Вице-чемпионы России повторно проиграли «Бенфике» со счетом 0:2 (теперь в Лиссабоне) и теперь проведут осень не в Лиге чемпионов, а в групповом турнире Лиги Европы.
Мацуев идеально выразил настроения красно-белых фанатов
Настроение красно-белых болельщиков в последние дни (а скорее, недели) наилучшим образом выразил Денис Мацуев. Знаменитый музыкант и преданный поклонник «Спартака» в минувшее воскресенье принял участие в чествовании вернувшихся с Игр в Токио российских олимпийцев, сыграв на Красной площади тот самый первый концерт Петра Ильича Чайковского, который заменял нашим спортсменам национальный гимн на Олимпиаде. А попутно прокомментировал последние события скандального характера в его любимом футбольном клубе.
Точнее, Мацуев отказался все это комментировать. Он с ноткой горечи заявил, что хочет обсуждать саму игру, а не то наносное, что ее окружает и создает негативный фон. И лишь выразил пожелание и надежду, что все эти скандалы вокруг красно-белых в кратчайшее время схлынут, и команда сможет сосредоточиться на футболе.
Но беда в том, что слишком многое командой Руя Витории на старте этого сезона уже было упущено. И если слабый старт в РПЛ (три очка после трех игр) еще вполне можно поправить, выиграв несколько матчей подряд, то мимо Лиги чемпионов в сезон своего столетия «Спартак» фактически пролетел уже после первой квалификационной игры, проиграв на своем поле «Бенфике» 0:2.
Поражение произвело удручающее впечатление даже не столько счетом, сколько игрой москвичей, особенно во втором тайме. Команда Жорже Жезуша просто уничтожила хозяев «Открытие Банк Арены» после перерыва, создав вдвое или даже втрое больше голевых моментов, чем смогла реализовать. И говорить после такого провала о каких-то шансах в ответном поединке в португальской столице было просто верхом наивности.
Нервная ротация от Витории
Даже беглого взгляда на стартовые составы команд в ответной встрече было достаточно, чтобы понять, насколько разным было психологическое состояние наставников. Жезуш выставил практически тот же набор игроков и в той же расстановке, заменив лишь Хариса Сеферовича в роли выдвинутого вперед нападающего на Гонсалу Рамоша.
А Витория устроил какую-то нервную и лишенную здравого смысла ротацию, в буквальном смысле напомнившую тасование колоды карт и вытаскивание из нее игроков рубашкой вверх. Потом переворачиваешь – и только тогда узнаешь, кто тебе выпал: бубновый туз или шестерка крестей. А может, пиковая дама…
Хорошо хоть линия обороны осталась в прежнем виде, хотя Георгий Джикия, из зоны которого «Бенфика» забила оба мяча в московском матче, вполне мог угодить в немилость главного тренера и «остаться в колоде» рубашкой вверх. Зато в средней линии и группе атаки перестановок было с избытком. С первых минут вышли не только Зелимхан Бакаев с Эсекиэлем Понсе, но и, прости Господи, Александр Ломовицкий.
Ладно Понсе – аргентинец хотя бы заслужил попадание в стартовый состав хорошим настроем и забитым мячом в концовке провального для «Спартака» поединка третьего тура РПЛ с «Нижним Новгородом» (1:2). Но другие корректировки «основы» изначально вызывали большие сомнения в их обоснованности. Понятно, что некстати травмировались Квинси Промес и Виктор Мозес, но все равно вопросов по составу к Витории возникло немало.
В плане тактической расстановки «Спартак» скорее придерживался схемы 4-4-2, нежели 4-3-3. Дуэт форвардов составили Понсе и Джордан Ларссон, а Бакаев располагался на правой бровке в цепочке из четырех полузащитников.
Первый тайм ушел на то, чтобы просто отбиться и сохранить ничью
Красно-белые начали матч очень активно, с претензиями на владение мячом и встречный прессинг при его потере. Однако лиссабонцы парой резких контратак дали понять, что намерены заставить соперника больше внимания уделить обороне. А еще москвичи играли с огнем, подолгу возясь с мячом на своей половине поля и стараясь через мелкий пас выйти из-под прессинга. Риск потери и молниеносной атаки соперника был весьма велик.
Минуте к 20-й игра вошла в привычное русло, которое упрощенно описывается незамысловатой фразой: хозяева атакуют – гости отбиваются. Причем вскоре отбиваться пришлось лихорадочно и абы как: «Бенфика» не на шутку вдавила красно-белых в их штрафную. Пицци со второй попытки пробил выше ворот, а затем мяч долго метался возле ворот Александра Максименко, в любую секунду грозясь в них оказаться.
Ни о какой контригре у гостей в эти 10-15 минут речи даже не шло – не пропустить бы! Ко всему прочему Ломовицкий схлопотал довольно раннюю желтую карточку, а Самюэлю Жиго дважды достались болезненные удары от соперника – вот не хватало еще потерять ключевого защитника…
За восемь минут до перерыва мог впервые в матче громко напомнить о себе Ларссон, которому хорошо бросили мяч на ход по месту правого инсайда. Однако защитник португальцев в чистом подкате предотвратил выход спартаковского шведа один на один с голкипером Одиссеасом Влаходимасом. Спустя пару минут издали решил пробить Наиль Умяров, но мяч пролетел метра на два выше правой девятки.
Резюме первой половины было неутешительным для «Спартака»: если в домашнем поединке красно-белые за 45 минут хотя бы создали несколько моментов, то теперь просто сохранили нулевую ничью. Которая только приблизила лиссабонских «орлов» к следующему квалификационному раунду Лиги чемпионов.
Бывший игрок «Локо» окончательно похоронил «Спартак»
После перерыва соперники минут пять «выходили из раздевалки», а потом резко взвинтили скорости. «Спартак» стал больше рисковать, играя на встречных курсах. Справа пытались вывести к воротам Ломовицкого – ему перекрыли кислород. Затем после атаки хозяев у москвичей была возможность организовать контрвыпад «4 в 3», но Ларссон, дотащив мяч до центра поля, затянул с передачей, и его накрыли соперники.
Зато «Бенфика» была куда более эффективна впереди. Лиссабонцы провели быструю атаку с переводом мяча на правый фланг, откуда последовал нацеленный прострел на линию штрафной. Джикия сумел заблокировать убойный удар Рафы Силвы, но мяч отскочил к Жоау Мариу, и бывший игрок «Локомотива» без помех пробил в дальний угол.
Открыв счет, подопечные Жезуша почувствовали себя совсем спокойно: ведь с отменой правила выездного гола даже три пропущенных на своем поле мяча теперь не грозили им вселенской катастрофой – только дополнительным временем Но о каких трех пропущенных мячах можно было вести речь, если организовать даже один гол казалось невыполнимой задачей для «Спартака».
В составе «Бенфики» тем временем дебютировал недавно перешедший из бельгийского «Генка» украинский форвард Роман Яремчук. Жезуш давал практику игрокам, поскольку сезон в Португалии только-только стартовал. Но команда у него уже в большом порядке. Не то что у его давнего и принципиального соперника Витории, который несколько лет назад возглавлял именно «Бенфику».
Теперь же Жезуш может тихонько злорадствовать: Витория со «Спартаком» потерпел первое болезненное фиаско, вылетев из Лиги чемпионов на стадии отбора. В отдельно взятом матче в Лиссабоне, возможно, «Спартак» не выглядел совсем уж безнадежно, хотя уже в добавленное время пропустил и второй мяч после комичного рикошета от обоих центральных защитников – удар, кстати, наносил Яремчук. Но в свете последних событий и скандалов общий исход противостояния не вызывает удивления. Более классная команда легко обыграла команду менее классную, которую к тому же раздирают внутренние неурядицы.
Теперь красно-белым придется утешаться участием в групповом турнире Лиги Европы.
Лига чемпионов
3-й квалификационный раунд. Ответный матч
«Бенфика» (Лиссабон, Португалия) – «Спартак» (Москва, Россия) – 2:0 (0:0)
Голы: Жоау Мариу, 57 – 1:0. Жиго, 90+2 – в свои ворота – 2:0
«Бенфика»: Влаходимос – Лукас Вериссимо, Отаменди, Вертонген (Ф.Морато, 46) – Диогу Гонсалаеш (Жилберто, 78), Жоау Мариу, Вайгль, Гримальдо – Рафа Силва (Таарабт, 86), Пицци (к) (Эвертон, 65) – Гонсалу Рамош (Яремчук, 65)
«Спартак»: Максименко – Рассказов, Жиго, Джикия (к), Айртон – З.Бакаев (Мирзов, 65), Зобнин, Умяров (Крал, 65), Ломовицкий – Э.Понсе (Соболев, 81), Ларссон (Игнатов, 81)
Предупреждения: Отаменди, 16. Ломовицкий, 25. Ларссон, 68. Вайгль, 70
Судья: Энтони Тэйлор (Англия)
10 августа. Лиссабон. «Эштадиу да Луж»
Первый матч — 2:0