Залман родился в 1916-м году в городе Себеж под Псковом. Он был четвертым ребенком в еврейской семье мелких служащих Афроима Яковлевича и Рахили Исааковны Храпинович. Окончив начальную школу, Залман переехал в Москву к старшему брату, отучился в ФЗУ при электрозаводе и начал свою трудовую деятельность слесарем-электриком на строительстве метрополитена.
Во время учебы юноша начал посещать Театр рабочей молодежи, которым с 1933-го года руководил Валентин Плучек. Впоследствии Плучек и его друг — драматург Алексей Арбузов совместно организовали театральную студию, куда приняли своих лучших учеников. В их числе был Залман, проработавший там до начала войны. По совету Арбузова, он взял псевдоним Гердт, а имя и отчество изменил на Зиновия Ефимовича гораздо позже.
В военное время студия стала фронтовым театром. Актер не воспользовался бронью и ушел на фронт добровольцем. В 1943-ем году он был тяжело ранен в бедро. Одиннадцатая по счету операция сохранила Гердту ногу, однако хромота осталось навсегда.
После демобилизации он вернулся в столицу и, еще на костылях, начал показываться в театрах, но везде получал отказ. От безысходности актер отправился на прослушивание к руководителю Театра кукол Сергею Образцову и тот принял его в труппу. Вскоре Залман блистал в кукольном спектакле “Необыкновенный концерт”. Конферансье Эдуард Апломбов в его исполнении стал всеобщим любимцем. С этой постановкой театр много гастролировал по миру, а Гердт вел конферанс на языке той страны, где они выступали (подсчитано, что он сыграл роль Апломбова пять с половиной тысяч раз).
Большинство коллег любили Зяму (так его называли родные и друзья) за душевную щедрость и жажду справедливости, но врагов у него тоже хватало. Он никого и ничего не боялся. Открыто высказывал свою точку зрения на любую тему, защищал талантливых актеров, не способных за себя постоять, что приводило к конфликтам с Образцовым. Режиссер не хотел терять своего премьера и долгие годы сносил его вольнодумство. Однако настал момент, когда чаша терпения Сергея Владимировича переполнилась.
За несколько дней до отъезда на очередные заграничные гастроли, Герд узнал, что в составе труппы произошла замена. Хорошего артиста, имеющего свою партию в спектакле, заменили на бездаря, так как кто-то за него “похлопотал”. Возмущенный Зиновий пришел в кабинет Образцова, положил на стол свой загранпаспорт и заявил, что без этого человека (его фамилию история умалчивает) никуда не поедет. Мэтру пришлось восстановить статус-кво — играть спектакль без Гердта было невозможно. Но в скором будущем он сполна поквитался с актером.
По возвращении из поездки, Зиновия вызвали в Министерство культуры и ознакомили с ультиматумом Образцова: “Или я, или Гердт”. Он написал заявление “по собственному желанию” и покинул театр, где прослужил 36 лет. Через год Зиновий выступал на сцене Театра имени Ермоловой.
О работе Гердта в кино читайте в продолжении