Найти в Дзене
Заметки Художника

Существует ли «нормальный» реализм за рубежом? (Часть 1-я)

Оглавление

Вы не поверите, но он есть! Не фото-, не гипер- и не сюр-.

"Краски рынка", работа американского художника Скотта Бёрдика
"Краски рынка", работа американского художника Скотта Бёрдика

Если подходить к определению реализма совсем строго, то его вообще не существует. На некоторых художественных форумах, во всяком случае, я его, как такового, не нашел. Есть импрессионизм, есть сюрреализм, есть фотореализм. Есть даже соцреализм. А между ними — пустое место, как на лице майора Ковалёва в повести Гоголя «Нос». То есть, он был, конечно, реализм... в 19-м веке. Что-то такое писали передвижники. И ещё Курбе во Франции. Вот они были реалистами! А современные художники, мне кажется, немного стесняются так себя называть.

Однако, не все! Вот лишь несколько имен, и список я собираюсь продолжать в последующих публикациях.

Скотт Бёрдик

Активно работающий в жанре реализма американский художник.

Его манера, когда я увидел его полотна, показалась мне совершенно родной, знакомой. Я пытался понять, кого же мне напоминают эти сочетания цветов, эта пастозная, по-настоящему «масляная» фактура с сочными мазками, мощная лепка форм, горячие рефлексы в тенях? Вспомнил! Аркадий Пластов! В том, что продолжатели его традиций есть у нас, в России, нет ничего удивительного, странно только, что их так мало. А вот то, что сходным образом работает художник из американской глубинки — это уже интересно! Мне манера Скотта Бёрдика кажется близкой к эталону реализма 20-го века. В ней нет фотографичности, но нет и намеренного искажения реальности. Только честное и, я бы сказал, вдохновенное изучение натуры.

И стремление передать полноту, многообразие, бурное кипение жизни! Не только манера Бёрдика родственна нашим мастерам-реалистам, но и в выборе сюжетов он, что называется, стоит обеими ногами на земле. И недаром у него так много картин, изображающих жизнь в далеких странах Азии, Африки, Латинской Америки, где компьютерные и иные технологии не наложили еще своего унифицирующего отпечатка на жизнь людей, где живы обычаи и традиции простого человеческого общения.

Джереми Липкин

Тоже американский реалист, причем строго придерживающийся классических принципов живописи — работа только с натуры, никаких фотографий, никакого комбинирования реальности с фантазией.

Его стиль и сюжеты, я бы сказал, очень изысканны. Они немножко "ретро", но все-таки атмосфера современна нам. По контрасту с предыдущим упомянутым мною мастером, Липкин предпочитает сдержанную цветовую гамму и «минимализм» в построении композиций. Будь то портрет, пейзаж, натюрморт или изображение фигуры, он стремится «убрать из кадра» всё лишнее. В результате внимание зрителя оказывается сосредоточено на таких нюансах, которые при беглом взгляде на натуру попросту ускользают. А вот Художник показывает их нам отчетливо и выпукло. Деликатная лепка женских и детских лиц, детальная проработка полупрозрачной ткани, окутывающей фигуру, едва уловимый «рельеф» снежной пелены или пены водопада — всё оказывается подвластно кисти и глазу мастера.

Липкин очень точно строит форму и передаёт тональные отношения. На неоконченных (иногда намеренно) работах хорошо видно, что он не переходит к написанию очередной детали, пока соседняя не будет доведена до совершенства. Это — метод работы подлинного мастера, хотя он и противоречит тому способу, которому нас учили в художественных колледжах и вузах. Видеть натуру в целом и представлять себе, как готовая деталь «ляжет» в общую ткань произведения — большое искусство.

Сюзанна Рагель

Испанская художница. В выборе сюжетов она подчеркнуто современна, а по манере стоит на границе реализма и экспрессионизма. В её работах мазки могут быть очень динамичны, но общий строй полотен не переходит границы, необходимые для «узнавания» натуры. Порой она совершенно «реалистична», а порой вводит в свои работы абстрактные цветовые пятна и брызги, органично дополняющие сюжет и придающие ему дополнительную выразительность. Также видно, что цветовое решение картин для художницы очень важно и в каждом случае совершенно индивидуально.

Художница работает и маслом, и акрилом. Помимо работ в реалистическом стиле, в её портфолио есть и символические, и сюрреалистические, и даже абстрактные работы. Творчество Сюзанны Рагель — наглядный пример того, что современное искусство не обязано возникать в результате разрыва с «традицией», а может органично выходить из традиционного подхода, базироваться на нем и развивать его.

Осама Оби

А вот работы японца Осамы Оби, как правило, выдержаны в сходной цветовой гамме и узнаются не в последнюю очередь благодаря ей. Кому-то они могут показаться слишком натуралистичными для классического "реалиста". Но есть кое-что, что не позволяет причислить этого мастера к фотореалистам. Во-первых, это работа исключительно с натуры, во-вторых, он совсем не берёт от натуры всё подряд, у него есть в ней совершенно определенный "интерес". Он направляет основное внимание на передачу текстур и объемов. Порой кажется, что деревянные панели с четким рисунком волокон и узорчатые драпировки - такие же полноправные герои его картин, как и люди. Но жесты, выражения лиц, психологические состояния своих героев (главным образом, героинь) художник передает очень тонко и точно. Поэтому считать его бездушным натуралистом никак нельзя.

Кстати говоря, Осама Оби работает по системе старых мастеров, сначала делая полный тональный подмалевок одним цветом.

Ник Альм

Популярность этого ещё молодого шведского художника сейчас активно растет, чему немало способствует его потрясающая продуктивность. О Нике Альме не раз уже писали, но обойти его творчество вниманием никак нельзя. Я подписан на его страницу в Инстаграме, и могу сказать, что он очень часто радует своих поклонников новыми работами. Однако, конечно, секрет его успеха не только в плодовитости.

Я бы сказал, для этого мастера характерно сочетание таланта и вкуса. Одно совсем не обязательно предполагает другое, но у Альма они идут рука об руку.

Он великолепно пишет и быстрые этюды с натуры, и многофигурные композиции.

Он сдержан в цвете, иногда почти монохромен. И он добивается точного воспроизведения натуры при помощи каких-то совершенно неуловимых соотношений — вроде бы, никакой детализации, всё написано очень широко, но нюансировка такая, что всё «попадает в яблочко». Иным мастерам фотореализма по достоверности общей картины бывает далеко до этого шведа с его огромной степенью обобщения.

Как и другие мастера, упомянутые в данной публикации, Ник Альм, безусловно, заслуживает отдельного разговора. Это — дело будущего.

Картина Ника Альма "Придерживая дверь", фрагмент.
Картина Ника Альма "Придерживая дверь", фрагмент.

А пока я назвал лишь несколько имен, но уже по ним видно, что реализм жив, хотя, быть может, на сегодня он и не является самым актуальным направлением в живописи. Меня могут спросить, почему список такой скудный? Ну, во-первых, я собираюсь его продолжать, а во-вторых, здесь очень строгие критерии отбора. Ведь реалист — это не просто художник, который изображает объекты окружающего мира похоже, это ещё и художник, который в выборе сюжетов исходит из реальности. То есть, не уходит в символизм, в сказку, в гротеск и так далее.

Буду признателен за комментарии и подписки.