Текст: Галина Мумрикова
Фото: Нина Кондратьева
На днях в Музее Москвы прошел вернисаж новой выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО». Вообще Государственный план Электрификации России был рассчитан на 10-15 лет. Он был связан не только с введением в строй электростанций в Шатуре, Кашире, Нижнем Новгороде и т.д., не только со строительством ГЭС, но и с повсеместным развитием всей электроэнергетики, прорывом всей экономики. Появившаяся тогда профессия «энергетик» стала едва ли не самой почетной и уважаемой. Еще в советской школе мы твердо усвоили, что «лампочку Ильича» действительно зажег Владимир Ленин – своим умом, авторитетом, взором, устремленным в будущее. Все школьники СССР знали известное изречение: коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны.
Режиссер, архитектор и сценограф «электрической выставки» Дина Караман разделила все пространство на зоны, названия которых говорят сами за себя – «Ток», «Свет», «Линии», «Город». Разумеется, немалое пространство отведено документам и фотографиям людей, которые посвященные людям, которые стояли у истоков электрификации – Глебу Кржижановскому, Роберту Классону, Александру Винтеру. Большое внимание уделено символу авангардной архитектуры – Днепрогэсу.
Искусство в век новой энергетики тоже развивалось параллельно той энергии, которую принесло электричество в повседневную жизнь советских людей. Тогда требовалось мощное искусство, в котором простая лампочка накаливания, провода и столбы электропередач, новые приборы – одним словом, – все новейшие атрибуты времени становились образами эпохи и вдохновляли живописцев, скульпторов, графиков на художнические подвиги. Идиллические пейзажи, натюрморты, пухлые ангелочки – бурно развивавшийся авангард не принимал старую живопись. Изобразительное искусство и архитектура того времени преподносило зрителям некий производственный романтизм, «героями» которого стали машины, станки, конструкции, обновленные сельские пейзажи.
В экспозиции выставки можно увидеть работы Александра Дейнеки, Климента Редько, Александра Родченко, Роберта Фалька, Ольги Розановой, Якова Чернихова, Ивана Жолтовского и многих других. Так, Яков Чернихов предсказывал, что графика будет новым международным языком цивилизации. Ведь именно он разработал своеобразную «грамматику» для архитектурных произведений и других видов графической коммуникации.
Григорий Гидони в то незабываемое время стал автором невероятных синтетических концепций, в которых он соединил свет и цвет, создав светомузыку, светоархитектуру и даже светотеатр. Климент Редько в поисках новой живописной реальности создал экспериментальное направление авангардной живописи Электроорганизм и все время пытался найти некий эмоциональный колорит на стыке нового и старого. Трендами 1930-х стали производственные темы, повседневный пейзаж, монументальность созидания – никакой красивости. Например, на картине Александра Воронина «Производство масляных переключателей» яркого нет ничего – люди просто работают.
Свет, без которого мы не мыслим своего существования, действительно создавался в героические времена, что не могло не отразиться и в искусстве 1920-1930-х, в котором на первый план вышли монументализм, конструктивизм и пафос революционного романтизма.
Кураторская группа: историк архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова, историк и искусствовед (галерея «На Шаболовке») Катерина Телегина.
Консультанты: историк архитектуры НИУ ВШЭ, сотрудник музея Мосэнерго Юлия Шуленина.
Выставка продлится до 24 октября.
#выставки#музей москвы#искусство#
яков чернихов#музеи