Найти в Дзене

Жан Рэй - великий бельгийский писатель-мистик и его творчество. Сборник "Сказки виски"

Оглавление
Jean Ray
Jean Ray

Настоящее имя писателя Раймон Жан-Мари де Кремер.

Краткая биография.

Родился во Фландрии в городе Гент 8 июля 1887 года.

Окончил школу, затем некоторое время учился в высшем учебном заведении, которое в итоге бросил.

Писать начал еще в юности, но первый сборник фантастических новелл "Сказки виски" под псевдонимом Жан Рэй вышел только в 1925-м году, когда писателю было уже под сорок.

Работал в различных изданиях, позднее у биржевого брокера, был чиновником, попался на махинациях и был приговорен к 6 годам тюрьмы.

Отсидел всего два года и за это время успел написать еще серию рассказов.

После выхода на свободу, поменял свой псевдоним на Джон Фландерс, чтобы не ассоциироваться с совершенным ранее преступлением.

Печатался под большим количеством других псевдонимов, из-за чего до сих пор возникают споры о его авторстве.

Свои произведения Рэй писал как на французском, так и на фламандском языках. Причем на последнем, в основном были тексты для юношества.

Писал статьи, пьесы, редактировал журнал, занимался переводами.

Выпустил около 100 коротких повестей про сыщика Гарри Диксона, сначала переводя их с немецкого, а затем сочиняя сюжеты уже самостоятельно.

В общей сложности писатель стал автором более 1500 рассказов.

Умер в родном городе 17 сентября 1964 года.

Гент - родной город писателя
Гент - родной город писателя

Наиболее известные сборники:

"Сказки виски"

Обложка книги, бельгийское издание
Обложка книги, бельгийское издание

"Путешествие теней"

Обложка книги французское издательство Альма
Обложка книги французское издательство Альма

"Книга призраков"

Обложка книги, французское издательство Альма
Обложка книги, французское издательство Альма

"Колдовская карусель"

Обложка книги бельгийское издательство Марабу
Обложка книги бельгийское издательство Марабу

"Черные сказки про гольф"

Обложка книги бельгийское издательство Марабу
Обложка книги бельгийское издательство Марабу

"Последние Кентерберийские рассказы"

Обложка книги французское издательство Альма
Обложка книги французское издательство Альма

"Сказки Фульмара"

Обложка книги
Обложка книги

"Круги ужаса"

Обложка книги
Обложка книги

Писатель написал так же и множество повестей и романов, но, поскольку был силен именно в жанре рассказа и именно рассказы можно считать его коньком, мы рассмотрим наиболее интересные его работы в отдельных сборниках.

От себя могу добавить, что в нашей стране этот писатель почти неизвестен. Только отдельные любители готической и фантастической литературы могут с уверенностью назвать его имя. Из всех моих знакомых и друзей о Жане Рэе не слышал ни один человек, что очень характерно.

Мир Жана Рэя это сумрачные переулки, заброшенные чердаки, жуткие подворотни, старые дома, где нечисто, корабли, бороздящие далекие южные моря.

Его герои - авантюристы, кладоискатели, преступники всех мастей, кровавые убийцы и потрошители, пьяницы и сумасброды, колдуны и шарлатаны, путешественники и свихнувшиеся ученые. Словом, все те, чья жизнь и приключения вызывают живой интерес у читателей.

У писателя отличный слог, образное мышление и от того, обилие метафор в текстах. При этом, во многие свои рассказы он будто умышленно вставлял один и тот же "джентльменский набор", создававший необходимый антураж. Шотландский виски, финский кюммель, шартрез, курительные трубки из гудской глины, муслиновые занавески, мустьерский фаянс, английский редингот, вольтеровское кресло...

И неизменное описание блюд и кушаний, которыми угощаются его персонажи, в большинстве своем гурманы, настоящие ценители хорошей кухни.

Место действия его произведений, это Лондон, или какой-либо другой английский город, Гамбург или Роттердам, Берлин или северо-восток Франции. Фактически этот тот ареал, где жил и работал сам писатель. В радиусе 500 км от его родного Гента.

Если тематика была морской, география неизменно расширялась. Австралия, Сингапур, Индия, крупные портовые города, Гонконг, Бангкок, Шанхай.

Если это были небольшие повести о путешествиях, то автор часто писал о Северной Америке или Тихом океане, хотя сам там никогда не был.

Жан Рэй полностью выдумал свою биографию, якобы полную авантюрных приключений. Вероятно, ему хотелось выглядеть в глазах читателей настоящим морским волком, контрабандистом во времена "сухого закона" в Америке и бесстрашным укротителем диких животных в Юго-Восточной Азии. Разумеется, рассказам из первых рук читатель доверял бы гораздо больше и охотнее покупал его книги.

Сегодня мы разберем его первый сборник.

"Сказки виски" (годы написания 1919 -1925). Год выхода 1925.

Количество рассказов 27.

Краткое описание некоторых из них, как наиболее показательных в творчестве писателя.

"В полночь"

Некий человек сидит у себя в доме, в компании с бутылочкой виски. В полночь к нему в комнату приходит призрак. Не осмеливаясь обернуться и увидеть во мраке кто это, мужчина начинает гадать, чье это привидение. Может быть матроса, которого он убил за оскорбление? Нет. От призрака не пахло морем. Возможно это его умерший отец пришел навестить своего сына, не оправдавшего его надежд? Снова нет. Отец обязательно поцеловал бы его в голову. Вероятно это видение его девушки, чьей любовью он пренебрег? Неужели она умерла и пришла к нему? И опять ошибка. Ее рука даже не коснулась его. Кто пришел в полночь? Чья-то рука, пахнущая табаком и луком схватила его за горло. Это был его знакомый, подлый Бобби Моос, пришедший украсть его виски.

"Фортуна Герберта"

Молодой человек по имени Герберт, страдающий от безработицы в Лондоне и оставшийся практически без средств к существованию, принимает решение покончить с собой, если не разбогатеет к 5 часам вечера. Богатство не появилось само собой и в назначенный час он выпрыгнул из окна, прямо в густой туман. Очнувшись, он понял, что находится в полицейском отделении, где кроме него оказался еще один пострадавший. Некий старик, на которого он упал и случайно убил. Племянник погибшего забрал Герберта с собой, когда тот убедительно рассказал полиции, что не нарочно выпал из окна. Герберту повезло, человек, на которого он приземлился, оказался лордом и богатеем, известным скупердяем. Тот шел в контору, чтобы лишить наследства своего племянника. Таким образом, Герберт невольно помог своему новому знакомому, который оказался на редкость благодарным человеком. Он подарил ему свой Роллс-Ройс и дал крупную сумму денег. Кроме того, просил обращаться к нему, если в том будет нужда.

"Ночь в Камбервелле"

Подвыпивший джентльмен возвращается домой поздно ночью и обнаруживает, что в его квартире в лондонском районе Камбервелл оказались посторонние. Не было слышно тиканья его любимых часов, а вазы куда-то пропали. В доме воры и их надо задержать. Он вынимает из кармана револьвер и тут же в него дважды стреляют. Его шляпа слетает, пробитая пулей. Тогда он палит в ответ и кто-то в кромешной темноте падает на лестнице. Затем, чьи-то руки душат его. стремясь лишить жизни и уже теряя сознание он делает еще один выстрел. Второй враг повержен. Теперь прочь из дома. Герой рассказа бродит по сумрачному Лондону, бесцельно и бессистемно, стараясь прийти в себя. Наконец, под утро, он решается переступить порог своего дома и с удивлением обнаруживает, что часы и вазы на месте, а два убитых им человека отсутствуют. Пришлось навестить бар, чтобы немного посоветоваться с виски. Когда стрелок немного успокоился, он сообразил, что просто перепутал дома, а его ключ подошел к чужому замку. Где-то в Лондоне в неизвестном доме он убил двоих людей о которых никогда не узнает.

"Двадцать минут первого ночи".

Старый ростовщик вместе со своей служанкой Мириам перед тем как лечь спать каждую ночь дожидается определенного времени. Двадцати минут первого. Именно тогда из часов, которые ему заложил безумный изобретатель Гильмахер, покончивший с собой ровно год назад, из ниши на фронтоне вылезает скелет и протягивает свою костлявую руку. Ростовщику понравились эти часы, они показывали приливы и отливы, праздники, каждый час из них появлялся человечек, который взрослел на глазах и превращался в тот самый скелет в полночь. Скряга просил продать ему часы, а когда их создатель отказался их уступить, тот схитрил и одолжил ему такую сумму, которую мастер не смог отдать. И часы по суду перешли в его собственность. У часов была одна проблема. Появление мертвеца в полночь, никогда не удавалось настроить точно. Новый хозяин часов просил Гильмахера отрегулировать ему часы, но получал отказ. Для него это время, двадцать минут первого ночи было особенным и именно в этот час он и умер ровно за год до описанных событий. Было ли это действительно самоубийством? Ведь он просто вскочил на ноги, расхохотался и крикнул: "Час настал!" и тут же умер. С тех пор в это время часы начинали смеяться. Ростовщик ждал этой минуты, но когда она, наконец, наступила, не услышал привычного смеха. Из часов в кромешной темноте, после того как догорела маленькая свеча, вылезли две страшные руки и задушили ростовщика. Гильмахер передал ему свое проклятье.

"Доброе дело"

Миллиардер Норвуд только что прочитал газету, где восхваляли благотворительность других богачей и в досаде разорвал ее. Ему стало обидно, что его упрекают в скупости. Он решил, что сегодня непременно сделает доброе дело. Впервые за долгие годы стяжательства. Он принял в этот день в своем кабинете восемьдесят два человека и всем отказал в финансировании. Наконец, к нему впустили какого-то старичка, явного неудачника, принесшего нелепый и несостоятельный проект. Норвуд сразу понял, что у него просто крадут время, рассердился, ударил по столу, разбил вазу, но вовремя вспомнил о своем намерении сделать доброе дело и выписал чек на сто тысяч долларов. Старик едва смог уйти из кабинета, все время путая выключатель и дверную ручку и роняя портфель на пол. Через некоторое время служащий принес чек на выделенную сумму обратно. Он объяснил Норвуду, что старик так разволновался возле кассы, что приговаривал "Такая радость... такая радость", а потом упал и умер.

Большинство рассказов написано в подобном ключе. Обычные люди в необычной ситуации или наоборот. Это основная тема работ Рэя.

Продолжение следует...

Спасибо на внимание.