Анализ нашего выступления в Токио необходим, чтобы разобраться, благодаря чему нам удалось завоевать серебро Олимпиады и почему не получилось показать максимум.
С удовольствием почитал бы подобную аналитику от экспертов, например Владимира Стецко или Павла Борща. Но, видимо, специалисты, как и болельщики, непросто переживают финал.
Да и в СМИ, вероятно, нет особого спроса на волейбол. В общем, пока подобные материалы мне не попадались.
Вот если бы победили, то да. Единственный игровой вид спорта, принесший золото: вал передач, интервью и статей о волейболе. После серебра информационная вспышка на порядок меньше. Впрочем, популяризация волейбола эта тема для отдельного материала.
Выбор состава и прогресс Саммелвуо
В сезоне 2019 на ЛН участвовал (и победил) условно молодежный состав. На ЧЕ добавили ряд опытных игроков, пропустивших начало сезона: Михайлова, Вольвича, Мусэрского, Бутько. И это не сработало.
Тренер долго не мог определиться с составом, стараясь всем дать игровое время. При этом нам досталась не самая сильная группа, где мы одержали пять трехочковых побед, а в 1/4 уступили отлично сыгравшей Словении.
В олимпийском сезоне тренер сразу и достаточно жестко определился с теми игроками, которые ему нужны. Шестнадцать волейболистов начинали сезон с ЛН, а в последствии их них отобрали двенадцать на Олимпиаду.
С основным составом тренер также определился еще на ЛН и это, видимо, также пошло на пользу. Можно, предположить, что Саммелвуо извлек уроки из неудачного выступления на ЧЕ 2019.
О подаче и удаче
Олимпиада в целом и финал в частности в очередной раз подтвердили роль подачи, как одного из ключевых элементов в современном волейболе.
Отдельно можно отметить повышение роли силовой подачи и снижение эффективности планеров. Владимир Стецко отмечал, что буквально за пару сезонов, планер научились принимать и он уже не приносит таких дивидендов, как, например, сборной Польши на ЧМ 2018.
Результаты нашей сборной также во многом являются следствием сильной линии подающих: Максим Михайлов, Егор Клюка, Дмитрий волков, Павел Панков, Виктор Полетаев и т. д.
При этом по сравнению с ЛН немного сбавил на подаче Игорь Кобзарь. Дмитрий Волков, насколько я могу судить, физически подсел в концовке, что также сказалось и на подаче.
Если в целом по турниру мы получали преимущество, то в финале подача у нас не летела. Уступили 1:9 по чистым эйсам, при этом совершили на 5 ошибок больше.
Французы удачно чередовали силовую и укороченную, которой доставили нас немало проблем. Трижды мячи задевали сетку и обрывались так, что невозможно было их сыграть. Но это, разумеется, никакая ни удача, а чистое мастерство (ирония).
Довольно много ошибок совершили наши центры Иван Яковлев и Ильяс Куркаев. Что же, волейбол без ошибок не обходится. К тому же это первая Олимпиада для парней, возможно не хватило опыта и холодной головы.
Также, вероятно, подающие старались максимально рисковать. Но все же: семь ошибок на планере в довольно важные моменты это перебор.
В целом, подача блокирующих это резерв для усиления нашей сборной. Вероятно, Яковлеву, Куркаеву и Власову необходимо продолжать тренировать силовую подачу. И, вероятно, подача будет одним из определяющих факторов, при выборе центров на домашний ЧМ.
Также лично мне понравился вариант Хейнена с Лиги наций с заменой центра дважды за сет для усиления подачи.
Смысл в том, что в стартовом составе начинает сильный подающий (Бенек), после чего его меняет игрок с более сильным блоком и атакой (Новаковский). А в конце партии происходит обратная замена для еще одного усиления подачи. Правда на Олимпиаде Бенек встал в основу и подобная замена не использовалась.
О других факторах, определивших результат (по моему субъективному мнению), в следующем материале.