Найти тему
Наталья Баева

Неужели тот самый Дюма?!

Хочется воскликнуть, прочитав роман "Приключения Джона Девиса".

Во всех аннотациях это "приключенческий роман об уроках мужества и первой любви" юного английского мичмана к дочери пирата. Да, и об этом - тоже. Но прежде всего...
Это - повествование, почти лишённое какого бы то ни было "романтизма". Это - история открытия, для героя, поистине, ужасного: Человек НЕ СВОБОДЕН. Не существует никакой "свободы" ни в Англии, ни в Турции, ни в Греции, ни на корабле, ни в "верхах" общества, ни в "низах". Призрак, за которым даже гоняться - опасно. Или сам погибнешь, или погубишь тех, кто тебе дорог.

И ведь всего - то хотелось бы жить, как велит сердце - но при этом сохранить голову.

А начало почти идиллическое. Капитан Дэвис вынужден уйти в отставку: потерял ногу. Как и чем жить на суше - он и не представляет. Впервые в жизни вспоминает, что он ещё и барон, и навещает имение, доставшееся ему по наследству - а это, оказывается, чудесный замок с отлично налаженным хозяйством: уж так повезло с управляющим! И соседка - прекрасная девушка: дочь французских эмигрантов выросла настоящей английской леди. Не богата, но достаточно знатна, чтобы стать баронессой.

Детство их сына получилось просто сказочным! На семилетие ему подарили... фрегат.

Самый настоящий, только уменьшенный вчетверо, с командой из четверых матросов. Лучшее образование - на практике! Живо запомнил все снасти, их назначение, команды...

Школа оказалась хотя и скучноватой, но впрочем с добрыми товарищами. И главное - это ведь не навсегда. Закончишь - и впереди СВОБОДА! Долгожданная - желанная служба на королевском флоте!

-2

Какой оказалась "свобода" на корабле, где субботняя порка матросов - обыденность... и это при том, что капитан - человек душевный. Просто он не может позволить себе нарушать уставы и прочие инструкции. Уверен, что иначе никакой дисциплины не будет.
И вполне вероятно, что действительно не будет: далеко не каждый матрос попал сюда добровольно. Побеги - в каждом порту!

Удивительно, но в романе нет ни одного "злодея". Присмотрись к каждому человеку - и поймёшь, почему он именно такой: поставлен в такие условия. Вырос в таких понятиях и обычаях. Загнан в угол такими законами.
Джон начинает это понимать с той злосчастной ночи, когда ему поручили обмануть контрабандистов - и выследить беглецов. Отказаться? Нарушить присягу? Невозможно. А ведь как хотелось: ну не виноваты беглецы, что их затиранил придирчивый лейтенант!

Новые страны, новые люди, романтический Восток. Вот где, быть может, человек - хозяин своей судьбы, если он достаточно смел!

Как будто, султан Махмуд и повернулся лицом к Европе, но народ у него совсем не похож на европейцев: турок живёт просто ради удовольствия жить. Не зная среднего состояния между крайней ленью - и крайней свирепостью: война - тоже удовольствие!

-3

Ничего похожего на мир "Тысяча и одной ночи". Убить богатого иноверца только за то, что он богат - это даже и не грех. Продать его юную дочь - право того, кто её схватил первым.
Отчаянная Василика прирежет своего "хозяина", но ... далеко ли убежишь от турецкого меча? Пока ещё греки в Греции - никто!

И мечта о свободе Греции - уже не просто мечта, а цель. Для всех греков - крестьян, партизан, пиратов...

-4

***

Настал момент, когда Джон спросил себя, почти как Родион Раскольников: "Тварь я дрожащая, или право имею?" Кто и что обязывает его выслушивать придирки и прямые оскорбления лейтенанта? Субординация? Закон?! Но они же оба - дворяне! Уж для того, чтобы решить вопрос оружием, он достаточно свободен?!

-5

Дуэль - и лейтенант убит. "Свободному" мичману теперь не миновать виселицы, хотя ему благодарна вся команда, вплоть до капитана. Всё равно он теперь - изгнанник. Изгой.

Прихотливая судьба приводит его на один их благословенных островов Адриатики, во владения колоритного пирата - прямого потомка царя Спарты Леонида. Здесь - центр борьбы за свободу Греции, а значит - то, ради чего стоит жить. Благородный пират, и его прекрасный сын - ровесник Джона - уж они - то свободны!

-6

Но кто ещё живёт в этой крепости? Если долго - долго наблюдать за зарешеченным окошком и неприметной калиткой - можно понять, что это две женщины. Точнее - юные девушки. У одной из них уж такая изящная ножка, что - любовь! Воображение с лёгкостью дорисовало всё остальное - и незнакомка, с ног до головы закутанная в покрывало, становится недосягаемой мечтой - и целью. Но кто она?
Оказалось, обе девушки - дочери хозяина. Да, он ничего о них не говорил, и никуда они не выходят потому, что девице - благовоспитанной голубице вообще не полагается видеть мужчин! Да в сравнении с ЭТИМ и турецкий гарем - свобода...

-7

Вообще мрачные россказни об ужасах гаремов оказались преувеличены, а население гаремов - крошечный процент от всего женского населения. У обычной "средней" турчанки прав и свобод примерно столько же, что и у "средней" англичанки. Другое дело, что и у англичанки тогда был сплошной частокол запретов. А греки - вот, за шестьсот лет под турками, оказывается, немало переняли у ненавистных завоевателей!

И тогда, заинтересовавшись местными обычаями, Джон начинает расспрашивать: неужели здесь ... не насилуют? Не обманывают? Никаких "связей" и внебрачных детей?
- НЕТ.
- А если всё же?..
- Такую девицу отец обязан убить. Обязан, как бы ни любил - честь семьи... Одно для неё спасение - если соблазнитель женится и увезёт её. Уличённую девицу отец спрашивает, когда вернётся её жених? Она вправе назвать срок - три месяца, шесть... но не более года. Если не дождётся - в назначенный день её убьют.

Содрогнулся Джон. Хотя и предположить ещё не мог, что это - грядущий финал его любви.

И здесь враги человека - закон, традиция, обычай - круг, вырваться из которого не дано никому.

Или всё же... если человек достаточно смел, достаточно богат, и знатен настолько, что его охраняет посольство?
Несколько раз судьба сводит Джона Девиса с Джорджем Байроном.

Впервые - ещё в школе. Шестнадцатилетний лорд настолько холодно - вежливо ставит на место директора школы, что директор может только посоветовать свидетелю этого разговора Джону "никогда не походить на этого наглеца". А всё потому что директор кажется начинающему поэту настоящим воплощением пошлости и самомнения. Байрон пока не догадывается, что пошлость - не исключение. Скорее, норма.

А когда герои снова встретятся в Турции, Джек увидит высокую душу, любовь к людям, неспособность пройти мимо чужого несчастья. Готовность помочь даже там, где гораздо более вероятно погибнуть.

-8

Верно, это и есть свобода? Но совместима ли она с... жизнью? Мир враждебен настолько, что боец - одиночка вряд ли проживёт в нём долго...

***
Итак, в современном автору мире человек не свободен АБСОЛЮТНО. Но неужели так было всегда? Может, это теперь общество сковано цивилизацией, а в прежние времена, когда и власть королей не была абсолютной, жилось более просторно? Каждый мог "взять" столько свободы, сколько сможет?
И в поисках свободных людей Дюма "отправляется" в прошлое. Рождается замысел "Мушкетёров".