Найти в Дзене
Cinemacountry

Устами младенца: фильмы о детской лжи, разрушающей жизни

Оглавление

Детская ложь проистекает из воображения, которое, в свою очередь, является естественной составляющей развития личности. Маленький человек не обладает достаточным знанием об устройстве мира и, обрабатывая массу ежедневной информацию, приводя ее в систему, испытывая на практике, вынужден прибегать к фантазии как связке. Так развивается и формируется логика. Взрослый в этом процессе выступает как проводник: его задача — направить ребёнка, рассказать о сути явлений, объяснить, что есть истина, а что ложь, и к каким последствиям может привести неаккуратное обращение с выдумкой. 

При нормальном развитии ребёнка и грамотном участии в его взросление родителя/воспитателя склонность к обману со временем искореняется. Однако нередко момент бывает упущен, что может привести к разного рода последствиям (вплоть до печально-непоправимых). Именно так появляются на свет патологические лгуны и ситуации, когда неосторожные слова детей, воспринятые взрослыми со всей серьёзностью, разрушают чьи-то жизни. 

Наглядную демонстрацию цены большой лжи маленького человека можно найти в этих фильмах:

«Охота», 2012

Это Клара:

Однажды она сказала нелепость, состоящую из компиляции случайных образов, обид и заблуждений. Эти неаккуратные беспочвенные слова, стали оружием в руках взрослых, вознамерившихся вырвать грех с корнем, растоптав его прилюдно.  Прикрываясь щитом великой морали, люди пошли в битву, совсем забыв о ребёнке, которого бросились защищать. 

А это Лукас:

-2

Он единственный замечал, что Клара страдает от отсутствия внимания и приходил на помощь маленькому человеку всякий раз, как только мог, — вот и вся его вина. Прекрасный педагог, замечательный отец и лучший из друзей в одно мгновение стал изгоем: люди забыли годы добрых отношений, вычеркнули из памяти былой образ и не захотели слушать. Ведь гораздо проще истребить (на всякий случай), чем искать правду.

«Презумпция виновности», 2011

Это Джимми:

-3

Вы увидите его всего раз и, скорее всего, этот мальчик, обвинивший родителей своего одноклассника в омерзительнейшем из поступков, вам не понравится. Он будет жеманничать, неуместно ухмыляться, ерзать на стуле и, очевидно, врать. Вот только вспомните в момент досады, что и он — жертва. Объект бесчеловечного, подлого эксперимента своей родной матери, последствия которого навсегда останутся с ним, и ни один суд на свете не избавит его от этой грязи.

А это Ален:

-4

Мужчина пострадал от слов ребёнка, подкреплённых словами другого ребёнка — его собственного. В одночасье месье Марек лишился всего: работы, дома, детей, жены и доброго имени. Но эта реальная история, произошедшая несколько лет назад во Франции, лишь отталкивается от детской лжи: дикость ее в дилетантской работе юридического аппарата, отсутствии надежды на правосудие и полном безразличии социума. 

«Искупление», 2007

Это Бриони:

-5

В ее случае фантазия — нечто большее, чем игра детского воображение. Она — ее дар, навык, предназначение. Бриони в свои юные годы — уже способная писательница. Девочка родилась с талантом видеть больше, чем есть на самом деле: наделять вещи контекстом, искать взаимосвязи явлений, строить домыслы там, где нет фактов. Этот уникальный дар и подвёл ее там, где обычно помогал, спасая плохой сюжет. Но жизнь — не сценарий пьесы, где крутой сюжетный поворот — причина рукоплесканий публики, а человек — не персонаж, чья жизнь заканчивается в эпилоге.

А это Робби:

-6

Хороший человек, которому не повезло оказаться не в том месте, быть чужим на празднике жизни господ, не иметь средств к защите. Пару страстных слов любви, в ошибке направленных с ненадёжным почтальоном, незакрытая дверь, неосторожные взгляды и одна неразделенная любовь — весь базис художественной выдумки, в которую поверил и сам автор, а также причина двух загубленных жизней.

«Детский час», 1961

Это Мэри:

-7

Девочка со скверным характером. Она — эгоистка, требующая к себе особого внимания и готовая получать его любыми способами: угрозы, слёзы, шантаж, притворство, ложь — хороши все средства, лишь бы привели к искомому результату. Мэри так плохо себя ведёт, что разбираться в причинах ее выкрутасов не хочется не только героям, но и зрителям. Проще заклеймить девочку «испорченным ребёнком» и пойти дальше. Однако задуматься все-таки стоит. И у Мэри есть своя история, хранящая истоки ее дурных поступков.

А это Карен и Марта:

-8

Школьные учителя. Молодые, образованные, умные девушки, обвинённые ученицей в запретной связи. Никаких доказательств, кроме сбивчивого, сумбурного рассказа девочки, неоднократно уличённой во лжи. Но во времена столь строгих нравов, когда подобное и озвучить было немыслимо, никто не усомнился в истинности слов. Мог ли ребёнок придумать такое? Конечно, не мог. Могли взрослые, которые превратили обрывки реплик в грех, в наказание отобрав у двух добрых женщин их жизни.

Все эти дети солгали. Одни сделали это осознанно, желая причинить вред, другие в заблуждении, что делают правильно, а кто-то даже не понял того, что сказал, — ложь из слов, называя их правдой, сделали взрослые.

Родители невнимательные к своим детям, мужчины и женщины, не следящие за своими поступками, соседи, закрывающие глаза на происходящее «в чужой семье», социум, охваченный стадным чувством, готовый поверить во что угодно, лишь бы клеймили кого-то другого, не тебя — все это не дети, а взрослые. Так чья же вина?

А вам приходилось сталкиваться с детской ложью?

- - -

Подписывайтесь на мой канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!