Найти тему
Половинка Луны

Из-за чего османские дамы в бане дрались

Оглавление

Конкуренция за тёплое местечко, наблюдатели с шашлыком в руке, мокрые полотенца и грязь. О причинах конфликтов в османских хамамах.

1. Кто первый встал, того и тапки

Османы обожали чистоту, а строительство хамамов было самым популярным способом для богатых потратить деньги на благое дело. Однако часто население района или города росло слишком быстро, потому хамам не мог вместить всех желающих. Чтобы точно попасть туда состоятельные дамы присылали служанку, чтобы та забронировала местечко. А вот люди победнее ранним утром отправляли в хамам старшую женщину в семье. У неё было мало обязанностей по дому, и она могла "застолбить" самое тёплое, во всех смыслах, местечко в хамаме сразу же после его открытия. И вот бабушка, при которой часто был выводок маленьких детей, рассаживалась в одной части хамама, а в другой ставила банные тазики и плошки. Спустя какое-то время подтягивались остальные женщины семейства.

Конкуренция за свободное пространство была колоссальной, ничего удивительного, что дело порой доходило до драк: в банное полотенце женщины заворачивали те самые поливальные миски и покачивали друг друга.

Карикатура на женский хамам, начало 20в.
Карикатура на женский хамам, начало 20в.

Спорили не только из-за свободных мест, но и за самое удобные пространство: лучшими в хамаме считались места, что рядом с источником горячей воды и дальше всего от входа, то есть самые тёплые.

2. Оконные наблюдатели - предмет волнения мужей

Османские власти всегда рассматривали чрезмерное присутствие женщин на улицах как потенциальную причину беспорядков (например, Махмуд II 1809г. отменил торжества по случаю рождения его дочери по этой причине). Хамам был самым популярным местом, где могли собираться женщины, потому власти очень внимательно относились к поведению мужчин в окрестностях женских бань. Селим I распорядился, чтобы:

  1. Мужчины не собирались и не сидели рядом с хамами или на дорогах, к ним ведущих;
  2. Мужья не провожали своих женщин в баню. И плевать, что банный тюк и ребёнка дама должна была волочь на себе. Правила приличия важнее!
  3. Вообще любые праздно шатающиеся на соседних улицах элементы должны были быть ликвидированы.

Но хитрющие мужчины придумали, как обойти эти предписания и продолжать глазеть на женщин: они обосновались на верхних этажах домов улиц, ведущих к женским баням. Там открыли заведения, в которых продавали бозу (напиток, у которого нет аналога на Западе, но по сути эта была та же пивнушка, только без алкоголя, естественно).

боза
боза

Вскоре мужчины обнаглели настолько, что стали жарить кебабы. Мусульманки стали стесняться дороги в хамам. Слухи дошли до самого султана и в 1594 году заведения с бозой в близких к женской бане кварталах были запрещены, а того, кого ловили за этим недостойным занятием, отправляли в тюрьмы или на принудительные работы.

3. Мокрые полотенца и грязь

Регулировали, конечно не только то, что было по дороге в хамам, но и то, что происходило внутри него. Так как хамам тесно связан с религиозным омовением и чистотой, само собой подразумевалась, что внутри должно быть чисто и тепло. Но так было далеко не всегда.

-3

Сохранилось судебное дело начало 18-го века, в котором жители жаловались на грязь, холод и мокрые полотенца.

В 1874 году Али Эфенди жаловался в своей колонке в газете "Базирет", что в стамбульских хамамах не проявляют никакого уважения к османским солдатам, которые рисковали своей жизнью, защищая родину. Увидев солдат, входящих в хамам, банщики начинали хамить, заявляя, что воды нет или она ещё не нагрелась. Если в баню всё же удавалось попасть, им давали мокрые полотенца и мочалки. Причина такой враждебности, по словам Али Эфенди, была в льготной плате за вход в баню. Такое поведение было неприемлемым, и Али Эфенди призвал власти Стамбула что-то с этим делать.

-4

Али Эфенди сетовал не только на неуважение к военным, но и на возможный урон здоровью, поскольку "мокрые мочалки и полотенца делают людей больными"

Хобби
3,2 млн интересуются