Иногда кажется, что есть люди, которые рождаются именно для какого-то определенного дела. Как будто сама судьба в миг их появления на свет уже решила, кем они станут и насколько сильно повлияют на то дело, которым будут заниматься. И сегодня речь пойдет о знаменитом фехтовальщике, чья фамилия не сходила с уст всего спортивного мира долгие годы, а для всех русскоговорящих людей она еще и выглядит "говорящей" в отношении этого вида спорта. И хотя на самом деле кровопусками раньше называли врачей, сейчас об этом мало кто помнит, зато самого Виктора Алексеевича Кровопускова с почтением вспоминают до сих пор.
Виктор Кровопусков родился 29 сентября 1948 года в Москве в простой семье, где был единственным ребенком. Его отец - ветеран Финской и Отечественной войны - работал шофером, а мать трудилась на ткацкой фабрике "Красная роза". Сначала Кровопусковы жили в маленькой 5-метровой комнате на Зубовском бульваре, а потом получили жилье чуть побольше - 16 метров - около стадиона "Лужники". Именно это и предопределило дальнейшую судьбу мальчика. В те годы особых развлечений в районе, где жил Витя, не было, так что он регулярно ходил на стадион, где в скором времени начал заниматься футболом. А параллельно с этим под влиянием приключенческих книг про гусаров и мушкетеров будущий олимпийский чемпион пошел и в секцию фехтования. И хотя возраст по тем меркам был уже критичный - 13 лет - юноше не отказали и определили в группу сабли.
Первым тренером Кровопускова был Игорь Чернышев, который, однако, довольно скоро из фехтования ушел. А вот Лев Серафимович Корешков, пришедший на место предыдущего тренера, много сил и веры вложил в своего подающего надежды ученика, и, можно сказать, стал тем вектором, который направил Виктора раз и навсегда на дорожку с саблей в руке.
В 1967 году Кровопусков ушёл в ЦСКА к Давиду Тышлеру и до 1973 года тренировался у него, пока последний не ушел с головой в научную деятельность. Но так уж сложилось, что в тот самый момент закончил с большим спортом Марк Ракита - двукратный олимпийский чемпион. И именно его Тышлер уговорил стать личным наставником талантливого фехтовальщика, с которым когда-то Ракита стоял на одной дорожке. Этот момент стал судьбоносным в карьере Виктора, ведь только начав работать в паре с Марком Семеновичем, у него сформировалась психология победителя, так необходимая в фехтовании, где счет идет на секунды, а реакция должна быть молниеносной.
До начала работы с Ракитой Кровопускова по ряду не слишком объяснимых причин не взяли на Олимпийские Игры 1972 года в Мюнхене.
Это всё конъюнктура. Ко мне подошёл Сидяк и сказал: "Ты не поедешь на Олимпиаду". А я ведь усиленно готовился к Играм. "Если поедешь тренироваться в Белоруссию и, соответственно, выступать за Белоруссию, тогда поедешь на Игры". Я — москвич, куда я поеду? Я отказался! А человек, который поехал, очевидно, дал согласие, но в итоге всё равно на Олимпиаду не попал, а позднее перешёл к другому тренеру. (из интервью Виктора Кровопускова)
Но даже такая обидная несправедливость не помешала Виктору продолжать много работать и наконец начать показывать результат на международном уровне. Попав в сборную СССР только в 25 лет, он сразу вышел на дорожку и показал высокий результат - попал в финальную шестерку саблистов и завоевал серебро в командном турнире Чемпионата мира 1973 года. Следом было личное серебро Чемпионата мира 1974 года, а затем два командных золота 1974 и 1975 годов. Не за горами была Олимпиада.
Олимпийские Игры в Монреале 1976 года
Если мужская команда саблистов из СССР ехала на Олимпиаду одним из главных фаворитов, то Кровопусков со всем его опытом и заслугами лидером в своем виде все же не являлся. Скорее, больше авансов на победу давали опытному Виктору Сидяку (о его великолепной карьере и невероятному достижению по победам на четырех Играх подряд читайте подробно тут), боевитому Владимиру Назлымову или темпераментному итальянцу Марио Альдо Монтано.
Свой первый бой на Олимпиаде я проиграл. Испугался и подумал: "Зачем я вообще сюда приехал?". Поэтому во время остальных боёв таких ошибок, как в первом, уже не допускал. (из интервью Виктора Кровопускова)
Встречи со своими соотечественниками Сидяком и Назлымовым Виктор провел уверенно, выйдя из обеих победителем. Во многом, как он потом сам говорил, в тот момент помогло везение. Когда побеждаешь товарищей по команде, иностранным соперникам проигрывать уже как-то стыдно. И советский саблист не дал возможности усомниться в себе.
В финале, например, я встретился с Альдо Монтано, папой олимпийского чемпиона. Мы с ним одногодки, дрались в финале на юниорах, друг друга знали прекрасно. Мы встречались перед олимпийским финалом не единицы, а десятки раз. Просто бывают удобные соперники, а бывают неудобные. Итальянцы всегда были для меня удобными соперниками. (из интервью Виктора Кровопускова)
Так Кровопусков стал впервые в своей карьере Олимпийским чемпионом. Но это было далеко не все. В Монреале случился настоящий триумф советской сабли. Мало того, что помимо Виктора в личном первенстве весь пьедестал был советский: второй - Владимир Назлымов, третий - Виктор Сидяк, так еще и командный турнир покорился нашим фехтовальщикам. Конечно, а как могло быть иначе, когда в составе сборной сплошь столь титулованные спортсмены. В результате, и второе золото мужской сабли уехало вместе с представителями СССР. Так, за одни лишь Игры Кровопусков стал двукратным олимпийским чемпионом.
Следующий год вышел для прославленного атлета очень неудачным. Порванный ахилл заставил Виктора пропустить сезон, но уже в 1978 он вернулся полный сил и сразу же в очередной раз стал чемпионом мира, правда, теперь в личном первенстве. К домашней Олимпиаде саблисты подходили в полной боевой готовности: золото чемпионата мира 1979 в команде и личное серебро Кровопускова. Задача стояла одна: в Москве они обязаны были побеждать.
Олимпийские Игры в Москве 1980 года
На Играх в Москве фехтование стало одним из тех немногих видов спорта, на которые практически не повлиял бойкот соревнований рядом стран. Вся элита, включая итальянцев и французов, приехала бороться за медали. Поэтому вряд ли для Кровопускова и его близкого друга Михаила Бурцева индивидуальный сабельный турнир был легкой прогулкой.
Два талантливых советских саблиста жили вместе и тренировались у одного наставника Марка Семеновича Ракиты. Они были близкими друзьями, на сборах жили в одной комнате. У них не было друг от друга секретов. И так сложилось, что судьба свела их в финале Олимпиады.
Удивительным образом путь ко второму дню и туру на выбывание обоих советских спортсменов совпадал. А вот далее их история была совершенно разной. Если Кровопусков без особых проблем прошел Попа из Румынии, а следом и венгра Пала Геревича, тем самым забронировав место среди финалистов, то Бурцев, проиграв в одном из боев, вынужден был пробиваться в шестерку лучших через утешительные поединки. Да, раньше у фехтовальщиков было право на ошибку. И именно это право и дальнейшее хорошее выступление дало молодому Михаилу возможность бороться за золото.
Оказавшись в финальной стадии, первый же бой советские саблисты провели между собой.
Когда оба ученика вышли на дорожку друг против друга, я спрятался за спины, чтобы ни один, ни второй меня не видели. Но за боем наблюдал издалека. Знал, что оба реально были прекрасно готовы. И мне было совершенно не важно, кто победит в этом бою. А уж когда оба сошлись в перебое за золото, вообще ушёл в самый угол зала и отвернулся (из воспоминаний Марка Ракиты)
Более молодой Бурцев победил товарища 5:4. Если бы не проигрыш в в пятом поединке Гедевари — 3:5, то золото ушло бы 25-летнему новичку сборной. Но Кровопусков во всех остальных боях, кроме первого, одержал верх, а следовательно, судьбу первого места должен был решать дополнительный поединок между представителями СССР.
Два друга, тренирующиеся у одного тренера, вышли на дорожку фехтовать за Олимпийское золото. "Самый хитрый фехтовальщик" (так называли Кровопускова во Франции) против молодого и легкого, как будто парящего над землей, талантливого визави. Нанеся первый удар, Виктор не справился с напором оппонента и проигрывал со счетом 1:3.
Какая может быть жалось, когда на кону олимпийское золото?! Это спорт. Перед финалом сказал: «Миш, уже как получится. Главное, что мы деремся за эту медаль». (из интервью Виктора Кровопускова)
В сабле, где чаще побеждают возрастные спортсмены, огромную роль играет опыт. Возможно, именно поэтому олимпийский чемпион Монреаля не просто не раскис после серии уколов Бурцева, но и смог мастерски провести ряд приемов, которые превратили счет матча в победу 5:3. Кровопусков второй раз подряд выиграл золото Игр в индивидуальном первенстве. С помоста Михаил и Виктор ушли обнявшись. Так могли уходить после поединка только друзья.
Следом был еще командный турнир. Конечно, как и на прошлой Олимпиаде, при таком уровне советских саблистов проигрыш сборной на домашних Играх расценивался бы как огромный провал. А при тех реалиях и чаяниях чиновников допустить подобное было все равно, что подписать себе смертный приговор в спорте. И команда не подвела - золото у фехтовальщиков из СССР, а сильные итальянцы вновь вторые. Так Виктор Кровопусков стал четырехкратным олимпийским чемпионом.
Прославленный атлет планировал выступать до следующего главного старта четырехлетия, который должен был проходить в Лос-Анджелесе (США). Да, выиграв еще раз индивидуальное золото на Чемпионате мира 1982 года больше индивидуальных побед у Кровопускова не было. Но он был незаменимым членом команды, взяв еще вместе с другими саблистами золото ЧМ 1983 года. Положив все силы на подготовку к Олимпиаде, Виктор, как и остальные советские спортсмены, не попал туда из-за бойкота тех Игр СССР.
Но все равно думал: через четыре года мне 36, отфехтую в Америке, и стану пятикратным олимпийским чемпионом. В личном турнире на медаль не рассчитывал, но у нас была очень сильная команда, уверен, золото от нас никуда бы не делось. Но вот как все сложилось... Это был страшный стресс. Нас пригласили в Олимпийский комитет и сказали, что мы не едем на Игры в США. Причину нашли смехотворную: якобы обеспечение безопасности будет на низком уровне. Самое обидное, что нас спросили: "Кто за?". Руку никто не поднял, а сказали: "Единогласно". Решение было принято в ЦК, поэтому сделать было ничего нельзя. Думал, что поставлю в Лос-Анджелесе жирную точку и закончу спортивную карьеру, но после бойкота решил остаться ещё на год и стал чемпионом мира. (из интервью Виктора Кровопускова)
По окончании спортивной карьеры Виктор Кровопусков работал тренером в СССР, России, Японии, Иране. Ныне он - тренер-преподаватель в московской спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва «Чертаново». В 2006 году введён в Зал фехтовальной славы России.
Все статьи цикла можно найти по тегу #великие победы отечественного спорта
Если вам понравилась статья, то ставьте «мне нравится» и подписывайтесь на мой канал.
Спасибо!
Другие статьи из цикла великих побед:
Тяжелоатлет, чья карьера похожа на синусоиду, где яркие взлеты сменялись провалами
Борец, выигравший множество титулов вопреки тяжелейшим травмам
Первая женщина в мире, выбежавшая из четырех минут на 1500 метрах