Инквизиторы в рясах и злобной усмешкой на мнимо-смиренном лице уже стали частью коллективного бессознательного. Конечно, ангелами они не были, хотя, стоит признать, порой они выполняли и полезные функции.
Одним словом, слово «инквизитор» мало о чем говорит, как и слово «НКВД-шник», которое только с подачи распустившихся либералов стало синонимом слова «палач». В реальности одна профессия отнюдь не означает одинаковой деятельности.
Масштаб деятельности и зверств инквизиторов был явно завышен, народу же это пришлось настолько по душе, что поток фантазии уже не остановить.
Одной из самых ярких историй стала легенда о живых шахматах испанского (какого же еще?) инквизитора Педро де Арбуэса, жившего в середине XV века.
По легенде этот образованнейший и умнейший (других в инквизиции обычно и не было) человек был еще и заядлым игроком в шахматы. Геймер, как сказали бы сегодня. При этом его мастерство в этом искусстве, как рассказывали, было непревзойденным.
Когда уже 33-летнего инквизитора отправили в Арагон, он, будучи последователем и протеже самого Торквемады, первым дело принялся за марранов – крещеных евреев, которых неустанно подозревали в том, что втайне все они на самом деле остались иудеями.
Железную хватку ощутили все евреи и по легенде жители вскоре не знали где спастись от инквизитора-шахматиста. Сначала он ждал, когда в темнице набьется достаточное количество еретиков-марранов, после чего выставлял их на огромное поле, имитирующее шахматную доску.
Одни получали белые одежды, другие – черные, кто-то был ферзем, а кто-то пешкой. Игроками были коллеги Арбуэса, а сам он был зрителем. Если срубали какую-то фигуру, ее тут же казнил палач.
Те же, кто оставался на поле после победы, причин радоваться тоже не имели, и их отправляли на костер.
В конечном счёте жители не выдержали и отправили Педро де Арбуэса на тот свет, ибо кровожадный инквизитор мог однажды добраться до любого.
В общем, зловещего инквизитора заказали, убили, и церковь сначала назвала его праведником, а затем заодно и святым, и мучеником, установив ему памятники.
Звучит как воплощенная жестокость и лицемерие католической церкви. Вот только есть серьезные основания считать, что легенда имеет к реальности мало отношения.
И родилась она, скорее всего, «по ту сторону Ла-Манша», где веками сочиняли роскошную пропаганду, чтобы очернить своих противников – то Испанию, то Россию, то Индию, то еще кого-то.
В реальности Педро де Арбуэс вообще не факт, что кого-то там сжег. Два аутодафе он запланировал, но в первом случае с жертвой был найден компромисс, а насчет второго случая ясности нет.
Правда некоторые источники все же говорят, что двоих Арбуэс зажарил, но сама церковь отрицает это, хотя и признает прочие приговоры.
К слову, большая часть таковых была куда проще и прозаичнее: у признанных виновными марранов просто конфисковали имущество. Об этом говорят и еврейские источники и католические.
Евреям это, разумеется, не понравилось, да и вообще подобные действия серьезно подрывали местное бизнес-равновесие.
Поэтому состоялся заговор и, когда 44-летний Педро де Арбуэс молился, его закололи. Так что в том, что его объявили святым мучеником нет ничего удивительного. А кровавые шахматы – такие идеи рождаются все больше в Британии. Главное – приписать их кому-то другому.