Найти в Дзене
Просто вместе

Стремление быть только первым с ранних лет, хорошо это или плохо?

Оглавление

Все дети хотят быть лучшими, хотят чтобы их заметили и похвалили. В детском саду соревновательный дух особенно силён. Родители удивляются, когда я нахваливаю порядок в наших игрушках. "Дома не заставишь убрать за собой!" Так, то дома, там не интересно, а в садике наперегонки! Кто первый, кто лучше, кто быстрее и аккуратнее!

Фото Яндекс картинки
Фото Яндекс картинки

Я никого не заставляю. Просто прошу:

"Заканчиваем игры, убираем игрушки, готовимся к ужину!"

Очень редко, когда приходится повторить эту просьбу. Обычно кто-то из детей реагирует первым, и я это отмечаю.

"Дарина - первая! Молодец!" И понеслось! "А я?" "И ты молодец!" "Данил, молодец, аккуратно поставил!" "Настя, молодец, конструктор убрала на место!" И такая похвала достаётся каждому.

Такие соревнования у нас во всём. Мыть руки, или построиться на физкультуру, одеться на прогулку... Нет, с прогулкой такое не проходит. Тут наоборот, сдерживаю. Первыми должны одеваться самые медлительные.

На занятиях тоже торопыг приходится останавливать. Справиться с заданием первым, не значит выполнить хорошо.

Мои дети, которых я вела с двух до шести лет, в этом отношении были особенными. Все 2011 года рождения, и видимо звёзды так сошлись, что все как один, стремились быть первыми! Как двадцать пять детей могут быть одновременно первыми? Примерно с четырех лет начались слёзы, обиды, а порой и драки: "Я хотел встать первым!"

Как я только не пыталась это урегулировать! Сказывалось то, что моего опыта ещё не хватало. После большого перерыва в работе, я была как воспитатель - новичок. Приходилось заново изучать психологию и педагогику. Искать решение проблемы методом проб и наверное, ошибок. Мне было действительно сложно объяснить детям, как первый может стать последним, а последний первым, и что это совсем ничего не значит! Построились в две колонны и сразу слёзы, "Я не хочу быть последним!"

Разворачиваемся, и последний становится первым! Или встаём в круг, здесь точно нет первого и последнего. Строиться по росту тоже не вариант, никто не хочет быть самым маленьким!

Сейчас таких проблем нет. Дети другие, или я научилась справляться?

Стараюсь не строить детей без необходимости. Но ведь их надо учить ходить парами, или в строю. Поэтому я сама решаю, кто встанет первым в колонне. Это может быть ребёнок, который во время завтрака первым съел кашу, или нарисовал красиво яблоко, или хорошо сложил свои вещи. Не важно, главное, что каждый раз это другой ребёнок. Нет обид, и есть здоровое стремление сделать что-то хорошо! Правильно это или нет? Не знаю, но уже несколько лет, в группе нет детских слёз и обид по этому поводу. Но стремление быть лучшими есть, и это хорошо.

Плохо, когда ребёнок не готов уступать и проигрывать!

Пример из моего первого выпуска

Дамир больше всех плакал, от того, что "не первый". Он никак не мог смириться, с тем, что кто-то бегал быстрее, прыгал выше, бросал мяч дальше чем он!

Игра с наматыванием ленточки на карандаш, стала для него тяжёлым испытанием. Участвовать ему хотелось, а мысль, что он может проиграть была невыносима. Он просто злился и плакал! Одна из девочек его успокаивала:

"Не бойся, ты обязательно выиграешь, у тебя всё получится, это не сложно!"

Я предлагала для начала потренироваться. Не помогло даже моё обещание, угостить его конфетой, при любом исходе игры.

"Мне не нужна конфета! Вы не понимаете! Я боюсь проиграть! Я ни за что не стану проигрывать!"

Выручила его всё та же девочка, Марина. Она шепнула ему на ушко, что поможет ему выиграть. Они встали в пару, и стали наматывать ленточку с двух сторон на карандаши. Конфета - приз победителю привязана по центру ленты! Дамир волновался так, что карандаш в его руках скользил, а лента запутывалась. Девочка старалась крутить очень медленно, давая ему фору! Умничка! Как же она радовалась его победе! Как радовался Дамир!

Разговор с мальчиком, я провела что называется, по горячим следам.

"Ты понимаешь, что на самом деле она тебе поддавалась, и ты выиграл нечестно?"

Он пытался сопротивляться и даже обижаться. Но всё же признал, что это была не его победа. Конфету он отдал Марине со словами благодарности.

Почему девочка ему помогала?

"Он как мой братишка, тот тоже сразу плачет, если не получает что-то первым! Мне его жалко, он же маленький, и я всегда ему уступаю."

На мой вопрос не жалко ли ей было отдавать победу, она ответила очень по-взрослому:

"Нет, я же знаю, что по-настоящему выиграла я!"

Итоги разговора с родителями детей:

Мама Дамира:

"Это мой характер, я тоже не могу уступать! Знаю что от этого плохо мне самой, и ничего не могу с этим поделать!"

Мама Марины:

"Да, мы учим дочь уступать младшему брату, но каждый раз подчёркиваем все её достоинства. А малыш подрос, пора уже и ему взрослеть. Теперь учим его слушаться старшую сестру, и уступать ей, потому что она девочка."

Хорошо, когда дети стремятся быть первыми, и умеют уступать. Но как этого достичь я не знаю. Ведь у Дамира тоже есть младший братишка, которого он очень любит, и уступает, и жалеет его. Но на других это не распространяется!

Всё имеет значение, и воспитание в семье, и характер ребёнка, и условия в которых формируются эти качества.

Как воспитывать детей, чтобы они выросли целеустремлёнными, уверенными в себе и социализированными? Достаточно ли для этого навыков полученных в детском саду? Стоит ли родителям обращать внимание на детские победы и неудачи?

Буду благодарна, если получу ответы в ваших комментариях.

Подписывайтесь на канал и не пропустите новые публикации, где обязательно найдёте для себя что-нибудь интересное.