Зрение - сложнейший психический и физиологический процесс. Не секрет, что до 80-90% информации о мире мы получаем при помощи зрения. И ведь недаром знаменитые учёные называли глаза мозгом, вынесенным наружу. По сути, так оно и есть, ведь сетчатка глаза одной природы с мозговой тканью. Зрение является одним из важнейших процессов жизнедеятельности человека. Поскольку мы разбираем в последних статьях всевозможные практики и упражнения для улучшения работы мозга, особенно в детском возрасте, необходимо понимать, что вообще такое зрение, как оно происходит, как работает. Считайте эту статью небольшим теоретическим экскурсом, прежде чем мы перейдём в ближайшее время к практическим упражнениям
Почему развитие зрительных способностей так важно именно в детстве?
В детском возрасте, что тоже факт, происходит закладка фундамента будущего всей дальнейшей жизни человека. Развитие человека интересно тем, что в ходе него могут происходить сбои, проблемы. Они чаще всего не действуют как полный тормоз, но могут при этом вызывать причудливые эффекты адаптации мозга, психики, к текущей реальности. Так, скажем, если ребёнок привык в раннем детстве всего добиваться истерикой, поскольку другими способами до окружающих его взрослых не достучаться, то скорее всего подобная модель сохранится у него и в будущем, более старшем возрасте. Ведь для конкретного человечка эта модель работает. Если ребёнку для того, чтобы сделать уроки, нужна раскачка в несколько часов, то та же самая история - так и будет происходить даже во взрослом возрасте, когда очень долго раскачиваемся, запрягаем, отмеряем десять раз, лишь затем что-то там отрезаем. Сегодняшняя тема - про зрение. Проблемы со зрением, а их реально тысячи, могут вести к подобному эффекту искаженного развития, когда человек пытается своими силами и способами адаптироваться к своей проблеме, как-то привыкнуть к ним
Сегодня мы говорим о зрении, причём как с психологической стороны вопроса, так и физиологической. Не буду сильно грузить теорией, но это придётся сделать, чтобы понимать некоторые причины происходящего, а также чтобы была наглядная видимость и сложность описываемых в этот раз процессов
Что такое зрение? Что такое зрительное восприятие?
Итак, что же такое зрение? На этот вопрос вот так вот однозначно не ответишь, потому что это сложнейший процесс, который может одновременно описываться и с точки зрения биологии, физиологии, так и с точки зрения Психологической науки, т. е. науки, изучающей мозг и его процессы. Коротко, это процесс восприятия мира посредством глаз (одного из видов органов чувств человека). Это способ восприятия света (особого вида электромагнитного излучения) органами зрения. Описания неисчерпывающие, как мы понимаем, то есть это тот случай, когда одно вытекает из другого. Что точно может сказать любой абсолютно человек, который в детстве даже учебник по биологии не открывал, что за зрение отвечают глаза, которыми мы видим, ну и что ещё в этот процесс скорее всего вовлечён головной мозг. Ведь зрительные образы и т. п. могут существовать не только в глазах, как мы знаем. Биологическое (физиологическое) описание процессов будет включать в себя широкий рассказ о том, как устроены глаза, нервы, мозг. В очень многом будет происходить пересечение с психологическими основами. На глубинных уровнях описания, конечно, в физиологии будет больше про клетки, ткани, физические и химические процессы. Психология будет, в свою очередь, описывать глобальные материи с интеграционным подходом к изучению вопроса
С точки зрения психологии, зрение - это в первую очередь восприятие. Восприятие - это многостадийный процесс. Сказать, что за зрение отвечают одни лишь глаза - в корне неправильно. В этом сложном процессе на каждой его стадии есть орган или их группа, есть связующие их звенья. В целом же, верно, это звенья цепи. Цепи непростой - нейронной сети. Или даже скорее, совокупности нейронных сетей
Органы зрения и стадии, через которые проходит зрительное восприятие предмета
Допустим, человек смотрит на горящую свечу. Это будет предмет. Его глаз принимает световое излучение от свечи. Свеча на самом деле выглядит не так, как мы её видим. Ведь мы не видим теплового спектра. Не видим радиации вокруг предметов. Не видим иных видов волн и т. д. То есть наш глаз, сам по себе, является фильтром: воспринимает ровно то, ровно в тех спектрах, в каких может физиологически. Изображение попадает на сетчатку, которая является основным компонентом глаза по приёму изображения. Отдельные её части принимают свет, а другие - цвет (те самые палочки и колбочки). Таким замысловатым образом происходит первичное преобразование светового, фотонного сигнала в нейроэлектрический. Неправильно будет называть его чисто электрическим сигналом, так как мы не роботы и не компьютеры. Не является он и чисто электрическим по той причине, что в нервных клетках обмен, передача информации происходит при помощи и электрических импульсов, и особых химических реакций. Например, в сетчатке это происходит при помощи обмена (распада) йодопсина и родопсина
Из сетчатки сигнал попадает в зрительный нерв. Зрительный нерв передаёт сигнал с минимумом искажений и изменений. Его роль, как органа, проста - передача сигнала. Желательно, с минимумом искажений. При этом, как мы помним, огромное количество информации идёт от глаза к мозгу каждый момент времени. Это не могло не сказаться на структуре, устройстве самого зрительного нерва. По сути, это большой "кусок" белого мозгового вещества: той самой подкорки, про которую часто говорят. Вернее говоря, сделаны они из одного "мяса".
Далее, сигнал приходит в первичные зоны зрительного восприятия головного мозга. Вообще, процессы, вроде зрения или слуха проходят 3-4 слоя обработки сигнала. Итак, сигнал попадает в первичную зону. Находится она под корой головного мозга. Там несколько структур, одна из которых - так называемое четверохолмие. Сигнал проходит ЧЕРЕЗ четверохолмие, но зрительный путь оканчивается всё же не здесь. Четверохолмие - одна из древнейших частей мозга, отвечающих за немедленную и мгновенную реакцию. Никогда не задумывались, почему при резкой вспышке света рефлекторно закрываются глаза, а через тело в некоторых случаях ещё и дрожь пройдёт? Это реакции четверохолмия. Собственно, оно реагирует на резкие "вспышки" света и звуков. Интересно, что не в одно мгновение времени это происходит. Если происходит вспышка, а затем, через пару мгновений, взрыв, то эффект будет усилен многократно. Если одновременно, то воспримется что-то одно.
Итак, сигнал идёт далее, поступает в основной первичный центр восприятия зрения. На этом уровне происходит приём точек, пятнышек, линий, цветов и интенсивности света. Здесь ещё нет целой картины. Дальнейшая картина происходит уже во вторичном и третичном слоях зрительного анализатора (зрительный анализатор - это система участков мозга, отвечающих за зрительное восприятие). Вот тут уже происходит складывание узоров в какие-то фигуры, объекты. А на более высоких уровнях, уже появляются ассоциации и дальнейшая обработка видимых изображений. На третичном и на четверичном (некоторые учёные его тоже выделяют) происходят уже ассоциации, вспоминается опыт, интегральное восприятие предмета. Грубо говоря, смотря на свечку, я вижу и понимаю, что это свеча; понимаю, что она горит; знаю, что можно обжечься, но можно и комнату осветить. Более того, я ещё словами, как бы не пытался сопротивляться, "произнесу" слово свечка. Да, это будет не голосом, но слово-ключ к предмету я вспомню. Возможна ситуация, что я вижу незнакомый предмет. Тут тогда мозг будет работать, пытаться на основании имеющегося опыта и знаний, как-то понять увиденное. Вот почему, очень полезно наблюдать время от времени совершенно новые картины и предметы! Даже банальная смена пейзажа может пойти на пользу, так как активируются новые связи в головном мозге, происходит освежение
За зрение отвечает несколько нервов
Зрение - настолько сложный процесс, что за него отвечает несколько нервов. Если взять слух тот же, то там всего один нерв (одна пара нервов, говоря точнее), отвечающих за приём слуховой информации. За зрение же отвечают зрительные нервы, а ещё глазодвигательные (именно они отвечают за движение глазных яблок туда-сюда, а также за работу мышц, обеспечивающих сужение-расширение зрачка, опущение и подъем век: да, мышц в глазу и вокруг глаза также несколько). Помимо глазодвигательных нервов, косвенно отвечают слезные и верхнечелюстные нервы. Последние две пары нервов не обеспечивают зрения как такового, но существенно поддерживают этот процесс. Скажем, боль, раздражение глазных яблок, а также такой процесс как плач, идут именно от этих нервов. К слову, напрямую, все эти виды нервов не связаны, как и участки мозга, отвечающие за них. Всё происходит опосредованно, при помощи головного мозга (он тут как дирижёр), его слаженной работы. Вот только всегда ли слаженной?
Проблемы зрения: физиологические и психологические
У зрения могут быть проблемы физиологического плана. За это отвечают офтальмологи. Если совсем плохо, то ещё и неврологи (нейрохирурги). Это всевозможные заболевания глаз, мышц, нервов, обеспечивающего аппарата (например, сухим глаз может быть из-за того, что плохо выделяются слёзы). Если мы говорим о детях, то тут конечно нужно проводить полное обследование глаз, а также иметь заключение невролога, что нет неврологических проблем
Чаще же у вполне здоровых, с точки зрения медицины, детей бывают проблемы психологического плана. Скажем, из-за того, что в 1-2 классе пошла серьёзная зрительная нагрузка, многие дети быстро утомляются. Или вот другой пример: "смотрим в книгу, видим фигу". Банальная дислексия/дисграфия, когда дети без каких-либо недостатков с точки зрения офтальмологии, неврологии, прочей медицины, вполне здоровы, но воспринимать зрительную информацию не могут. Сюда же относятся сложности с чтением чертежей, схем, графиков. Да что там говорить, прочитанный текст не воспринимает и не понимается. Хороший доктор (офтальмолог или невролог) посоветуют в таком случае обращаться к педагогике и психологии
Чем же здесь поможет психология? Своими нейроупражнениями: это всевозможные тренировки, практики, упражнения (в том числе медитативные). Интересно, что через зрение, зрительные упражнения, можно добиться улучшения работы мозга в целом, так как включается большое количество звеньев (движение, восприятие, передача сигналов и т. д., и т. п., что мы разбирали выше)
В следующих статьях мы специально разберём несколько интересных методов улучшения именно зрительного восприятия. Поучимся, как снимать зрительное упражнение, а также как улучшить качественно эстетические зрительные "чувства"
Благодарю за внимание! Буду рад комментариям и вопросам Продолжение следует
P. S. Здесь могло бы быть больше изображений, но к сожалению далеко не всё пропускается алгоритмами Яндекс.Дзена. Изображение мозга было воспринято алгоритмом как порнография, что символично ))))))