Найти тему

Породненные Севером

Заметки с выставки

Без всякого преувеличения скажу, что в культурной жизни нашего города произошло значительное явление: в городском музее открылась выставка фотографий Александра Потапова, объединенная им одной темой: «Породненные Севером».

Вместе с первыми посетителями переходя от стенда к стенду, от фотографии к фотографии, подобранных и размещенных автором в почти неуловимой последовательности и логичности, я уже не могу понять, где, на каком уровне, как документальная, казалось бы, фотография переходит в художественную. Справедливее — в высоко художественную. Каждая работа предназначена как для самостоятельного существования, так и для последовательной серийной цепочки под таким обязывающим названием. Каждая фотография — произведение, заставляющее пережить те ощущения, которые испытал сам автор.

Бывая в редакции, я всегда недоумеваю, как в таком маленьком закутке, где и двоим-то не разойтись, но тем не менее громко именуемым «Фотолаборатория», рождается прекрасное. Хотя знаю, что настоящая лаборатория художника — его жизнь, его мечты, сны, симпатии и антипатии. Приоткрыть ее дверь для читателей я и попробую.

Мне говорить об Александре Петровиче — человеке и фотомастере — легко и трудно. Легко, потому что знаю его много лет, внимательно слежу за его творчеством, радуюсь его удачным снимкам, созваниваюсь, захожу пообщаться. Легко, потому что внешне он человек открытый и простой. Трудно оттого, что внутренне он — натура яркая, колоритная, со своим богатым внутренним миром, с огромными творческими возможностями, к сожалению, еще до конца не востребованными. Где-то в коридорах власти пылится готовая рукопись его стихов, украшенная фотографиями, которая пока никак не может, без содействия отдела культуры и мэра, перейти в новое качество — книгу (Прим. ред. Вероятно, автор говорит о книге «Колокола», которая вышла в 1997 году). Абсолютно убежден в том, что нужно обязательно, чем только можно, помочь автору. Нужно дать человеку возможность творить. Нужно лелеять и беречь таланты, нас окружающие, относиться к ним бережнее, говорить о них, чаще показывать людям. Хорошо, что отдел культуры, городской музей стали понимать это и при хорошем взаимодействии работают в этом направлении последнее время.

Почему-то принято считать, что все великое и значительное происходит где-то далеко, в крупных городах и столицах. Ну что может произойти в нашем маленьком городе, где почти все меж собой знакомы и привыкли как друг к другу, так и к пейзажу, нас окружающему? Лично я с этим не согласен. Именно в провинции, вдали от «шума городского», часто рождаются творцы и художники. Уединение, спокойное течение жизни, постоянное общение с природой формируют созидательное сознание, философское мировоззрение и душевный микроклимат. Хотя всегда удивляюсь, как это, снимая многие годы родные пенаты, фотографируя на одном «пятачке» одной местности, Александр Потапов находит в окружающей нас жизни великое разнообразие. Тут у него свой космос, и поблуждать в нем для него — одно удовольствие. Легкое, казалось бы, занятие: снимай да снимай, но легкость эта обманчива.

Знаю, с какой требовательностью относится к своей работе и, в первую очередь, к себе Петрович. Всегда, в любое время суток он готов ехать, идти, лететь, плыть на съемку. Ему неприемлем вирус равнодушия и безразличия, он сумел сохранить в себе высокую нравственность.

У него постоянная потребность сказать правду, как личный наказ памяти, совести: я это видел, я испытал на собственной шкуре, и я должен запечатлеть, оставить как документ в собственной судьбе и в судьбе горожан то, что видел, то, что было.

А было многое.

Тысячи снимков за многие годы. Тысячи людей и сюжетов. С кем только ни пришлось встречаться, где только ни пришлось побывать! Нет такого предприятия, шахты, школы, цеха, магазина, где бы не побывал по заданию редакции и по зову сердца. Спускался в шахты, залазил на трубы котельной, летал на вертолетах, ездил на оленях, плавал по морю, ночевал в рыбацких и заброшенных охотничьих избушках, облазил все горы, сплавлялся по рекам.

Я считаю бесспорной удачей этой выставки ее нестандартность, отсутствие формальных изысков. Здесь живо передана жизнь в ее разумных проявлениях. Во всем чувствуется определенная раскованность, знание материала.

В фотографии нет простых жанров. Портрет, может быть, один из самых сложных: снимать лицом клицу, глаза в глаза... Но какие прекрасные портреты на этой выставке! Люди на снимках живут, разговаривают с нами и из настоящего, и из далекого прошлого. А кто-то глядит на нас и из будущего. Фотограф интересен не только тем, что он последователен в своем творческом движении. Интересен сам по себе стиль, характер этого движения — балансирование по «канату» хорошего вкуса: шаг в сторону может привести к падению, к переходу манеры в манерничанье.

Александр Петрович предпочитает темную тональность кадра. Согласно аксиомным представлениям, она признак чуть ли не пессимистического настроя. У него — другое. Тональность его снимков свидетельствует о спокойном, сдержанном повествовании. Более того, она не мешает автору быть оптимистом. Он снимает чрезвычайно многоликий мир в чуть не законченном виде, как бы давая нам понять: жизнь продолжается, она была до его снимков и будет продолжаться после.

Он открывает и показывает нам новые неведомые прежде ее стороны. Зритель может увидеть разнообразие характеров и почувствовать неповторимое настроение, разлитое во всех подробностях нашей местечковой жизни. Вместе с автором мы видим, кем и как строился, развивался наш город, и как завершающий мазок художника — снимок города с вертолета. Вместе с ним мы любуемся изяществом природных форм, его пейзажных фотографий и как будто находимся в суровый морозный день на Белом камне, на Желтой сопке или вдыхаем морской соленый воздух далекого Охотского моря.

Объектив его фотоаппарата, как третий глаз художника, то иронически прищуренный, то широко распахнутый, постоянно стремится вобрать в себя и показать нам мир, мимо которого мы подчас ходим, не замечая ничего вокруг. И вот уже рождаются «Вдвоем среди людей», «Своя ноша», «Березы белые», «Калитка в апрель», «Добрые люди», совершенно замечательный «Техсовет», мгновенно подсмотренная «Что он ей сказал?». И, совершенно меня поразившая работа, может быть, вообще одна из его самых лучших за все время, мимо которой просто невозможно пройти, не остановившись и не задумавшись — «Наследник и наследие», в которой автор поднимается до вершин публицистики.

Известно, что по почерку можно составить представление о характере человека, его склонностях. Я не берусь по фотопочерку Александра Потапова делать заключение о его характере. Но то, что автор — ярко выраженная творческая индивидуальность — в всякого сомнения.

Геннадий Патрахаев, газета «Наше слово» №3 (7634) от 6 января 1995 года

***

Ежегодно 19 августа отмечается Всемирный день фотографии! Учреждён он был в 2009 году по инициативе австралийского фотографа по имени Корске Ара.

Дата праздника была выбрана в связи с тем, что в этот день в 1839 году широкой общественности был представлен метод получения отпечатка фото – дагерротипа, прототипа фотографии. Данное изобретение принадлежит Луи Жаку Манде Дагеру, у которого патент на столь перспективную инновацию выкупило правительство Франции, оно и провозгласило его изобретение "подарком миру". Ведь изобретение Дагера стало первым шагом на пути к фотографии как общедоступной "технологии".

По этому поводу мы публикуем заметки Геннадия Патрахаева с выставки Александра Потапова (1995 год).

Мы поздравляем с всех, имеющих отношение к фотографии, с праздником! Публикуйте в комментариях под постом свои самые интересные снимки в жанрах: портрет, пейзаж, репортаж!

#MuseumSVU #СеверныйУрал #Североуральск #ДеньФотографии #СевероуральскийКраеведческийМузей #MuseumSVU_краеведение