Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

«Орел» - первенец русского флота до Петра Первого

Когда мы говорим о создании русского регулярного военно-морского флота, мы обычно подразумеваем Петра I, что не совсем верно. Да, действительно, массовое строительство кораблей началось при Петре Великом, но первые попытки завести регулярный флот предпринимались еще при его отце, царе Алексее Михайловиче «Тишайшем». И связано это с постройкой корабля (флейта) «Орел»

В 1664 году персидский шах Аббас II дал дополнительную привилегию русским купцам, а спустя три года попросил разрешения, в свою очередь, персидским купцам торговать шелком-сырцом через территорию России. Алексей Михайлович это разрешение дал, а еще русские взяли на себя обязательства , за дополнительную плату, конечно, охранять товары, транспортируемые по русской территории. Вот для охраны столь важных для России торговых путей по Волге и Каспийскому морю было принято решение построить корабли европейского типа . Инициатором выступил ближайший советник Алексея Михайловича, руководитель Посольского и Малороссийского приказов, Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Именно ему и было поручено курировать постройку флота.

Первоначально предполагалось, что строиться корабли будут непосредственно в Астрахани. Но там было неспокойно. В Москву приходили известия о начавшемся казацком восстании под руководством Степана Разина. Тогда было принято решение организовать строительство в дворцовом селе Дединово, расположенном на р. Оке, недалеко от впадения р. Москвы.

Строительство еще и не началось, а уже столкнулось с первыми трудностями. В России не было мастеров, способных выполнять кораблестроительные работы. Поэтому пришлось приглашать их из-за границы, с Голландии. Сначала наняли четырех корабелов, во главе с корабельным мастером Ламбертом Гельтом, а потом – еще семерых. Один из этих семерых, полковник Корнелиус фан Буковен стал руководителем работ. Начальником строительства был назначен дворянин Яков Леонтьевич Полуехтов

Отсутствие грамотных специалистом было не единственной проблемой, с которой столкнулись при кораблестроительных работах. На верфи не поставляли необходимого количества железа, постоянно задерживалось финансирование из казны, ощущалась нехватка необходимых инструментов, которые тоже приходилось закупать за границей.

Однако, несмотря на все трудности, стройка сыграла большую роль в дальнейшем развитии отечественной промышленности. Верфь в Дединово была первой отечественной верфью, где использовалось разделение труда, а также свободный найм рабочих. Русские плотники и кузнецы, работавшие под руководством иностранцев, перенимали у них тогдашние передовые кораблестроительные технологии.
Работы, по понятным причинам, продвигались медленно. «Орел» был заложен в ноябре 1667 года, спущен на воду через полгода, весной 1668 года, а полностью отделка была завершена только весной 1669 года. Корабль был трехмачтовым, имел длину 24,5 м, ширину - 6,4 м, при осадке приблизительно 1,5 м. Был вооружен 22 пушками. Экипаж состоял из 23 человек. Кстати, кораблем управляли голландцы во главе с капитаном Давидом Бутлером. Кроме «Орла» было построено несколько более мелких судов: яхта, бот, две шлюпки. Все строительство обошлось в очень немаленькую по тем временам сумму – 9021 руб., из которых на постройку собственно «Орла» ушло 2221 руб.

В свое первое (и последнее) путешествие «Орел» вышел 7 мая 1669 года. Его сопровождала яхта. Небольшой караван должен был пройти по Оке, выйти в Волгу, и, с несколькими остановками, достичь Астрахани. Без особых происшествий корабли достигли Нижнего Новгорода. Там, во время пятидневной стоянки, «Орел» дооснастили, экипаж усилили 35 стрельцами, на всякий случай, поскольку тогда на Волге было очень неспокойно. Добавили к каравану еще несколько вспомогательных судов с припасами.
Дальше все пошло не столь успешно. «Орел» несколько раз садился на мель, терял якоря… В конце концов, корабль «Орел» и сопровождающие его суда прибыли в Астрахань через 3,5 месяца после начала путешествия, 24 августа 1669 года.

В Астрахани «Орел» простоял 9 месяцев. Сначала ожидая погрузки товаров, а потом пережидая восстание Степана Разина. Не переждали… Казаки взяли Астрахань, корабль попал в руки восставших, моряки вместе с капитаном Давидом Бутлером убежал в Персию, а стрельцы перешли на сторону восставших.

А что произошло с самим кораблем? А вот это точно неизвестно… Долгое время считалось, что Разин «Орел» сжег, пока в 1973 году Ю. П. Тушин не обратил внимание на один интересный документ из астраханского архива, датируемый 1677 годом. Там упоминались стоявшие недалеко от Астрахани в протоке Кутум «корабль и полукорабелье», присланные в Астрахань Алексеем Михайловичем. В документе нет никаких названий, но считается, что других кораблей подобного типа, кроме «Орла» и сопровождавшей его яхты, там быть не могло.

Если в этом документе речь идет действительно об «Орле», то последнее упоминание о нем относится к 1680 году. Тогда по указу царя Федора Алексеевича специально созданная комиссия осмотрела корабли на предмет дальнейшего использования и пришла к выводу, что они полностью сгнили и плавать больше не могут. После чего было принято решение снять с кораблей все железные части, а сам деревянный корпус пустить на дрова. Вот так печально закончил свой путь первенец отечественного кораблестроения.

Первая попытка создания в России регулярного, по европейскому образцу, флота, потерпела неудачу. И на то есть, как минимум, две причины. Во-первых, постройка кораблей нового типа, для России было очень дорого и очень сложно технологически. Для того, чтобы начинать это очень тяжелое и очень затратное дело, в стране, которая практически не вылезала из войн и народных волнений, нужна была очень серьезная мотивация. А вот с мотивацией были большие проблемы. Потому что, во-вторых, и это самое главное, подобный флот для России XVII века был не нужен. У нашей страны не было тогда выхода ни к Черному, ни к Балтийскому морям. Даже путь в Азовское море был перекрыт. Так что таким кораблям просто было негде плавать. Поскольку на Каспийском море вполне можно было бы обойтись традиционными стругами-плоскодонками, на которых там плавали испокон века. Тем более, что они гораздо больше подходили для плавания на мелководье Каспия, чем суда европейского типа с большой осадкой.

Но все же опыт создания корабля «Орел» сыграл огромную роль в истории отечественного кораблестроения. Петр I, строя несколько десятилетий спустя, по европейскому образцу, русский регулярный флот, в значительной степени ориентировался на опыт с кораблем «Орел». Многие мастера (плотники, кузнецы, парусных дел мастера), этот самый флот строившие своими собственными руками, начинали свою деятельность именно на верфи села Дединова.
Так что не надо думать об «Орле» свысока. Да, этот небольшой (даже по меркам XVII века) корабль не снискал себе славы, не ему пришлось жечь и отправлять на дно иностранные флоты, не ему пришлось открывать новые моря и континенты, но ведь именно с этого маленького кораблика и начался весь русский флот.

Автор - Николай Ганчук