Найти в Дзене
ZDG

Что такое монтажная видеосъёмка

Оглавление

В давние времена видео снимали на кинопленку, а позже – на магнитную ленту. И в том и в другом случае отснятый материал нужно было монтировать, что вызывало определённые трудности.

Плёнку нужно было разрезать на куски, а затем склеивать эти куски между собой. А записанный на видеокассету материал нужно было тоже отдельными фрагментами копировать на новую видеокассету.

Процесс монтажа плёнки очень трудоёмкий, и кроме того, физически вредит плёнке. А видеозапись, хотя её не резали, теряла в качестве из-за лишнего перезаписывания.

Монтажная съёмка это способ избежать лишних склеек, лишней работы и потери качества.

Как можно догадаться из названия, съёмка делалась так, чтобы получалась уже смонтированная лента. Для этого нужно иметь чёткий план: что за чем должно сниматься, сколько времени занимает каждая сцена и т.д.

Но...

Когда появились цифровые камеры, проблемы монтажа вроде бы отпали: цифровое видео можно нарезать и склеить как угодно, ничего не повредив.

Тем не менее работу с видеофрагментами гораздо удобнее вести, когда в них нет "мусора", и когда они сняты в том же порядке, в каком должны монтироваться. Если вы при съёмке держите в голове некий план, это помогает вам получить более качественный материал.

Речь не идёт о полноценном кино. Навыки монтажной съёмки пригодятся вам в любой ситуации: когда вы снимаете свадьбу, интервью, природу или просто репортаж из отпуска.

Бесцельное движение и зум

В типичном любительском видео камера хаотично перемещается между разными точками. Например, оператор сначала ведёт камеру налево, потом направо, потом снова налево.

То же самое происходит и с зумом: сначала совершается приближение, потом отдаление, потом снова приближение и т.д.

Съёмка может происходить в экстренной ситуации, и понятно, что в это время некогда думать о монтаже (на самом деле нужно думать всегда). Этот случай мы не будем рассматривать.

Но в остальных случаях бессмысленная съёмка получается лишь потому, что оператор не понимает, что и как снимать. У него в руках находится некое устройство, обладающее определёнными возможностями, и он просто пробует все эти возможности по очереди.

Кроме того, перед ним разворачиваются какие-то события, и его задача – рассказать о них через видео. Но так как он не умеет рассказывать в таком формате, то фокус его внимания просто блуждает от одной точки к другой.

Мы наблюдаем некую визуальную кашу, которая не доносит до нас историю и не расставляет акценты.

Стремление снимать всё подряд

Если вы находитесь на концерте, то очевидно, что снять на видео, скажем, исполнение песни желательно полностью. Здесь вам совсем некуда деваться – у вас нет возможности менять ракурсы, точку съёмки и т.д. С другой стороны, подумайте, а надо ли это вообще снимать.

Если всё-таки надо, то ваш единственный выход это как можно меньше косячить при съёмке. Да, это будет скучная съёмка одним куском с одной точки, но хотя бы не трясите камеру и не дро трогайте зум.

Люди, однако, этим не ограничиваются. Они могут снимать целые мероприятия – корпоративы, дни рождения и прочее – целиком, просто поставив камеру и включив её. Кому потом интересно смотреть такие видео – загадка.

Лучше посмотреть нормально смонтированную историю на 15 минут, чем невнятное нечто на 2 часа, не так ли?

Как делается монтажная съёмка?

То, что я расскажу, не является секретным знанием и не требует особых навыков, но резко повысит качество вашей видеосъёмки, если вы узнали себя в предыдущих абзацах.

1. Длина фрагмента

Человек может наблюдать одну и ту же сцену на видео сколько-то секунд. Потом она начинает ему надоедать.

Сколько конкретно секунд – зависит от разных факторов. Это тесно связано с т.н. "клиповым мышлением", и в некоторых случаях молодое поколение неспособно воспринимать информацию дольше 3-х секунд. В то же время в фильмах Тарковского есть крайне длинные сцены, которые напрягут даже очень толерантных зрителей.

Вы можете ориентироваться на 5-10 секунд, но может быть и больше, в зависимости от того, какое действие происходит в кадре и какой смысл оно несёт.

Например, если через кадр едет машина, то мы можем наблюдать эту сцену так долго, пока машина не проедет. Нам есть что наблюдать, происходит какое-то событие, и мы ожидаем его логической развязки.

Если же машина просто стоит на месте, тот же самый кадр нам надоест гораздо раньше. Мы быстро получили из него всю визуальную информацию и дальше ничего не меняется.

В то же время, если в кадре туда-сюда ездят десятки машин, это всё равно что кадр совсем без машин.

-2

Мы не можем выделить какую-то одну машину и наблюдать за ней, они все обезличенные и значит не вызывают никакого интереса.

2. Перебивки

Когда один фрагмент кончается и начинается другой – это перебивка. Фрагменты и перебивки – вот в общем-то вся наука. Какие они бывают?

Крупно-мелко

Если вы снимаете лес, потом поворачиваетесь в другую сторону и опять снимаете лес, то смонтировав вместе эти два фрагмента, вы получите плохой монтаж. Одна зелёная масса заменится на другую зелёную массу, как будто произошёл какой-то глюк.

Поэтому одно из главных правил перебивок – менять крупное на мелкое, далёкое на близкое и наоборот. Например, вы сняли лес. Затем снимите крупно ветку или пенёк. Затем можете опять снимать лес.

-3

Такая смена планов будет выглядеть чётко и понятно зрителю.

-4

Если у вас нет возможности сделать крупно-мелко или это противоречит концепции видео, то перебивку нужно делать между контрастными по отношению друг к другу сценами (типа тёмное-светлое, помещение-улица, одно место-другое место), чтобы переход был чётко виден.

Статика-движение

Вы можете снять фрагмент, направив камеру неподвижно в одну точку, а в следующем фрагменте двигать камеру вправо или влево, вверх или вниз. Или наоборот, сначала двигать, потом снимать неподвижно.

Не ведите камеру влево и вправо в одном и том же фрагменте. Делайте это в разных фрагментах. Один фрагмент – одно направление движения. И чередуйте их со статикой и крупно-мелко.

То же самое относится к зуму. Зум это движение и оно может быть после статики. Не совмещайте зум вперёд и назад в одном и том же фрагменте.

Здесь речь не идёт о том, что нужно прямо механически соблюдать чередование. Типа, чтобы за статикой обязательно было движение, а потом опять статика. Нет, совсем необязательно. Можно снять статичный фрагмент, затем ещё один статичный, затем ещё один, и только потом начать движение. Просто давайте видео "дышать", приходить от движения к отдыху и обратно.

3. История

Перебивки не делаются просто ради перебивок. Видео рассказывает некую историю, ну или как минимум вводит зрителя в какой-то контекст. Процесс может идти от общего к частному или наоборот.

Можно проиллюстрировать это словесным рассказом:

  • На столе стоял стакан, а за окном дома над большим городом вставало солнце.
  • Над большим городом вставало солнце и заглядывало в дом, где на столе стоял стакан.

Фактически описывается одно и то же, но в первом случае мы сначала знакомимся со стаканом, от которого переходим к городу. Во втором случае всё наоборот. Точно так же и в видео вы можете сначала показать частное, затем общее, или наоборот. Смысл в принципе не меняется, но меняются акценты.

-5

4. Спецэффекты

Программы видеомонтажа имеют обширные наборы спецэффектов для перехода между фрагментами. Не используйте их, просто забудьте о них. Монтируйте просто куски видео друг за другом, и если в этом монтаже будут недостатки, они будут более заметны.

Устраняя эти недостатки, вы будете делать видео лучше и лучше.

5. Заключение

Как и всегда, все вышеперечисленные правила не являются догмой. Правила нарушать можно и нужно. Но их нарушают только после того, как крепко усвоят.