Найти тему
Вокруг дома

Каменноостровский театр: классика жанра

Оглавление
Каменноостровский театр
Каменноостровский театр

И вновь выходные, и снова мы обращаем наш взор на интересные места в Санкт-Петербурге, которые видны из окон домов, построенных Компанией Л1. Сегодня рубрика «Куда глаза глядят» перемещается в исторический центр города – Петроградский район. Здесь у нас немало объектов. Среди них жилые комплексы «Премьер Палас», «Серебряные зеркала», «Буржуа», «Классика».

Сейчас завершается строительство элитного жилого комплекса «Классика. Дом для души». Расположен он на берегу Малой Невки. Из его окон можно любоваться видами и Крестовского, и Каменного островов. Виден так же залив и новый стадион «Газпром Арена», «Лахта центр» и Вантовый мост через Петровский фарватер. В общем, не выходя из дома, можно наслаждаться красотами Северной Венеции. А если немного прогуляться, то можно увидеть их и с близкого расстояния. Сегодня речь пойдет о Каменноостровском театре – одной из самых необычных достопримечательностей города.

Летний деревянный

Сейчас Каменноостровский театр – одна из самых ярких драматических площадок Петербурга: здесь разместилась вторая сцена БДТ. Первоначально предполагалось, что это будет место для экспериментов. Но сейчас репертуар второй (а на период ремонта – единственной собственной) сцены Большого драматического очень разнообразен. Здесь идут и достаточно классические постановки, и довольно революционные вещи. А когда-то театр на Каменном острове строился как летний – по сути, одноразовый. Но обо всем по порядку.

Первый проект Каменноостровского театра
Первый проект Каменноостровского театра

Петербург всегда славился театральными постановками. И, в первую очередь, музыкальными. Но в 1818 году Большой театр сгорел, и здание никак не могли должным образом отремонтировать. Тогда и возникла идея новой сцены для оперных и балетных постановок. Николай I поручил разработать проект Смарагду Шустову. Изначально здание должно было располагаться рядом с дачей императора на Елагином острове. К декабрю 1826 года чертежи и смета были готовы. Но бюджет вышел за рамки выделенных 170 тысяч рублей, поэтому строительство было отложено.

Новый проект был изрядно «облегчен». Теперь театр планировался напротив царской резиденции – на Каменном острове, а денег было выделено в четыре раза меньше – 40 тысяч рублей. Театр строился целиком из дерева, включая фундаменты. Но при этом функциональность его была на высоте: партер был выполнен с уклоном в сторону сцены, чтобы передние ряды зрителей не загораживали сцену сидящим сзади, был предусмотрен маскарадный подъемный пол, действующий на брусьях с контрфорсами, чтобы зал можно было использовать для балов. Потолок был расписан цветами, ложи арабесками. Борта лож были обиты голубым бархатом. Театральная мебель из карельской березы - 213 кресел и 108 стульев 1-го яруса - была создана по эскизам С. Л. Шустова. Зал был рассчитан на 750 зрителей. Интересно, что все это великолепие делалось на один сезон – столько, по первоначальному замыслу, должна была служить летняя сцена.

По существующей городской легенде, театр выстроили за 40 дней: с 10 мая по 25 июня 1827 года. На самом деле, элементы здания были подготовлены заранее, а это время ушло только на сборку.

-3

Театр представляет собой образец истинного классицизма: главный фасад декорирован восьмиколонным коринфским портиком, на тимпане треугольного фронтона – деревянный рельеф, изображающий атрибуты театрального искусства.

Торжественное открытие театра состоялось 1 июля 1827 года комедией В. А. Каратыгина «Двое из четверых» и водевилем А. Шаховского «Казак-стихотворец». До 1839 г. на сцене прошло более 400 спектаклей. Здесь же проводились летние занятия и выступления воспитанниц театрального училища. Каждый сезон вносились усовершенствования в построенное здание: например, 1828 г. к театру был проведен водопровод, в 1830 г. остеклили боковые крыльца. Но это не спасло от главной напасти Петербурга – влажности и разрушительных подтоплений. В 1840 нижние деревянные конструкции сгнили, и театр был закрыт.

Ремонты и реставрации

В начале июня 1843 г. был высочайше утвержден проект строительства нового театрального здания под руководством Альберто Кавоса. Правда, здание было, скорее, реконструировано. Кавос сумел максимально сохранить первоначальную конструкцию. Были заменены деревянные несущие элементы на бутовые фундаменты. Под внутренний объем зала по предложению Л. И. Шарлеманя подвели столбы из тосненской плиты. Фасады театра украсил руст, имитировавший каменную кладку. Наибольшие изменения коснулись внутренней планировки, которую разработал А. К. Кавос, что обеспечило лучшую видимость и акустику. В соответствии с модой, борта лож обили пурпурным трипом, ярусы украсили резьбой по дереву и росписью на белом фоне. Лимонно-желтый занавес заменили на пурпурно-красный с геометрическим орнаментом.

Обновленный театр открыли 11 июля 1844 года спектаклями французской труппы «Опасное средство» И. Оже и водевилем «Феи Парижа». И потом сцену использовали, в основном, как гастрольную – здесь в летний сезон играли французские и итальянские артисты. Популярность театра стала падать. Поэтому в начале 1880-х его превратили в склад декораций. Уже к началу 20-го века здание сильно обветшало, и его было решено снести. Но вступилась петербургская интеллигенция, что и спасло уникальное сооружение. Но возможности для реставрации не нашлось, а потом уж было не до того – революции и войны – не время для восстановлений.

Интерес к театру возник только в начале 30-х годов. В 1932 году профессор В. Иванов сделал экспертное заключение о возможности восстановления памятника архитектуры. Начались реставрационные работы под руководством главы архитектурно-планировочного сектора ЦПКиО Е. И. Катонина. Инженерная часть была возложена на инженера И. В. Экскузовича. Было решено заменить пришедшие в негодность детали аналогичными новыми без изменения общей композиции здания. Правда, оформление было под стать новаторским решениям эпохи, поэтому внутри театр, по мнению специалистов, стал напоминать большой сельский клуб.

20 марта 1935 г. решением ЦИК РСФСР здание было взято под охрану государства, но искусство драмы в него не вернулось из-за низкого качества проведенных работ. До 1938 г. театр использовали в основном для показа кинофильмов, иногда для вечеров отдыха.

В годы войны в театре был выполнен ряд мероприятий по защите от зажигательных бомб, надзор за зданием осуществлялся постоянно, оно было в ведении госпиталя № 107 ПВО. К счастью, прямых попаданий не было, лишь воздушной волной были сорваны некоторые рамы. После войны здание пытались пристроить под спортивные сооружения, склады и аттракционы, и оно продолжало катастрофически разрушаться.

-5

Только в начале 60-х государство выделило средства на его капитальный ремонт и реставрацию, осуществленную силами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских Ленгорисполкома. Автором проекта реставрации была утверждена архитектор Ирина Бенуа. Фасады были сохранены, но был утрачен наклонный пол партера, сократился объём сцены, видоизменился партер и бенуар.

Съемки телеспектакля
Съемки телеспектакля

Изначально здание предназначалось под молодежный клуб, но после реставрации его передали Ленинградской студии телевидения, которая устроила здесь телевизионный театр. В начале 21 века тут разместился клуб спортивного бального танца.

Новая жизнь под крышей БДТ

В 2005 году «хождение по рукам и по мукам» для театра закончилось. В честь 80-летия художественного руководителя БДТ Кирилла Лаврова Каменноостровский театр был передан в дар Большому драматическому. И уже в 2007 г. КГИОП организовал работы по проектированию, реконструкции и реставрации театра.

Было решено по максимуму сохранить все, что было можно. Реставрация велась щадящими методами. Проект был разработан архитектором В. С. Рахмановым (НИИ «Спецпроектреставрация»), которому удалось заодно решить и проблему превращения летнего театра в используемый круглогодично.

Каждый деревянный элемент здания тщательно реставрировался, пропитывался составами, повышающими стойкость к возгоранию и биопоражению. Сохранялись даже исторические кованые гвозди, которыми наружная обшивка крепилась к несущим стенам. Специалисты компании «Краски города» поэтапно перебрали наружную и внутреннюю обшивку, бревенчатые конструкции стен и перекрытий общим объёмом до 3000 кв.м. Были использованы традиционные плотницкие приемы («голландский зуб», «затяжной голландский замок», «сковородень», «ласточкин хвост» и пр.) наряду с самыми современными методами. Были выровнены и утеплены фасады, утеплены крыши.

Современный зал
Современный зал

Приспособление для современного использования стало возможным благодаря устройству обширного подземного объема под зданием театра, вчетверо превышающего площадь основания. В нем разместилась театральная машинерия, склады декораций, технические помещения, а также фойе, кафе и гардероб для зрителей. Для устройства подземного пространства под театром была предложена технология института «Геореконструкция» во главе с А. Г. Шашкиным: пространный подземный объем на свайных фундаментах со стенами, колоннами, днищем и перекрытиями из железобетона, надежно защищенный от проникновения грунтовых вод. Работы вела компания «Геоизол».

Чтобы сохранить историческое устройство, было решено разместить верхнюю механизацию сцены, осветительные приборы и прочее на независимых металлических конструкциях, опирающихся на собственные фундаменты.

Схема театра (Росбалт)
Схема театра (Росбалт)

Зрительный зал был восстановлен по чертежам Альберто Кавоса. В основе колористического решения интерьеров театра, созданных по проекту архитектора В. Л. Бурыгина, лежала идея воссоздания первоначальной цветовой гаммы серовато-жемчужных тонов, описанной современниками как «цвет белых ночей». Работу над занавесом осуществили по эскизам Э. С. Кочергина — главного художника АБДТ им. Г. А. Товстоногова.

В 2010 г. на Международной выставке по охране памятников Denkmal в Лейпциге (Германия), проходящей под эгидой ЮНЕСКО, проект приспособления Каменноостровского театра для современного использования и его реализация на практике были удостоены золотой медали «За выдающиеся достижения в области охраны наследия в Европе».

Первый театральный сезон БДТ на сцене Каменноостровского театра открылся 14 сентября 2012 года премьерой спектакля «Трактирщица» по пьесе Карло Гольдони.

А добраться сюда из ЖК "Классика. Дом для души" довольно быстро - буквально 20 минут пешком.