"Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока".
К.Д. Ушинский
Закончилась Крымская война (1853—1856). В прессе открыто начали обсуждать преподавание в институтах. Пишут о том, что учебным заведениях нужно больше открытости. А ещё - приближение к реальности, к требованиям жизни.
Первый
Человек, который способствовал либерализации системы (уже достаточно ригидной) - Константин Дмитриевич Ушинский, педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.
Ему досталась нелёгкая участь - менять то, что меняться не хотело. Однако, она же обеспечила ему место в истории. И место почётное.
Вот что вспоминал об Ушинском И.П. Деркачев, учитель Симферопольской казённой мужской гимназии:
"Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение… Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица".
Итак, с весны 1860-го года преподавать начинают по Ушинскому.
Новый устав, старый монастырь
Что же изменилось?
Например, раньше преподавание литературы заключалось в чтении готовых лекций. Всё очень чётко, академично. Теперь воспитанниц побуждали к совместному творчеству, к сознательному, вдумчивому чтению.
Также была введена семилетняя программа обучения с переводом из класса в класс каждый год.
Учредили специальные педагогические классы.
Помощь младшим стала нормой для старших воспитанниц, у которых всё было хорошо с успеваемостью. Ведь многим из них предстояло заниматься домашним образованием сестёр и братьев дома. А впоследствии - и собственных детей. А для грамотного преподавания требовался опыт.
Самым же острым был, пожалуй, вопрос либерализации учебного процесса. Жизнь девочек была заключена в достаточно суровые рамки, особенно по нашим меркам.
Их ограничивали в общении с родными, каникулы и праздники они проводили в стенах института...
Благодаря Константину Дмитриевичу, у девочек появилась возможность проводить праздники и каникулы с семьёй.
Либеральнее стали относиться и к происхождению будущих учениц.
Классные дамы против
В целом, реформы были успешно внедрены. Однако, встретили серьёзное сопротивление: классные дамы, как и начальница Смольного, никакой либерализации не хотели. Они привыкли, что всё так и вот так. А тут вдруг... вольнодумство какое!
О конфликте Ушинского и начальницы Смольного института благородных девиц Марии Леонтьевой я уже писала в статье о Марии Павловне. Получился настоящий скандал! Причём на глазах у императрицы, которая покровительствовала Ушинскому.
И даже несмотря на такого серьёзного соратника, Константин Дмитриевич не смог удержаться в институте и был вынужден подать в отставку.
P.S.
"Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека".
К. Д. Ушинский
Мария Леонтьева: большая начальница, придворная дама, "осколок старины глубокой".
Экзамены в институте благородных девиц.
Типичный день институтки (проживаем вместе).
Епархиалки: чему учили дочерей священников в дореволюционной России.
Женская солидарность: как слушательницы Бестужевских курсов помогали друг другу.
Источники: "Русская женщина: воспитание, образование, судьба, XVIII - начало XX века", Википедия.