9 августа 1942 года в Блокадном Ленинграде в Большом зале Филармонии состоялась премьера седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которую позже (по примеру Анны Ахматовой) так и будут называть - Ленинградская. До этого произведение уже исполнялась в Куйбышеве весной 1942 года. Дирижировал оркестром Самуил Самосуд. Тогда на премьере присутствовали корреспонденты из разных стран, поэтому ещё до того, как симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, она уже успела прогреметь на весь мир: самые именитые западные оркестры захотели заполучить партитуру и не медлили отправить запрос в СССР. Однако почётное право первым за пределами СССР исполнить легендарную седьмую симфонию получил всемирно известный дирижёр Тосканини, который уже летом 1942 года представил её публике вместе нью-йоркским оркестром. Концерт имел оглушительный успех мирового значения, а великая музыка Шостаковича с тех пор стала символом несломленного духа советского народа и сокрушительной победы над «армией тьмы».
Как родилась Ленинградская симфония
Мало кто знает, что Дмитрий Шостакович начал работать над седьмой симфонией за 6 лет до начала Великой отечественной войны. Тогда он сочинял вариации в жанре пассакалья, который представляет собой траурное шествие в Испании. Тема произведения была достаточно простой. Её характерной чертой было то, что динамика действия строилась благодаря сухому звуку барабанов. Постепенно их звучание нарастало до невероятной мощи, что символизировало нашествие сил зла. Однако Шостакович был утомлен написанием симфонии и отложил её до более подходящих времён, которые наступили уже в первые месяцы войны...
«Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог».
Из воспоминаний Д. Шостаковича
Шостакович принял решение вставить начатую шесть лет назад пассакалью в симфонию: в итоге она стала крупным эпизодом в законченном произведении. Летом 1941 года была закончена работа над первой частью симфонии. После этого Шостакович сразу начал работать над средними частями, которые были написаны до его эвакуации из блокадного Ленинграда.
Работа над четвёртой частью симфонии была для композитора самой трудной. Именно она должна была стать окончательным и оглушительным торжеством сил света над силами тьмы. Однако Шостакович в эти дни был очень подавлен событиями, происходившими вокруг. Его мать и сестра не смогли уехать из осажденного города, поэтому композитор очень переживал за их состояние. Ему нужно было что-то, что вдохновит его, даст надежду на победу в этой страшной войне, ведь именно этим должна была завершиться симфония.
Несмотря на нечеловеческие трудности, Шостакович закончил работу над седьмой симфонией уже 27 декабря 1942 года.
Карл Элиасберг и ленинградский оркестр
По иронии судьбы, руководить оркестром, впервые исполняющем в блокадном Ленинграде седьмую симфонию Шостаковича, выпала честь выдающемуся дирижёру немецкого происхождения Карлу Элиасбергу. В условиях осажденного голодающего города, который подвергается ежедневным обстрелам, собрать оркестр из 80 дееспособных музыкантов было практически не выполнимой задачей. Большинство музыкантов либо погибли от голода страшной зимой 1941 - 1942гг., либо покинули город. Поэтому пришлось формировать оркестр из военнослужащих, которые приезжали на репетиции прямо с передовой.
"По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижера Элиасберга привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта. Вместо оружия им предстояло взять в руки музыкальные инструменты"
Из воспоминаний флейтистки Галины Лелюхиной.
Несмотря на то, что музаканты и дирижёр страдали от истощения, на репетициях они выкладывались в полную силу, понимая какая на них лежит миссия.
«Перед концертом… наверху установили прожекторы, чтобы согреть сцену, чтоб воздух был потеплее. Когда же мы вышли к своим пультам, прожекторы погасили. Едва показался Карл Ильич, раздались оглушительные аплодисменты, весь зал встал, чтобы его приветствовать… И когда мы отыграли, нам аплодировали тоже стоя… Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно!.. За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли»
Из воспоминаний участницы ленинградской премьеры
седьмой симфонии Шостаковича Ксении Матус.
Концертный зал Ленинградской филармонии был набит битком. Кроме того, симфония звучала по городскому радио так, чтобы не только жители блокадного города, но и немцы могли слышать эту невероятную музыку.
Наше наследие
Ленинградская симфония по сей день является одной из самых узнаваемых и часто исполняемых классических музыкальных произведений в мире. В свое время она стала настоящим оружием возмездия, невероятным торжеством жизни, символом окончательной и бесповоротной победы нашего народа в этой страшной войне.
Спустя много лет, после очередного концерта в ГДР к Шостаковичу подошел пожилой немец, и сказал, что 9 августа 1942 года он был в ряду с теми, кто надеялся в ближайшие дни пройти торжественным маршем по улицам Ленинграда. Но когда он услышал симфонию, звучащую как ему казалось в мёртвом городе, он понял, что Гитлер проиграет.
Благодарю за внимание! Ставьте лайк, если вам была интересна эта статья, и подписывайтесь на канал, чтобы всегда знать каким был этот день в истории))