой план здания казался революционным.
Больше всего мне нравятся два грозных маскарона-льва. Какие симпатяги!
Хозяином особняка был предприниматель Григорий Юргенсон. Его отец, эстонец Петр Юргенсон, был бедным сиротой и начинал жизнь мальчиком на побегушках в музыкальном магазине. Со временем сумел открыть свое дело и развернуться. Фирма «П. Юргенсон» опубликовала почти 30 тысяч (!) нотных изданий, которые продавались не только в России, но и в Европе и в Америке.
Нотное издательство располагалось рядом, в палатах Емельяна Украинцева (Хохловский переулок). С Юргенсонами тесно сотрудничало большинство русских композиторов этой эпохи, в том числе Чайковский.
Дом, который попал в «Тихий Дон» (№11)
Рядом – первое на нашем пути высокое здание.
Его построил в том же 1912 году тот же архитектор Глазов – для глазного врача Константина Снегирева. Кстати, хозяин был не только соседом, но и зятем нотоиздателя Юргенсона.
В собственном доме доктор открыл амбулаторию. Рядом была и небольшая больница. Летом 1914 года здесь побывал девятилетний Шолохов.
Будущий писатель запомнил это место. Сюда он «направил на лечение» раненого Мелихова.
Врач, сопровождавший поезд, вызвав по списку Григория и указывая сестре милосердия на него, сказал:
– Глазная лечебница доктора Снегирева! Колпачный переулок.
(…)
Около трехэтажного дома извозчик остановился. (...) Дверь отворил швейцар. По нарядной с золочеными перилами лестнице поднялись на второй этаж...
Не забыл Шолохов и самого Снегирева – врача «с подстриженной бородкой».
Дом оригинален и очень красив, здесь есть элементы разных стилей, от ренессанса до модерна.
«Вся эта смесь – свидетельство небезукоризненного вкуса автора»,
пишет Мария Нащокина и ее соавторы. Может быть, и у меня небезупречный вкус, но я с их утверждением категорически не согласен!
А вот как выглядит тот же дом со двора:
Мы говорили про все здания подряд (№3, 5, 7, 9, 11), ибо на левой стороне Колпачного переулка просто нет невыдающихся построек! Остался еще один дом.
Дом с выходом в метро (№13)
Заканчивается переулок нерядовым зданием сталинской эпохи. В целом, я не люблю советскую архитектуру: интересных построек, на мой взгляд, там мало. Однако дом в Колпачном переулке – именно такой, необычный случай.
Это тяговая подстанция Московского метрополитена (1930-е). Имени архитектора мне разыскать не удалось. Рядом проходит линия «Курская – Площадь революции». Человек, работавший на этой подстанции, пишет, что из подвала здания есть выход вниз, в тоннель метро.
В следующей статье – читайте о другой стороне Колпачного переулка («палаты Мазепы», лютеранский собор и попавший в «Войну и мир» барочный дворец). Чтобы не пропустить ничего интересного, подписывайтесь на мой канал «Нетривиальная история»!
Каталог всех моих статей по темам в оглавлении журнала «Нетривиальная история».