Объединив Монголию, Чингисхан занялся административными преобразованиями, с помощью которых было бы легче управлять огромной страной, племена которой еще были склонны проявлять вольность. Традиционные родоплеменные ополчения были заменены единой, хорошо организованной армией с системой воинских подразделений.
Воины, происходящие из одной общины и хорошо знавшие друг друга, составляли десяток, десятки, в свою очередь, объединялись в сотни, сотни — в тысячи, а тысячи — в тумены — крупные подразделения в десять тысяч воинов, по сути, являвшиеся военными корпусами.
Вся монгольская армия подразделялась на два крыла, в каждом из которых было по два тумена: барун-гар (правое, то есть, восточное) и дзун-гар (левое, то есть, западное). Каждое кочевье — айл, должно было поставлять в армию не менее десяти воинов.
Каждый воин был своего рода универсалом: он был вооружен длинным прочным копьем, которым поражал противника на скаку, парой дротиков — коротких и легких метательных копий, саблей и луком. В схватке он прикрывался от ударов противника небольшим щитом, а пленных захватывал, метко кидая на них аркан.
Чтобы сохранять быстроту и маневренность с таким тяжелым оснащением, монгольские воины носили не металлические кольчуги, а легкие панцири из плотной кожи. На голове они носили металлический шлем полусферической формы, у которого на макушке имелось возвышение. Идя в контактный бой, монголы закрывали лица металлическими личинами — сплошными забралами с прорезями для глаз.
Каждый воин брал в поход нескольких лошадей, чтобы пересаживаться с одной на другую по мере того как животные уставали и не сбавлять темпа движения. В атаку монголы бросались верхом под устрашающе развевавшимися бунчуками — знаменами из конских хвостов. В сражении очень быстро маневрировали, активно использовали обманные приемы, завлекая неприятеля в засаду. Тактическое искусство постоянно совершенствовали, устраивая коллективные охоты на степных животных.
Дисциплина в армии Чингисхана была железной. Командиры должностью выше начальника сотни сами в бой не ходили, а располагались на возвышенности, наблюдая за ходом битвы и отдавая распоряжения. Самим идти в атаку им было запрещено, чтобы в случае их гибели войско не осталось без руководителя.
Если воин бежал с поля боя без соответствующей команды начальника, вместе с ним убивали весь десяток, в котором он служил. Мера, с нашей точки зрения, выглядит крайне жестокой, однако здесь следует учитывать монгольский менталитет. Десяток состоял из членов одного рода, который и посылал в армию своих воинов, не допуская туда трусов и малодушных. Если воин обращался в бегство, это причинило бы страшный позор его роду: значит, там не хватает достойных мужчин, что род вынужден присылать в войско трусов. И сородичи трусливого бойца скорее сами бы предпочли умереть, чем терпеть такой позор.
Впрочем, на военную службу отправлялись самые мужественные и сильные люди, поэтому если бегство воинов и случалось, то крайне редко, как бы критически ни складывалась ситуация в сражении.
Чингисхан вместо древних неписаных монгольских обычаев издал общий для всей державы свод законов. Мудрость и справедливость в них переплетались со свойственной кочевым обществам средних веков жестокой дисциплиной. Например, человек, который во время переезда в степи видел, что у его спутника незаметно для того выпал лук, и не сказал товарищу об этом, подлежал казни: ведь путник, потерявший в глухой степи лук, мог умереть от голода из-за того что нечем было охотиться.
Некоторых преступников в наказание ссылали в Сибирь — в ее юго-восточные районы, тоже населенные монгольскими племенами, где быт из-за климатических условий был особенно тяжел по сравнению с другими землями Монголии.
Статья в полной версии на сайте👇
В ленте читайте👇
Не забудьте поставить лайк и подписаться (если вы еще не с нами). Яркого лета 🌴🌞⛵ Пусть сбывается все хорошее🙂
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.